Начало лета 2013 г. ознаменовалось поистине эпохальным событием для всего дошкольного образования России — общественным обсуждением образовательного стандарта. Оно сопровождалось резонансными пресс-конференциями и кулуарными беседами. Новости пестрели заголовками о будущем детских садов. Равнодушных не было, ведь дошкольное сообщество писало документ, определяющий его дальнейшую жизнь. Для всех было важно сохранить уникальность дошкольного детства, не позволить сделать его «калькой» с начальной школы, закрепить на государственном уровне достигнутые за 150 лет напряженной работы выдающиеся педагогические завоевания.
В истории дошкольного образования требования к содержанию и условиям работы с детьми закладывались в программу воспитания и обучения, которая меняла название и структуру в зависимости от социально-политической ситуации и развития научной базы. Впервые заговорили о стандартизации педагогической деятельности детских садов в начале 1990-х гг., когда появилась возможность работать по авторским программам и педагогическим системам. «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996), по сути, являлись стандартами, на основе которых проводились аттестация и аккредитация детских садов. Это принципиально новый, прогрессивный документ, регламентирующий не знания детей, а педагогическую работу. Однако своей нормативной функции он до конца не выполнил, и о нем забыли.
Введение в 2010 г. ФГТ вызвало сильное волнение безаппеляционностью содержания и количеством научно-методических нелепостей. О педагогическом творчестве можно было забыть. Авторы существующих программ судорожно перерабатывали стройные педагогические системы и технологии под тотальное комплексно-тематическое планирование и интеграцию всего со всем.
Новые стандарты открывают новую эпоху дошкольного образования. Спустя 85 лет после последнего IV Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (1928) состоялся I Всероссийский съезд работников дошкольного образования. В далеком послереволюционном десятилетии из уст А.В. Луначарского прозвучала главная задача IV съезда: поиск путей привлечения внимания к детским садам, расширение и углубление работы в области дошкольного воспитания. Об итогах нового съезда мы расскажем на страницах следующих журналов.
Наш адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Для журнала “Управление ДОУ”».
С уважением, главный редактор Е.В. Боякова