У нас в гостях
Заведующий кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики факультета педагогики и психологии (дошкольной) ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»,
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования
Ирина Викторовна Сушкова
Уважаемая Ирина Викторовна, расскажите немного о себе: как пришли в педагогику, кто были Ваши учителя, каковы Ваши научные приоритеты?
В 80-е гг. ХХ в. я окончила Елецкий государственный университет по специальности педагогика и психология (дошкольная), осталась на кафедре, стала преподавать. Через три года поступила в аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина, защитила кандидатскую диссертацию. Вернулась преподавать в ЕГУ им. И.А. Бунина (тогда еще Елецкий государственный педагогический институт). Работала доцентом, заместителем декана по учебной работе. Окончила докторантуру в родном вузе. Там же защитила докторскую диссертацию на тему «Формирование начал нравственного сознания у детей шестого-седьмого года жизни в дошкольных образовательных учреждениях». В настоящее время заведую кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики.
Мой путь в науке и педагогике определяли множество людей, которым я очень благодарна и всегда буду их помнить. Но особенно приятно назвать своими учителями ныне покойную В.И. Ядэшко, канд. пед. наук, профессора, осуществлявшую научное руководство моей кандидатской диссертацией; В.П. Кузовлева, ректора нашего университета, д-ра пед. наук, профессора, бывшего научным консультантом докторской диссертации; Е.Н. Герасимову, проректора по научной работе, д-ра пед. наук, профессора, которая постоянно ориентировала меня на пути в науку и с которой постоянно советуюсь по вопросам психологии и педагогики дошкольного детства.
Расскажите о кафедре, которую Вы возглавляете. Какие основные научные направления разрабатываются ее учеными?
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики, созданная на базе кафедры педагогики и психологии (дошкольной), достаточно зрелая, существует более 30 лет. В составе кафедры — три доктора наук и 15 кандидатов наук. Кафедра обучает аспирантов и докторантов по специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). Я являюсь членом Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций в ЕГУ им. И.А. Бунина.
Основные научные направления кафедры:
— «Теоретико-методологические, методические и организационные составляющие образовательных практик в современных системах дошкольного воспитания»;
— «Подготовка специалиста в истории, теории и практике педагогического образования»;
— «Системы развития и коррекция речи детей дошкольного возраста в норме и при патологии».
В масштабах России можно говорить о многообразной проектной работе кафедры. Ряд научных проектов выполнялся и выполняется в настоящее время при поддержке РГНФ, Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦПРО. Это также и хозяйственно-договорные работы по заданиям ИСИО РАО, издательства «Просвещение», МПСИ и др.
Исследования в рамках этих проектов проводятся на базе ДОУ, учреждений повышения квалификации работников дошкольного образования, детских домов и др. Приведу названия нескольких научных проектов, которыми руководили или участвовали в которых члены нашей кафедры в последние годы:
— «Программно-методический комплект для дошкольного образования “Успех”»;
— «Апробация (продолжение): федерального компонента типовых штатов вариативных организационных моделей дошкольного образования; учебных программ и курсов для работников системы дошкольного образования, обеспечивающих повышение их квалификации в соответствии с изменениями в действующем законодательстве в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования (Московский психолого-социальный институт);
— «Исследование особенностей музыкальной отзывчивости на музыкальные произведения и реализация условий ее формирования у воспитанников детских домов (на примере Липецкой области)» (РГНФ);
— «Изучение эффективных средств укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста (на материалах дошкольных учреждений Липецкой области)» (РГНФ);
— «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в региональных условиях» (РГНФ) и др.
В целом прослеживается положительная динамика в проектной деятельности кафедры. Количество выполняемых федеральных проектов стабильно и удерживается на цифрах (2005 — 1, 2006 — 4, 2007 — 5, 2008 — 4, 2009 — 4, 2010 — 4), с учетом проектов областного и городского значения оно доходит до 8—11 в год. В 2011 г. количество реализуемых научных проектов на кафедре увеличилось до 10.
Кафедра достаточно результативно реализует многообразные связи с вузами страны и ближнего зарубежья, учреждениями среднего и профессионального образования, учреждениями системы повышения квалификации и переподготовки кадров для системы дошкольного образования, школами, ДОУ, учреждениями системы защиты детства, дополнительного образования и др.
Как реформы дошкольного образования повлияли на изменение учебных программ в вашем вузе?
Вопросы обсуждения федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» несколько раз становились предметом дискуссии на кафедре дошкольной и коррекционной педагогики. Результаты этих обсуждений были положены в основу обновления и коррекции программ вузовских учебных дисциплин и краткосрочных дополнительных программ повышения квалификации работников дошкольного образования.
Какие программы экспериментального сотрудничества с детскими садами реализует кафедра?
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина с 2004 г. сотрудничает с ДОУ, осуществляя научное руководство экспериментальными площадками.
Хочется отметить положительную динамику в развитии этой деятельности. Так, в 2004 г. кафедра имела две экспериментальные площадки в г. Липецке, а в 2009-м — уже пять, в Липецке, Ельце. В 2010-м — восемь в Липецке, Ельце и Старом Осколе. В 2011 и 2012 гг. — девять. Тематика экспериментальной работы в ДОУ разнообразна и охватывает широкий круг актуальных проблем современного дошкольного образования:
— «Педагогические условия оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»;
— «Инновационные педагогические технологии целостного развития ребенка в условиях ДОУ»;
— «Коррекция психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста средствами индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов»;
— «Формирование у дошкольников эстетического отношения к миру посредством праздников»;
— «Педагогические условия развития связной речи младших дошкольников в процессе ознакомления с фольклорными произведениями»;
— «Изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в региональных условиях (на материале ознакомления с г. Ельцом)».
Работа по установлению и укреплению связей с учреждениями дошкольного образования понимается как одна из приоритетных составляющих деятельности кафедры вследствие того, что эта работа позволяет:
— обогащать теорию и практику дошкольного образования новыми научными данными;
— формировать позитивный образ университета, факультета, специальностей на российском образовательном рынке с помощью использования возможностей научных проектов, конференций, семинаров, средств периодической печати и др.;
— привлекать абитуриентов;
— расширять диапазон возможностей обеспечения экспериментальными базами, научного, научно-методического сотрудничества;
— заключать хозяйственные договоры на выполнение различных видов работ и др.
Результат работы экспериментальных площадок — повышение интереса к научно-исследовательской деятельности у работников образовательных учреждений. Некоторые из них прикрепляются к кафедре дошкольной и коррекционной педагогики для написания кандидатской диссертации.
Какими качествами должен обладать современный педагог ДОУ? Каким Вы видите дошкольное образование будущего?
Педагог ДОУ в числе таких чрезвычайно значимых качеств, как гуманизм, духовность, ответственность, бережное и чуткое отношение к развивающейся личности, должен обладать профессиональной мобильностью, толерантностью, компетентностью в вопросах образования (и не только дошкольного), компьютерной грамотностью, особой чуткостью к потребностям современного ребенка и запросам родителей и др.
Дошкольное образование будущего видится мне как пространство единения детей и взрослых, в котором зарождается и формируется результат дошкольного образования в виде определенных качеств, служащих основой для проявлений личности ребенка в будущем.
Что бы Вы пожелали читателям журнала?
Желаю уверенности в том, что реформы образования в России будут иметь позитивный результат, а педагог ДОУ поднимется на ту высоту, которой он по праву заслуживает и которая определяется прежде всего великой значимостью периода дошкольного детства во всей последующей жизни человека.
Беседовала Е.В. Боякова