Богославец Л.Г., канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования
Института педагогики и психологии ФГБОУ «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, заведующий МБДОУ ЦРР — д/с № 41, г. Славгород Алтайского края
Если Вы работодатель и в Вашем подчинении находится коллектив людей или есть свидетели вашей деятельности, то Вы относитесь к людям публичной профессии. Это профессии типа «человек — человек»: политические деятели, менеджеры, работники сферы социального обслуживания, педагоги школ, ДОУ.
Это люди, которые всегда на виду, и безупречное владение ремеслом — только первая ступень профессионализма, на втором месте стоит такое качество, как имидж.
В словаре читаем: «имидж» — от английского «образ» — сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-нибудь или чего-нибудь. Определенным имиджем может обладать политический деятель, профессия, товар и т.д.
Каков имидж современного педагога?
Профессионал. Человек. Личность.
Ориентируясь на гуманизацию дошкольного образования, формирование качеств личности ребенка, признание ее ценностей и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить о том, что она формируется личностью самого педагога. Именно поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства воспитателей. Для этого нужна действенная и эффективная структура методической службы ДОУ.
Методическая служба ДОУ призвана донести до каждого специалиста, педагога основные направления модернизации дошкольного образования, создать условия для внутрифирменного освоения профессиональных знаний. Любое обновление деятельности ДОУ требует кадрового потенциала.
Одно из важных условий совершенствования качества дошкольного образования — повышение компетентности, профессионализма педагогов. Мастерство, имидж современного педагога формируются через постоянную, систематическую учебу внутри ДОУ. Деятельность методической службы многопланова и создание имиджа современного педагога, повышение его профессиональной компетентности — основное направление ее работы. Инертный, неразвивающийся педагог не воспитает творческую, созидающую личность в стенах детского сада.
Изменение структуры методической службы ДОУ, которое заключается в преобразовании методического совета в научно-методический (НМС), а школы молодого специалиста (ШМС) — в проблемные творческо-тематические микрогруппы педагогов, ведет:
— к изучению общеметодических подходов в дошкольном образовании;
— расширению интегративных связей при реализации содержания образовательных областей программы ДОУ;
— улучшению адаптации каждого педагога к научно-методической деятельности;
— организации технологии педагогического взаимодействия;
— возможности обсудить собственно педагогические действия, новые собственные приемы, находки планирования и организации образовательных областей в рамках ФГТ;
— накоплению информационно-методической базы организации детских видов деятельности.
Основные направления деятельности НМС: аналитическое, информационное, организационно-методическое, консультационное.
Главным достижением проведенной модернизации стало создание тематических творческих микрогрупп: разработка макета «Портфолио педагога ДОУ», «Развитие умений обобщать свой педагогический опыт», «Формирование имиджа педагога ДОУ», «Организация планирования деятельности старших возрастных групп с учетом ФГТ». Структуру методической службы ДОУ можно представить следующим образом.
Высший орган самоуправления ДОУ — педагогический совет, в него входит научно-методический совет. Последний включает в себя социально-психологическую службу и микрогруппы по разработке портфолио, обобщению педагогического опыта, организации мероприятий ОБЖ и разработке планирования в соответствии с современными нормативными документами. Каждой структурной составляющей методической службы предписаны свои функции (см. таблицу).
Таблица
Распределение функций методической службы
Орган |
Функции управления |
Руководитель |
Педагогический совет | Определение стратегических направлений в методической работе в ДОУ | Заведующий |
Научно-методический совет | Реализация стратегических задач, выработка тактических решений, оценка эффективности методической работы | Заведующий, старший воспитатель |
Осуществлять основные функции методической службы помогают управленческие технологии: педагогический совет, мастер-класс, теоретические семинары, проектная деятельность, педагогическая гостиная, портфолио педагога, методическая картотека на каждого педагога, карта профессиональной активности.
В рамках деятельности творческой микрогруппы «Формирование имиджа педагога ДОУ» мы попытались определить его место в структуре профессионально-значимых качеств воспитателей. Родителям воспитанников и педагогам ДОУ предложили список из 50 качеств и попросили выделить из их числа 10, которые они считают самыми необходимыми для современного педагога детского сада.
Ответы родителей: любовь к детям, современный имидж (образ, облик), доброжелательность, умение обучать детей, умение требовать в сочетании с уважением, терпение, оптимизм, ответственность за детей, чувство юмора, коммуникабельность.
Ответы педагогов: авторитетность, любовь к детям, владение дидактическими приемами, крепкое здоровье, терпение, самокритичность, современный имидж, ответственность за детей, коммуникабельность, оптимизм.
План-программа работы этой творческой микрогруппы включал ряд тренинговых действий, психолого-педагогических аутотренингов: «Умение понимать и принимать друг друга», «Мой скрытый потенциал», «Мир моих увлечений», «Сильные и слабые стороны моего характера», «Барьеры педагогической деятельности» и т.д.
Научно-методический совет при оценке результативности деятельности педагогов в течение учебного года утвердил номинации, присуждаемые на итоговом заседании педагогического совета:
— «Имидж» (за элегантность и красоту);
— «Искатель» (за творчество и новизну);
— «Мастер» (за научность и профессионализм);
— «Поддержка» (за сотрудничество и взаимопомощь);
— «Алмаз» (за объективность и неподкупность);
— «Мудрость» (учитель жизни);
— «Энергия» (за энергичность и активность);
— «Оптимизм» (за оптимистический подход к любому делу);
— «Диалогичность» (за добродушие, понимание).
Важно оценить не только профессиональное мастерство педагога, но и позитивный имидж: «Сначала человек, а потом его дело», ведь человеческий фактор — тоже критерий качества дошкольного образования. И поэтому так важно продумывать моральные и материальные стимулы.
Имидж — знак, символ, часть нашего «я». Никто не может выйти за рамки собственного образа. Аристотель говорил о «символической выразительности вещей», действительно форма влияет на качество. Сначала человек воспринимает образ, а затем интеллектуально его обрабатывает. Чем точнее создан образ, тем легче общаться, тем меньше сил потребуется для того, чтобы найти общий язык с окружающими: детьми, взрослыми, друзьями, коллегами.
В практике работы нашей микрогруппы есть интересные методические продукты и рекомендации. Например, «Пять положительных установок, которые помогут начать работу над имиджем»:
— осознавать себя источником всего положительного и отрицательного;
— высокая самооценка;
— вера в доброжелательность Вселенной и в доброго человека;
— позитивное отношение к жизни и умение радоваться;
— способность к переменам и желание рисковать при здоровом инстинкте самосохранения.
Таким образом, органическое сочетание коллективных и индивидуальных форм методической работы поможет найти решение проблемы систематичного расширения кругозора, повышения деловой квалификации, целенаправленного формирования имиджа современного педагога ДОУ.
Литература
Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. М., 2004.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003.