У нас в гостях О.И. Солянникова

У нас в гостях

Солянникова Оксана Игоревна, старший воспитатель, Школа № 1359. Награждена Почетной грамотой Министерства образования Московской области Департамента и науки города Москвы. Победитель конкурса «Педагог года» Люберецкого района и финалист конкурса «Педагог года Подмосковья», Москва

Здравствуйте, Оксана Игоревна, скажите, пожалуйста, какова миссия педагога дошкольного образования и его роль в воспитании ребенка?

Я знаю точно: работая в детском саду, детей надо любить! Любить, понимать и беречь. Ценность детства настолько высока, что нужно беречь каждую минуту этого отрезка жизни человека. Ребенку хорошо там, где его любят.

Современные гаджеты мешают взрослым и детям общаться, отнимают у них все больше времени, которое можно было бы уделить друг другу. Живут рядом дети и их родители, но не играют вместе, не беседуют друг с другом, не делятся самым сокровенным, порой даже и не разговаривают друг с другом. У мамы проблемы на работе, в личной жизни, ребенок сыт, одет, не мешает, молчит, а чем занят был целый день, о чем думал, что его заботило или тревожило — неизвестно. Поэтому перед педагогами стоит еще одна задача — объяснить родителям самоценность детства, все возможности, которые формируют личность маленького человека сначала в игре, а затем в общении. Очень хочется объяснить всем родителям: «Не бойтесь сами играть с ребенком, играть, а не обучать с рождения». Самый ценный взрослый для ребенка — товарищ по игре. В детском саду — воспитатель, дома — папа, мама, близкие.

Какие важные вопросы сегодня решает педагог в работе с родителями?

Одна из важнейших задач — как научить взрослого любить своего ребенка не только, когда он тихо и спокойно играет, но и когда он почему-то сердится, капризничает, упрямится? Ребенка надо любить и понимать, понимать, почему он так себя ведет именно сегодня, сейчас, по какой причине он сегодня не хочет есть, отказывается петь, лепить или танцевать вместе со всеми.

Как объяснить, что нужно беречь здоровье ребенка, его сон, интересы, игру... Не ломать созданное им чудо, выслушать придуманную сказку, рассмотреть рисунок и удивиться ему, обходить и беречь построенный на ковре замок — царство, где живет игра...

Вот для этого и нужен детский сад — не место для «хранения» ребенка, а место, где можно помочь взрослому научиться играть с ребенком, развивать его, там, где ребенку комфортно, куда он охотно идет к своим сверстникам.

Что же лучше: семья или детский сад? Где лучше воспитывать ребенка? Можно по-разному ответить на этот вопрос. Хорошо, когда семья и детский сад дополняют друг друга, помогают друг другу, когда совместные усилия педагогов и родителей направлены на воспитание здорового, всесторонне развитого человечка. Задача педагогов — выслушать, помочь, научить взрослых видеть и понимать своего ребенка. Для этого вся работа детского сада должна быть доступна, открыта.

Как Вы оцениваете работу в крупных образовательных комплексах Москвы?

Я считаю, что в настоящее время работа старшего воспитателя в Москве раскрывает новые перспективы — это сочетание методической и административной работы, организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями, со школьным звеном.

Детские сады Москвы вошли в состав крупных образовательных комплексов, школ. Педагогическим коллективам пришлось перестраивать свою работу. Раньше мне было непонятно, как могут несколько образовательных учреждений работать по одной образовательной программе и годовому плану. Сейчас мы написали уже вторую образовательную программу для работы наших дошкольных групп, в которой учтены все современные требования к работе в школе, инновации московского образования. Учтены традиции и направления работы всех восьми зданий, где ведется работа с дошкольниками.

Работа в дошкольных группах в составе школ, крупных образовательных комплексов открывает сейчас новые возможности и перспективы перед педагогическими коллективами. Это возможности общения, обмена опытом, совместных педагогических действий.

Есть ли в Вашей команде люди, способные инновационно и творчески мыслить? Как Вы работаете с коллективом в этом направлении?

В нашем комплексе трудится Галина Евгеньевна Жукова, музыкальный руководитель, талантливый педагог. Она преподаватель кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. Основным направлением ее научной работы являетсяформирование музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, что нам понятно, близко и интересно. Ей разработан полный методический комплекс к данной программе. Очень ценно, что мы можем получить методические рекомендации и идеи из «первых рук» автора. Поэтому наш выбор очевиден.

Мы очень ценим наших педагогов. В одном из зданий работает Юлия Анатольевна Дерябкина — учитель-дефектолог, имеет авторские разработки по вопросам коррекционного развития и обучения дошкольников. Она охотно транслирует свой опыт, проводит выездные семинары по всей стране. Такие люди буквально «заряжают» своей энергией всех окружающих, помогают двигаться вперед. В нашей школе крепкая команда старших воспитателей, специалистов, участвующих в разработке образовательных и рабочих программ дошкольного образования, вместе составляют годовой план работы. В школе есть психолого-педагогическая служба, в состав которой входят психологи, логопеды, дефектологи. У специалистов есть возможность помочь друг другу в сложных вопросах, в этом большая ценность работы в большом комплексе. Мы поддерживаем начинающих педагогов, стремимся создать каждому ситуацию успеха и уверенности.

Как организована развивающая предметно-пространственная среда? Наша школа с 2020 г. принимает участие в проекте «Дошкольное образование без границ». Инновационная программа, по которой мы работаем, помогает планировать и организовывать работу в таком пространстве, в ней есть весь необходимый материал для педагогического творчества в этом направлении.

Новое образовательное пространство требует от воспитателей новых подходов к работе с детьми в течение всего дня, раскрывает новые перспективы и свободы для творчества и, самое главное, очень нравится детям. В группах имеются различные пространства: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал удобно заменять, добавлять новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Есть место и для «тихонь», и для подвижных детей.

Каким образом в детском саду организована подготовка к школе? Как можно оценить успехи ребят?

Ежегодно около 80—85% воспитанников переходят из дошкольных групп в первый класс нашего комплекса, поэтому очень важно уделять внимание подготовке ребят к школе. Педагоги на протяжении нескольких лет проводят занятия по программе, которая имеет целевые ориентиры и помогает подготовить детей к школьному обучению. Но мы поняли, что для ребят подготовительных к школе групп нужен особый стимул, чтобы они сами могли следить за своими успехами.

Педагоги разработали серию занятий, мероприятий, нацеленных на то, чтобы эта подготовка прошла качественно, в игровой форме. С середины учебного года мы начинаем серию игр, в ходе которых осуществляется подготовка ребят к такому важному и ответственному моменту, как переход в первый класс. Сначала игры-задания проводит педагог-психолог, ему помогают воспитатели. У каждого ребенка есть свой «лист успеха», за выполнение всех заданий он получает приз, а вся группа — игру. Работаем с каждым ребенком, помогаем, если есть необходимость, индивидуально. Проводятся и групповые, командные игры: «Большие гонки», «Знай-ка», они помогают ощутить «чувство команды», когда от работы каждого зависит результат всех. Наши воспитанники участвуют во Всероссийской олимпиаде «Наше наследие».

Если раньше мы привлекали к участию только отдельных ребят, сейчас участвуют все воспитанники подготовительных к школе групп, и практически каждый ребенок получает диплом хотя бы по одному из направлений олимпиадных заданий. В результате такой работы наши ребята из подготовительных к школе групп показывают очень хорошие результаты в диагностике, которую проводит Московский центр качества образования, а переход в первый класс для них выглядит, как переход из одной возрастной группы в другую. Дети умеют работать в команде, парами, стремятся получить лучший результат.

Уделяется ли внимание работе с детьми с ОВЗ?

Да, мы большое внимание уделяем работе с детьми с особенностями развития. Такие дети есть сейчас практически в каждой группе. Более 10 лет назад дети с особыми возможностями здоровья были далеко не в каждой образовательной организации. Сейчас время требует от нас новых решений. Педагоги получают дополнительное образование для работы с такими ребятами, школа готовит материально-техническую базу для инклюзивного образования. Но основное, и самое главное, то, что мы готовы к диалогу с родителями таких детей. Это очень важно! Семьи детей с ОВЗ требуют особого подхода со стороны всех педагогов.

Еще один важный момент нашей работы — раннее выявление детей с ОВЗ. Основной путь — наблюдение. Но не одного педагога, а группы специалистов. В группу малышей обязательно приходит педагог-психолог, проводит с ними игры, знакомится, но при этом наблюдает за реакцией, движениями, общением ребят. Если ребенку нужна помощь специалистов, педагоги проводят разъяснительную работу с родителями, просят пройти медицинскую комиссию, получить направление ЦПМПК Москвы.

Таких детей сопровождают до перехода в первый класс, занимаются с ними индивидуально, и очень часто помощь специалистов в школе уже не требуется. Если все-таки помощь еще нужна, мы связываемся со специалистами школы, рассказываем обо всех особенностях детей, привлекаем родителей.

В каждом таком случае объясняем им, что раннее обращение за помощью к специалистам, создание специальных условий и оказание квалифицированной помощи для ребенка в образовательном учреждении на уровне дошкольного образования и воспитания — часто успешный путь к дальнейшему обучению в школе.

Нам доверили самое ценное, что есть в этом мире — детей. И наша главная задача — любить, понимать и беречь детство и научить этому родителей.

 

  • Опубликована в журнале: №6/2022
Прочитано 141 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868