Доктор педагогических наук, первый проректор
по образовательной и научной деятельности Академии
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, Москва
Уважаемая Светлана Юрьевна! Спасибо, что пришли в гости к читателям журнала. Расскажите немного о себе.
Сначала хочу поблагодарить редакцию журнала за возможность побеседовать о системе дошкольного образования в России. Это действительно очень важная тема, поскольку с системой образования прямо или косвенно связано подавляющее большинство нашего населения. Повышение эффективности образования напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. А профессионализм работы каждого конкретного педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, выступает ключевым условием развития детей и их успешной социализации.
Особенность современной системы дошкольного образования заключаются в том, что она открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию.
Сильной стороной дошкольного образования на современномэтапе является развитие его вариативных форм как условие повышения качества и доступности. Наряду с традиционными ДОО получили развитие такие формы, как группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, семейные группы, группы раннего развития. На базе многих дошкольных организаций функционируют консультационные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям по вопросам адаптации и развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессия «педагог» мне очень близка. Я выросла в «учительской» семье: отец всю жизнь посвятил обучению студентов педвуза физике. Моя мама реализовала свою трудовую деятельность также в рамках педагогического вуза в должности руководителя управления кадрами и делопроизводством. Поэтому выбор профессии и вуза передо мной не стоял — это Уссурийский государственный педагогический институт. По первому образованию я филолог.
К нынешней своей должности я пришла через профессиональное погружение во все уровни образования: от дошкольного до системы дополнительного профессионального образования: это большой, трудный, но интересный опыт и воспитателя детского сада, и учителя начальных классов, а позднее учителя русского языка и литературы, и преподавателя вуза.
Кроме непосредственно преподавательского труда мне был интересен и научный поиск решения проблем обучения и воспитания. Этот интерес я реализовывала сначала в рамках очной аспирантуры, а затем в работе над докторской диссертацией.
В чем видите свою миссию на столь беспокойной и ответственной должности?
Главная задача современного дополнительного профессионального образования (ДПО) — не просто дать педагогу знания, а обеспечить ему все необходимые условия для дальнейшего профессионального развития и роста, развить склонность к самообразованию и самосовершенствованию.
Современную систему ДПО характеризуют сжатые сроки обучения, большой объем получаемой информации и серьезные требования к уровню знаний, компетентности педагога. И в этом педагогам дошкольных организаций пришли на помощь интерактивные технологии: мозговые штурмы, круглые столы, сasestudy, деловые и ролевые игры, мастер-классы, обсуждения в группе, тренинги, интерактивные конференции и многое другое.
Все эти методы объединены высокой эффективностью и целым рядом преимуществ:
— обучение становится индивидуальным, учитывающим особенности личности, интересы и потребности каждого педагога;
— появляется возможность емко и сжато представить любой объем учебной информации;
— в несколько раз улучшается визуальное восприятие, значительно упрощается процесс усвоения учебного материала;
— активизируется познавательная деятельность педагогов, они получают теоретические знания и практические навыки, совершенствуют имеющиеся компетенции и формируют новые, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.
На заседании Госсовета 23 декабря 2015 г. В.В. Путин отметил, что для создания достойной мотивации педагогов, условий их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации необходимо:
— во-первых, внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям;
— во-вторых, внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, непрерывному профессиональному росту.
Решения поставленных задач я считаю миссией системы дополнительного профессионального образования в целом, и моей в частности, поскольку в Академии я курирую вопросы организации и обеспечения качественной образовательной деятельности для педагогов, учительского корпуса, преподавателей вузов и ИПК, руководителей системы образования различных уровней. Кроме того, переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, направленных на повышение социального статуса дошкольной образовательной организации и обеспечение равенства возможностей в получении дошкольного образования, требует серьезной научной работы. Это тоже зона моей деятельности в Академии.
В современной России востребовано патриотическое воспитание. Какими путями можно совместить потребность встраивания в мировую образовательную систему и необходимость сохранения национальной идентичности, интеграцию и обособление?
Сегодня воспитание рассматривается как первостепенный приоритет в образовании. Оно должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания — формирование у детей гражданской ответственности, правового самосознания и духовности.
С назначением нового министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой деятельность Министерства сегодня определяется стремлением к срочному и всемерному восстановлению воспитательного начала в образовании на всех уровнях: от дошкольного до высшего. Тем более что Правительством РФ уже утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы. Этот документ восстановил союз государства и общества в деле просвещения и воспитания молодежи, что заключает в себе значительный духовно-нравственный смысл.
Какие направления в дошкольном образовании сегодня приоритетны помимо равного доступа к образовательным услугам?
В рамках изменения законодательной и воспитательно-образовательной системы дошкольного образования закономерным становится вопрос об обновлении его содержания, которое должно обеспечить развитие личности детей в различных видах деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
ФГОС ДО определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей. Главный акцент сделан на развитии воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, общение с детьми, семьей, воспитателями. Педагог должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Введение в действие ФГОС ДО предполагает наличие у педагогов ДОО компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в новых условиях, что, в свою очередь, требует качественной подготовки и повышения квалификации.
От принятия педагогами идеологии стандарта, знания механизмов введения ФГОС ДО, а также нормативного правового поля для работы образовательных организаций согласно новых требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования зависит эффективность реализации образовательного процесса.
Инновационными концептами дополнительного профессионального образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования выступают:
— создание и эффективная реализация программ повышения квалификации руководителей и педагогов по проблемам дошкольного образования;
— современные технологии обучения руководителей и педагогов;
— диагностика знаний педагога на различных этапах повышения его квалификации, внутренняя и внешняя оценка качества повышения квалификации руководителей и педагогов;
— создание учебно-методического трансфера по дошкольному образованию.
Ключевыми темами современных программ повышения квалификации руководителей дошкольных организаций являются создание нормативного правового, финансово-экономического и кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО. Наиболее актуальные темы современных программ повышения квалификации для педагогов дошкольного образования — современные подходы к содержанию и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, эффективные формы работы с одаренными детьми, дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, формы социального партнерства ДОО с родителями.
Можете нарисовать обобщенный портрет современных педагогов-дошкольников и руководителей ДОО, приходящих повышать профессиональную квалификацию в Академию?
Закрываю на миг глаза и представляю этот образ — с добрыми глазами, милой улыбкой, открытой душой... Таким мне запомнился обобщенный образ моих воспитателей.
Мне кажется, педагог представляет собой образец для подражания, который несет в себе сформировавшиеся на высшем уровне личностные и профессиональные качества. Это творческий, высоконравственный, компетентный специалист своего дела, имеющий глубокие познания в педагогической теории и психологии, обладающий высочайшим уровнем педагогического мастерства, владеющий современными технологиями воспитания и обучения, осознающий свою ответственность за воспитание будущего поколения страны.
Наши слушатели — педагоги и руководители ДОО — по-прежнему добрые, чуткие, внимательные, терпеливые профессионалы своего дела, творческие и находчивые, любящие не только детей, но и свою работу, умеющие заинтересовать каждого ребенка и найти подход к каждому из них. Других в этой профессии и быть не может!
Академия сотрудничает только с ближними к Москве областями или есть всероссийский охват?
Наша Академия — организация «федерального масштаба». Мы так и называемся — Федеральное государственное автономное образовательной учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Академия повышает квалификацию и проводит профессиональную переподготовку работников образования всех уровней всех субъектов РФ как в рамках государственного задания (за счет бюджета), так и на внебюджетной основе. Сегодня Академия «открыла второе дыхание». Это связано, в первую очередь, с назначением в сентябре 2014 г. ректора Евгения Юрьевича Малеванова.
Новое поколение специалистов X X I в. выставляет жесткие требования к современному руководителю. Большинство работников не желают слепо доверять стереотипному мышлению своего босса и бездумно выполнять все его распоряжения. Поэтому основное психологическое качество хорошего руководителяобраз его мышления.
Во время принятия практических решений управленец должен мыслить:
— перспективно и проблемно, что дает возможность заранее предугадать какие-либо трудности и выработать стратегию их преодоления;
— системно, т.е. рассматривать любое дело с различных позиций и предусматривать все влияющие факторы;
— обоснованно и практически, чтобы быть способным отличить факт от субъективного мнения, а реальное положение вещей от кажущегося;
— консервативно и одновременно нешаблонно, т.е. уметь гармонично сочетать свой накопленный опыт и новаторство свежих подходов;
— оперативно, чтобы реагировать на любые изменения и тенденции максимально быстро и действовать рационально;
— целеустремленно и последовательно, что позволяет правильно выставлять приоритеты и отделять первоочередное от второстепенного;
— самокритично, чтобы время от времени смотреть на свои действия со стороны и принимать во внимание позитивный опыт других людей;
— постоянно развиваться и улучшать свои профессиональные навыки.
Именно такой образ мышления и присущ нашему нынешнему руководителю. Евгений Юрьевич активно взаимодействует с нашим учредителем — Министерством образования и науки Российской Федерации, нашими региональными коллегами и партнерами, руководит большим коллективом Академии, вызывая у всех доверие и уважение к себе. А это дорогого стоит.
Сегодня Академия становится статусной в образовательном пространстве организацией дополнительного профессионального образования. И это заслуга ректора. Но без поддержки коллектива Академии добиться таких результатов, конечно, невозможно.
Было бы неправильным не назвать хотя бы несколько фамилий сотрудников, которые много сил, знаний, жизненного опыта вложили в развитие Академии:
Г.А. Обернихина, И.А. Дядюнова, Т.В. Болотина, А.К. Крупченко, В.В. Кузнецова, Я.В. Бондарева, А.М. Семибратов, И.Д. Демакова, Н.В. Брусенцова, Н.А. Кузнецова, Л.Н. Ляликова и многие другие, которых я не смогла перечислить в силу очень большого перечня, который, понятно, не может поместиться в формат данной статьи. Пусть простят меня коллеги за это.
Что Вы пожелаете читателям журнала — руководителям дошкольных организаций?
Желаю творческой энергии, вдохновения в непростой, но очень нужной профессии — педагог!
А еще желаю быть честными перед собой, любить жизнь и не сдаваться, что бы ни случилось!
Беседовала Е.В. Боякова