Гость номера — Малофеев Николай Николаевич

У нас в гостях

Директор Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики», академик Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук

МАЛОФЕЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Какую научную проблематику разрабатывает сегодня Институт коррекционной педагогики РАО?

В 1908 г. Всеволод Петрович Кащенко открыл необычное для тогдашней России учебное заведение — санаторий-школу для малоуспешных детей. С той поры минуло сто два года, изменилось государство, общество, неодно­кратно менялось название учреждения, но неизменным оставался смысл его деятельности — психолого-педагогическая помощь детям с особыми образовательными потребностями. По счастью, над этой проблемой сегодня работает немало научных коллективов, так что Институту не приходится «отвечать за все».

Наши приоритеты.

• Развитие системы раннего выявления и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья во всех субъектах РФ.

• Разработка специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принятие такого вариативного документа позволит любому ребенку с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от их тяжести) достичь с помощью специального обучения максимально доступного уровня развития, сместить смысловой центр специального образования в сторону личностного, социально-эмоционального развития и сознательной регуляции поведения в социуме.

• Создание компьютерных технологий специального обучения, внедрение их в практику.

• Разработка и внедрение вариативных моделей образовательной интеграции для детей с ограниченными возможностями здоровья. Моделей интеграции/инклюзии, учитывающих интересы ребенка и его семьи, отечественный опыт специального образования.

• Обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка-инвалида, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов.

• Организация системы психолого-педагогической помощи детям с выраженными нарушениями эмоционального развития, ранним детским аутизмом и консультативной помощи семьям, их воспитывающим.

• Модернизация подготовки и переподготовки дефектологов, а также воспитателей и педагогов дошкольных и школьных учреждений, осуществляющих интегрированное/инклюзивное образование.

В чем, по Вашему мнению, различие между интегрированным и инклюзивным образованием?

Интегрированное образование — процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они достигают наиболее полного прогресса в социальном развитии. Подлинная интеграция предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Инклюзия (включение) или простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу, на мой взгляд, не имеет ничего общего с интеграцией. Формальная инклюзия — скрытая форма дискриминации.

Отвечает ли законодательная база современным требованиям к развитию системы совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями?

В современном виде ее нет. Обнадеживает решение Коллегии Минобрнауки России, состоявшейся в декабре 2009 г., согласно которому предполагается «подготовить и внести в установленном порядке предложения:

— в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации об урегулировании существующих проблем в области нормативного правового и методического обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о разработке санитарно-эпидемиологических требований к организации деятельности образовательных учреждений различных типов в части создания условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

— подготовить предложения о включении в проект федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” норм, регламентирующих особенности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в обычных образовательных учреждениях».

Есть ли данные о численности детей, желающих посещать детские сады и школы по интегрированной системе?

Вероятно, все-таки речь идет о желании родителей, мы ведь говорим о дошкольниках и младших школьниках. Мне такие исследования не известны. Вместе с тем почти двадцатилетний опыт нашей экспериментальной деятельности по организации интегрированного обучения убеждает, его сторонников среди родителей детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все больше.

Какие проблемы встают перед заведующими ДОУ, внедряющими программы интегрированного образования?

Повышение квалификации всех без исключения членов коллектива, от администратора до нянечки. Каждый сотрудник ДОУ должен ясно представлять себе возможности и особенности «включенных» детей. Это защитит интегрированного ребенка и от избыточных нагрузок, и от не­обоснованных опасений в его несостоятельности. Заведующему предстоит кропотливая работа по формированию особой атмосферы как в коллективе, так и среди родителей «обычных» детей. Кстати, наш опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом. Намного сложнее научить взрослых адекватно относиться к интегрированному ребенку. Психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами следует учитывать. Вместе с тем, проведенные исследования показывают, что отношение к инклюзивному обучению педагогов, родителей и учащихся зависит от их реальной вовлеченности в этот процесс.

Каковы перспективы интегрированного образования в России?

Я противник приказной интеграции. Недостаточно просто ввести ребенка-инвалида в группу обычного ДОУ, прежде следует создать необходимые условия. Все участники процесса — сотрудники учреждения, родители нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья должны ясно осознавать свою ответственность, быть готовыми слышать друг друга и достигать взаимопонимания, столкнуться с многочисленными проблемами интегрированного ребенка, видеть в нем не страдальца и не просветленного ангела, а такого же, но отличающегося от большинства сверстника. Кроме того, интеграция — не движение в едином строю, она имеет различные организационные формы для конкретного ребенка. Я сторонник интеграции, но такой, где каждый реализует свои права в меру возможностей. Кроме того, интеграция в городе, поселке и небольшом селе выглядит по-разному, именно поэтому в нашем Институте разработано несколько моделей интеграции. Что касается перспектив, то интеграция — ведущая тенденция модернизации системы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. За ней будущее.

Беседовала Е.В. Боякова

Прочитано 1894 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868