Бикетова Н.А.,
старший воспитатель, детский сад № 20
«Золотой ключик», г. Пушкино Московской обл.
Аннотация.
В статье поднимается острая проблема правовой компетентности руководителя ДОО, раскрываются основы понятия «правовая компетентность руководителя», качества, составляющие эту компетентность, критерии, позволяющие оценить уровень правовой компетенции. В качестве средства рассматривается ситуативный подход и описывается его значение.
Система образования России постоянно и динамично развивается. Инновации все шире охватывают все сферы деятельности, в том числе в образовании. В современных социально-экономических и правовых условиях существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой подготовки всех членов общества, в том числе и менеджеров дошкольной образовательной организации. Современное общество выдвигает принципиально новую совокупность ценностей, в основе которой лежит профессионализм и компетентность, а в качестве одной из ее составляющих — правовая компетентность специалиста и руководителя.
Анализ практики управленческой работы в дошкольном образовании, в том числе показывает: при принятии управленческих решений и разработке нормативных правовых документов руководителями допускается множество нарушений законодательства, которые являются как вынужденными из-за того, что внешние условия не позволяют полностью соблюдать действующее, так и по причине некомпетентности, т.е. имеет место недостаточная правовая подготовка руководителей.
Профессиональная управленческая деятельность руководителя ДОО усложняется содержательно и психологически еще и тем, что все чаще появляются неопределенные, неоднозначные и порой противоречивые ситуации, требующие принятия оперативных и эффективных управленческих решений.
На сегодняшний день квалифицированных руководителей в образовании значительно меньше, чем это необходимо. К сожалению, проблема формирования правовой компетентности руководителей ДОО осложняется тем, что подготовка менеджеров в педагогическом вузе практически не ведется, а система профессиональной переподготовки, которая начала развиваться сравнительно недавно, не покрывает эту потребность по причине высокой стоимости этих образовательных услуг, недостаточности количества дистанционных курсов хорошего качества. Вот и приходится менеджеру постигать эти основы самостоятельно. Как справедливо отмечает А.О. Кравцов в своей работе «Правовая компетентность менеджера образования: проблемное поле и пути формирования», сегодня существенно возрастает необходимость непрерывного образования, повышения уровня правовой компетентности руководителя образовательного учреждения.
Работа современного руководителя связана с необходимостью решения постоянно возникающих разнообразных проблемных вопросов и ситуаций. Как подчеркивают П.И. Лежнев, Е.А. Мигаль, правовая компетентность менеджера подразумевает знание и выполнение им социальных норм и правил поведения, которые санкционируются или устанавливаются государством в соответствии с его правами, обязанностями и полномочиями [2]. Одним из основных требований к руководителю, как подчеркивает в своей диссертации «Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации» Н.Н. Сапрыкина, ведущей характеристикой менеджера образовательной организации является его правовая компетентность, которая выражается в следующем:
— сочетание способности к эффективному, рациональному поиску и восприятию оперативной правой информации на различных ресурсах;
— способность к анализу экономической и политической ситуации, с широким пониманием социальных и правовых отношений;
— соединение социально-экономических знаний и управленческих навыков;
— способность к комбинированию разных аналитических подходов;
— умение работать в команде [5]. Однако при традиционном обучении, когда будущие и действующие менеджеры усваивают только готовые знания и образцы деятельности, руководствуются усвоенными ранее умениями и опытом, результат не может быть положительным. Здесь важно научиться моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности, прогнозировать их развитие, учиться анализировать и искать способы разрешения, уметь давать оценку результатов. Это требование к качеству подготовки управленца в вузе и подборе на эту должность кандидатур, обладающих данными способностями, изначально.
На основе исследований Е.Б. Майоровой, проведенных более 10 лет назад с целью выявления представлений у руководителей о правовой компетентности, было выделено, что последние отмечали основную задачу менеджеров образования — создание условий для обеспечения качества, оптимизации конкурентоспособности педагогического труда, а также что при принятии управленческих решений и разработке нормативных правовых документов допускается множество нарушений законодательства. Мало что изменилось с этих пор. По- прежнему актуальны для нас результаты данного исследования и критерии, позволяющие оценить уровень правовой компетенции, а именно выполнение руководителем ряда функций:
— исследовательской (владение методами анализа нормативно- правовой базы; способность к осуществлению прогнозных оценок развития образования; владение концептуальной оценкой правового пространства системы образования);
— управленческой (владение основами стратегического управления; умение верной трактовки правового законодательства и умение использовать правовую базу в целях развития образования; адекватное с точки зрения права принятие ответственности в разных ситуациях);
— информативной (владение нормативно-правовой базой; умение оперировать современными нормативными правовыми актами);
— коммуникативной (осмысленное с правовой точки зрения взаимодействие с субъектами образовательно-правового пространства; своевременное освещение правовой базы и ее изменений в различных ситуациях общения);
— образовательной (способность непрерывно развивать представления о правовом пространстве современной образовательной системы и собственной роли в нем) [3].
Давая характеристику деятельности менеджера образования, руководители отмечали новый функционал, к которому управленец должен быть готов:
— необходимость ориентации в обновленном правовом пространстве;
— важность выстраивания индивидуализированной, конкурентоспособной образовательной политики;
— повышение ответственности за результаты деятельности;
— экономическая грамотность и инициативность как основа деятельности;
— необходимость обеспечения четкого распределения профессиональных функций внутри организации;
— координирование, побуждение к деятельности и мотивация труда педагогов;
— возрастание значимости принятия серьезных самостоятельных решений стратегического и тактического характера;
— поддержание позитивного имиджа образовательного учреждения в соответствии с ростом требований со стороны социума.
Это предъявляет новые кадровые требования, что важно при подборе кандидатуры для руководства ДОО или оценки действующего руководителя.
Е.Б. Майорова анализирует уровень правовой компетентности руководителей. Исходя из этих данных, можно выделить ряд затруднений, с которыми сталкиваются как начинающие, так и опытные руководители:
— назвать ведущие правовые документы по переходу на финансово-хозяйственную самостоятельность;
— назвать и прокомментировать документы, требующие изменений, доработки, а также принятия.
Представленные результаты подтверждают предположение о том, что становление правовой компетентности менеджера образовательной организации — существенная проблема в деятельности современного руководителя ДОО.
Одним из эффективных способов решения указанной проблемы представляется использование в процессе правовой подготовки менеджеров идей ситуационного подхода, о котором говорят Н.В. Юрасюк, А.О. Кравцов, предполагающего подбор и применение ситуационных задач, актуализирующих личностное отношение к проблеме. Ситуационный подход содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научного положения к практике управления в зависимости от сложности ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.
Используя ситуационный подход, будущие менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации [6]. Это можно использовать при подготовке менеджеров, в работе методических объединений.
Преимущества здесь видятся:
— в обладании высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами;
— удовлетворении познавательного профессионального интереса;
— возможности имитации элементов профессиональной деятельности для отработки профессиональных умений;
— возможности решения реальных проблем из практики (решение проблемных ситуаций надолго запоминается, так как позволяет активно включиться в умственную, аналитическую работу).
Ситуации проблемного характера для отработки профессиональных умений и компетенций могут быть созданы искусственно, также могут появиться ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость, личностно ориентированные ситуации, решение которых связано с профессиональной карьерой.
Основными достоинствами использования ситуаций или ситуационно-ролевой игры является то, что она представляет собой коллективную, творческую деятельность, дает возможность смены ролей и позиций, позволяет реализовать событийный подход, предполагает сотрудничество, позволяет активизировать все компоненты правовой компетентности, коммуникативные качества [6].
Становление и развитие правовой компетентности менеджера происходит в ситуациях, максимально приближенных к реальному образовательному процессу, что несомненно качественно совершенствует современное состояние правовой подготовки специалиста управленческого профиля, при этом когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты правовой компетентности формируются и развиваются в комплексе.
Литература
1. Лаврентьева З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. тр. Новосибирск, 1985.
2. Лежнев П.И, Мигаль Е.А. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения: Учеб.- практ. пособие / Под ред. А.П. Притыко. Ростов-н/Д., 1996.
3. Майорова Е.Б. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения как индикатор эффективности управления в условиях финансово-экономической самостоятельности // Письма в «Эмиссия. Оффлайн», январь, 2008. URL: http:// www.emissia.org/ofline/2008/1229.htm.
4. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. М., 2004.
5. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации. Дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 1999.
6. Юрасюк Н.В. Формирование правовой компетентности будущего менеджера на основе ситуационного подхода. Дис. … канд. пед. наук. Калининград, 1999.