Утверждаю
Заместитель Минобрнауки России
В.Ш. Каганов
01.07.2014 № ВК-102/09вн
Методические рекомендации по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70—75 процентов.
Система дополнительного образования детей (далее — ДОД) является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса.
Организации дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени.
Целями методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей являются:
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
- развитие инновационного потенциала общества.
К актуальным задачам методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования относятся:
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности системы образования в целом;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.
С 1 января 2014 года обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.
При решении задачи по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70—75 процентов необходимо учитывать следующие направления:
1. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ:
- расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
- модернизация системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;
- внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;
- поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;
- ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;
- разработка и внедрение специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, способствующих их социально-психологической реабилитации;
- нормативная регламентация, методическая и кадровая поддержка усиления образовательного характера программ отдыха и оздоровления детей и подростков, укрепляющих здоровье, формирующих мотивацию к познанию и творчеству.
2. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ:
- разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки и государственного контроля качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;
- организация регулярных исследований общественного заказа к содержанию и формам реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- поддержка эффективных традиционных и развитие перспективных моделей конкурсов и соревнований для детей в системе дополнительного образования;
- внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.
3. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей:
- апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
- модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
- разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
- внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования индивидуальных предпринимателей, волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;
- поддержка включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии;
- поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей.
4. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства:
- обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;
- развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное / муниципальное имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
- увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;
- формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц, содействия развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
5. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей:
- развитие сети организаций дополнительного образования на территориях в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;
- модернизация и развитие инфраструктуры: физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта; образования, досуга и оздоровления детей в каникулярный период; музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;
- внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- создание механизмов вовлечения в систему дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей (в настоящее время низкой является доля детей с ОВЗ и инвалидов, вовлеченных в программы дополнительного образования);
- стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.
Необходимо создать стимулы и условия для расширения предложения дополнительных общеобразовательных программ со стороны организаций профессионального и высшего образования. Особенно важно для работы с одаренными детьми — очно-заочные и заочные школы, профильные смены.
Полагаем целесообразным при разработке комплекса мер сформировать следующие направления их реализации:
- формирование условий модернизации структуры и содержания программ сферы ДОД;
- формирование организационно-управленческих условий развития ДОД;
- формирование финансово-экономических условий развития ДОД.
Также необходимо учесть положения следующих документов:
целевые показатели развития ДОД, предусмотренные Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (раздел III) изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.
Содержание мер по повышению охвата и практика их реализации не должны привести к росту показателей охвата за счет снижения качества дополнительных общеобразовательных программ, в том числе за счет реализации более «дешевых» программ — меньшей продолжительности, с привлечением менее квалифицированных кадров, с большей наполняемостью групп, с меньшими расходами на оборудование и инвентарь.
Предлагая новые программы, необходимо обеспечить баланс направленностей.