Заместитель руководителя Департамента труда
и социальной защиты населения города Москвы
Уважаемая Алла Зауровна! Спасибо, что согласились дать интервью для нашего журнала. В чем Вы видите свою миссию на столь беспокойной и ответственной должности?
В 2012 г. и в начале 2013 г. в Москве произошли организационные изменения. Департаменту социальной защиты населения города Москвы (далее — Департамент) были переданы полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Кроме того, к имевшимся учреждениям из других департаментов переданы все организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты).
В Департаменте была разработана Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве.
Стратегическая цель Модели — формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
Основные направления реализации Модели:
— сохранение ребенка в родной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми;
— существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.
За период с 2013 г. по настоящее время 47 детских домов, школ-интернатов, детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, домов ребенка реорганизованы в 31 центр содействия семейному воспитанию (далее — ЦССВ). В ЦССВ создаются условия, в наибольшей мере отвечающие реализации прав и законных интересов находящихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающие совместное проживание и пребывание детей разного возраста, пола и состояния здоровья.
В 13 ЦССВ проведены работы по капитальному ремонту с перепланировкой помещений по квартирному типу, включающие оборудованные жилые комнаты, рассчитанные на проживание 2—3 чел. (для каждого ребенка создается так называемое «личное пространство» с местом для сна, отдыха, занятий, хранения личных вещей), санузлы, комнаты для отдыха и игр, приготовления и приема пищи, бытовые помещения. В каждой такой квартире проживает группа («семья») не более 7—8 детей разного пола, возраста и состояния здоровья с постоянным значимым взрослым, для которого также предусматривается отдельная жилая комната.
В 18 ЦССВ осуществляется работа по улучшению качества жизни воспитанников, созданию атмосферы, приближенной к семейной, — нормализации условий проживания, уменьшению числа спальных мест в спальнях, оснащению помещений типичными (для обычной семьи с детьми) предметами культуры и быта, выделению зон личного пространства воспитанников, формированию безопасной комфортной среды.
Таким образом, для всех воспитанников ЦССВ, включая детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития, создается комфортная среда, позволяющая осваивать окружающий мир, проявлять собственную двигательную и познавательную активность, личностно развиваться.
Происходящие в ЦССВ изменения осуществляются с учетом особенностей психофизического развития воспитанников, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, уровня социализации, а также с учетом рекомендаций специалистов в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и при непосредственном участии представителей общественных организаций.
Реорганизация позволила направить усилия на совершенствование работы, связанной с защитой прав детей-сирот, детей-инвалидов, детей с ОВЗ в нашем городе.
Много ли в Москве детей, требующих внимания и заботы Департамента труда и социальной защиты?
Нам удалось сократить и количество учреждений, и количество детей-сирот в них. В период с 2013 г. по настоящее время численность детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых находились в нашем городском банке данных (воспитывались в организациях для детей-сирот) сократилась с 4000 до 2200. Наша первостепенная задача — максимальная социализация детей и предупреждение депривации. Дети должны жить и воспитываться в семьях. Граждане стали активнее усыновлять и брать под опеку детей-сирот.
Мы кардинально преобразовываем наши учреждения, формируя систему, обеспечивающую право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Этот процесс охватывает даже названия детских домов и домов-интернатов. Теперь это центры содействия семейному воспитанию.
Мы отказались от их нумерации. Учреждения выбрали себе названия, задающие тон и дух тому, как позиционирует себя тот или иной центр содействия семейному воспитанию, какие идеи реализует. Больше на вывеске учреждения не указывается, что это организация для детей с коррекцией или для детей с умственной отсталостью. Такие учреждения, как «Вера, надежда, любовь», «Благодарение», «Доверие», создают совершенно иной социальный подтекст в деятельности наших учреждений.
В 2015 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в центрах содействия семейному воспитанию начата работа по улучшению качества жизни воспитанников, нормализации условий их проживания.
Сокращается наполняемость групп с 20—24 до 8—10 детей. Создаются условия, приближенные к семейным: уменьшается число мест в спальнях, помещения оснащаются кухонной мебелью, предметами быта, формируется безопасная комфортная среда, выделяются места для создания личного пространства воспитанников. Мы постепенно движемся к достижению намеченных целей.
Одним из основных направлений деятельности ЦССВ стала работа по возвращению детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью, а при отсутствии такой возможности — содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства воспитанников ЦССВ из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи. Благодаря деятельности ЦССВ в 2015 г. 246 детей возвращены в родные семьи, 628 воспитанников переданы на различные формы семейного устройства. В их числе 349 подростков и 91 ребенок-инвалид.
Какие трудности возникают при устройстве детей-сирот в семьи?
Ведется активная работа по поиску и привлечению потенциальных родителей, восстановлению кровных семей, сопровождению семей с усыновленными детьми, замещающих семей. По субботам для граждан, которые хотели бы ознакомиться с учреждением, пообщаться с детьми, проводятся дни открытых дверей. И как следствие, только за 2015 г. 117 детей из учреждений для детей с умственной отсталостью были переданы на воспитание в приемные семьи, трое детей усыновлены (это большая победа!) и 12 возвращены в кровные семьи.
Конечно, есть трудности при устройстве детей в семьи. Проще всего приютить ребенка маленького, здорового, внешне располагающего к тому, чтобы взять его на руки, обогреть, стать частью его судьбы. Значительно сложнее ситуация с детьми, которые имеют ментальные нарушения, проблемы опорно-двигательного аппарата. Такой относительной легкости, с которой устраиваются в семьи маленькие здоровые дети, здесь нет.
Чтобы передать ребенка с проблемами в развитии в семью, необходимы усилия в поиске подходящих для этого кандидатов. Департамент разработал дополнительную программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида или ребенка подросткового возраста.
Благодаря тому что маленькие здоровые дети почти сразу передаются в семьи, они даже на короткое время не попадают в наши учреждения. Это позволяет улучшить условия для детей с ОВЗ, которые вынуждены оставаться в учреждениях для детей-сирот. Чтобы привлечь граждан к устройству детей старшего возраста и детей с проблемами в развитии, Правительство города Москвы предоставляет значительные финансовые ресурсы для обеспечения воспитания и содержания детей в семьях. Плюс меры социальной поддержки, реабилитационные услуги.
Как я уже сказала, в московском банке данных детей-сирот состоит 2200 детей, из них 75% — дети старше 10 лет и 77% — дети-инвалиды с ментальными нарушениями. Стоит серьезная задача найти и подготовить граждан, которые хотели бы и могли взять в семьи детей этой категории, профессионально осуществлять их воспитание.
Нужно, чтобы ребенок, выйдя за стены казенного учреждения, обрел семью среди наших отзывчивых и очень сердечных граждан, которые становятся кандидатами в опекуны, приемные родители.
У нас только за 2015 г. 170 детей-инвалидов устроены в семьи. И среди них, это беспрецедентно, дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями. Раньше мы не могли о таком мечтать. Сегодня нет маленьких детей этой категории в стенах специальных учреждений. Если такой ребенок появляется, его тут же забирает семья. Это протрясающий прогресс за три года. Усыновляют и берут под опеку детей с синдромом Дауна. Для этих ребят эффект воспитания в семье колоссален. Он очевиден и профессионалам, и тем, кто далек от этой сферы.
Мы хотим и стараемся сделать все возможное, чтобы такая работа стала не эксклюзивом, а абсолютной рутиной в жизни нашего города.
Вы курируете работу учреждений для детей с умственной отсталостью. Существуют ли программы по социализации таких детей и адаптации к обычной жизни? Возможно ли для них инклюзивное образование в детском саду и школе?
Мы последовательно и неуклонно переходим к инклюзии в дошкольных и общеобразовательных организациях. В школах и детских садах вместе обучаются и воспитываются обычные дети и дети с проблемами развития. Имеющийся опыт доказал ее эффективность и действенность. Если дети с ограниченными возможностями попадают в образовательные организации, они гораздо быстрее развиваются и в интеллектуальной, и в физической сферах.
Здоровые дети стараются помочь, сопереживают тем, кто имеет трудности в передвижении или другие ограничения, обусловленные особенностями развития. Параллельно решаются не только образовательные, но и нравственные задачи. Это, безусловно, плюс.
Раньше у нас существовали школы-интернаты, в которых дети находились внутри замкнутого пространства, дети в детских домах-интернатах так же обучались в рамках самого учреждения. Их кругозор, представления о мире были ограничены. В ходе реформы мы вывели все школы из учреждений. Сейчас свыше 1000 детей выезжают в школы города. Даже процесс выезда на автобусе, нахождение в иной среде общение с другими детьми дают удивительный результат социализации.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» всем воспитанникам центров содействия семейному воспитанию созданы условия для получения образования.
Численность воспитанников из числа детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам и получающим образовательные услуги в общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, по состоянию на май 2016 г., составляла 1026 чел. (60,4% от общего числа детей данной категории). При этом более половины из них (541 чел.) обучаются непосредственно в образовательных организациях дошкольного и общего образования, к остальным воспитанникам (485 чел.), зачисленным в общеобразовательные организации и обучающимся по надомной форме обучения, учителя приходят непосредственно в ЦССВ.
Более того, все воспитанники охвачены программами дополнительного образования, реализуемыми педагогами этих учреждений на основании соответствующих лицензий на образовательную деятельность.
В настоящее время работа по включению детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается, подготовка воспитанников к обучению в общеобразовательных организациях осуществляется благодаря сотрудникам центров содействия семейному воспитанию и волонтеров.
Безусловно, есть проблемы в школах, хотя Департамент образования оказывает нам всяческую помощь, поддержку и содействие. Встречается иногда непонимание родителей и детей. Мы пытаемся формировать адекватное отношение к детям с ОВЗ, соответствующее установкам современного развитого общества, в котором также происходят положительные изменения.
Каким образом дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в социум?
Число контактов с социумом увеличивается за счет посещения воспитанниками социокультурных объектов, летних и зимних оздоровительных лагерей. Это способствует положительной динамике в познавательном, речевом, социально-личностном и психофизическом развитии наших подопечных. В 2015 г. в мероприятиях за пределами центров содействия семейному воспитанию приняли участие 67% воспитанников. Всего было организовано 2064 выездных мероприятия, в том числе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В течение года дети принимают активное участие в общегородских мероприятиях, проводимых Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (фестиваль декоративно-прикладного творчества «Ярмарка мастерства», театральный фестиваль «Шаг навстречу», фестиваль к 70-летию Великой Победы «Весенняя капель»). Наши воспитанники приняли участие во Всероссийском конкурсе детского художественного творчества детей-сирот «Созвездие».
Каким образом фиксируется качество работы учреждений?
В 7 центрах содействия семейному воспитанию (бывших домах-интернатах для умственно отсталых детей) в 2015 г. содержались, обучались и воспитывались 1692 воспитанника. Все они имеют индивидуальные программы развития в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и собственным образовательным маршрутом. Программы составлены с учетом зон актуального и ближайшего развития, состояния здоровья, психофизических особенностей и индивидуальных возможностей каждого воспитанника.
Мы проводим постоянную работу по повышению профессиональной квалификации педагогических, медицинских и других работников подведомственных учреждений. Начата работа по внедрению новых форм и технологий предоставления социальных услуг детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития для активации их интеграционных ресурсов.
Проведено обучение персонала по использованию современных технических средств реабилитации, применению методик вертикализации, сидения, развития навыков кормления вне кроватей, общения (речевое, безречевое с использованием средств альтернативной коммуникации).
Благодаря этим усилиям 67 воспитанников были выведены из отделений милосердия в другие отделения центров содействия семейному воспитанию и 118 чел. — в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее не имевших в своем контингенте детей с умственной отсталостью.
У нас есть ресурсы, в том числе в центрах лечебной педагогики, с помощью которых мы можем достичь качественно иного, более высокого, уровня в работе с детьми. Я уверена, что пройдет несколько лет и наши учреждения обретут более современные форму и содержание.
В каждом учреждении скоро будет организована группа временного пребывания не на пятидневку, а на день. Чтобы родители могли привести ребенка не на 3 ч, а с 8 и до 20 ч. Мы со своей стороны обеспечим транспорт, шаговую доступность. Родители смогут работать, как это происходит во всем цивилизованном мире и одновременно обеспечивать с нашей помощью надлежащий уход за ребенком, не прерывая кровных связей, которые так нужны детям с ОВЗ.
Как поддерживаются многодетные семьи в Москве?
Многодетные семьи — это предмет особого внимания Департамента труда и социальной защиты населения. В Москве свыше 114 тыс. многодетных семей, в которых воспитываются 287 тыс. детей. Это семьи, имеющие трех и более детей. Им оказываются различные меры социальной поддержки, в том числе выплачиваются пособия, дети обеспечиваются путевками на летний оздоровительный период.
Создана региональная общественная организация, объединяющая многодетные семьи Москвы, которая самостоятельно решает вопросы помощи семьям и ставит перед Правительством города масштабные задачи. Есть проблемы, которые трудно решить быстро, они находятся в зоне обсуждения и поиска приемлемых решений: обеспечение жильем, предоставление земельных участков и др.
В работе по социальной защите семей и детей наверное самое главное — довести до автоматизма то, что мы уже начали делать — осуществлять активное социальное партнерство государства, города и семьи.
Необходимо сделать так, чтобы в лице сотрудников отделов социальной защиты населения, территориальных центров, семьи встречали людей, готовых помочь разрешить проблемы, подставить плечо и обеспечить все меры социальной поддержки, предоставить необходимую помощь.
Мы должны обеспечивать именно такой алгоритм работы, а не приходить в семью с репрессивными мерами, даже если она попала в трудную жизненную ситуацию. Использовать все ресурсы, имеющиеся в нашем Департаменте, городе, благо у нас есть центры поддержки семьи и детства, службы психологической помощи, ресурсные центры, где работают специалисты высокого класса, разрешающие непростые проблемы с которыми сталкиваются сегодня московские семьи в своей жизни.
Поддерживается ли социальное партнерство?
Социальными партнерами в нашей работе выступают негосударственные социально ориентированные некоммерческие, общественные и волонтерские организации. При их непосредственном участии реализуются многие социокультурные проекты, направленные на социализацию наших воспитанников, детей, находящихся в приемных семьях.
Мы будем и дальше развивать эти отношения. Открытость наших учреждений, участие общественных организаций — это барометр, который позволяет понимать, что мы делаем правильно, а что в ряде случаев надо скорректировать.
В лице неравнодушных людей мы видим наших помощников, поддержку, тех, кто вместе с нами оказывает помощь и содействие в преодолении социального сиротства в нашем городе.
Мы стремимся к тому, чтобы семьи были счастливыми и сосредоточились на любви к своим детям и на их воспитании.
Беседовали Е.В. Боякова,
О.В. Стукалова