Тамара Никифоровна Новикова — канд. экон. наук, доцент кафедры логопедии факультета специальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», логопед высшей категории, директор ГБОУ Школы № 1708, Москва
Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель Российской Федерации, награждена медалью «Профессионал России», орденом «За вклад в просвещение», знаками отличия «За безупречную службу городу Москве — 30 лет», «За безупречную службу городу Москве — 40 лет», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Тамара Никифоровна, расскажите, пожалуйста, как складывался Ваш профессиональный путь?
В педагогическую профессию я пришла давно. В 1978 г. закончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «логопедия» с присвоением квалификации «Логопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений». Затем, до 2000 г., работала в детском саду № 1866 Москвы в должности логопеда и была назначена заведующим детским садом № 811, а далее директором ГБОУ Школы № 1708.
Кроме того, в 2006 г. закончила Дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ по специальности «мировая экономика» с присвоением квалификации «Экономист» и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование организационно-экономического обеспечения специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в современной России», а уже позднее в 2015 г., закончила Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова по специальности «преподаватель высшей школы».
Я получила образование по специальности «эффективный руководитель столичной системы образования» с присвоением квалификации «Менеджер образования» в Московском институте открытого образования и Международной академии экспертизы и оценки по специальности «профессиональная деятельность в сфере «Психология» с присвоением квалификации «Психолог».
Вот уже более 30 лет работаю с детьми дошкольного и школьного возраста со сложным дефектом с ведущей речевой патологией.
Каков Ваш профессиональный девиз, в котором можно было бы выразить Ваше отношение к профессии педагога?
Девиз мой и моих коллег по школе № 1708: «Кто не учится, тот не с нами!» Этот девиз призван обеспечивать готовность педагогов к профессиональному труду, дальнейшему обучению, осмыслению естественно-научного и социально-философского мировоззрения, формированию дальнейших потребностей и умений в творческой деятельности.
В настоящее время Вы совмещаете основную работу с преподавательской деятельностью на кафедре логопедии факультета специальной педагогики ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет». Что для Вашего практического опыта дает Вам работа со студентами и слушателями?
Это дает очень многое, я руководствуюсь тем, что, обучая других, мы, в первую очередь, обучаемся сами! Это работает на любом этапе профессиональной деятельности, а в работе преподавателя — прежде всего.
Вы являетесь автором большого количества научных и учебно-методических работ, среди которых особой популярностью пользуются методические рекомендации «От слова к фразе» и «Тексты». В чем особенность Вашего подхода, что делает их привлекательным для специалистов?
Вышедшие пособия — это части целостной методики формирования вербальной коммуникации у детей с системной патологией речи. Пособия представлены отдельными «линейками», но у них единая цель — формирование у детей представления о мире, человеке и его деятельности. Успех пособий обеспечивается системностью материала и научностью: опорой на речевой онтогенез и языковые коды.
Скажите, пожалуйста, каковы базовые принципы Вашей уникальной методики работы с неговорящими детьми?
В первую очередь, это принцип личностного ориентирования: работа адаптируется под конкретного ребенка с ОВЗ, обеспечивает его развитие и психологический комфорт.
Это и принцип культурного ориентирования, подразумевающий систематичность, соответствие формы и содержания, смысловой ориентации и формирования целостной картины мира ребенка. Не менее важен и принцип, когда идет обучение конкретной деятельности, формирование совместной учебно-познавательной деятельности с последующим переходом к самостоятельной, опора на предшествующую работу, опыт, учет перспектив будущей работы.
У Вас достаточно большой опыт руководителя, что для Вас значит быть лидером?
Быть лидером сложно, но это значит, что нужно уметь ставить реальные конкретные цели, рационально и оперативно действовать, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия, нести за них полную ответственность. К этому нужно быть готовым и этому необходимо учиться.
Какие правила работы с педагогическим коллективом в коррекционной школе Вы бы могли выделить?
Я считаю, что коллектив нужно учить творчеству: только тот педагог может полноценно обучать ребенка с ОВЗ, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений, навыков, сделать самостоятельный выбор и обосновать его.
В современном динамичном мире нужно учить педагогов работать с образовательной средой в целом. Помнить, что учит не только школа, класс, группа: они являются лишь частью образовательной среды, куда входят и семья, и сверстники, и СМИ, и IT-пространство и т.д.
В связи с ростом числа детей с РАС педагогов нужно учить организовывать совместную учебно-познавательную деятельность детей с ОВЗ с постепенным переходом к самостоятельной деятельности каждого обучающегося.
Каким особенным требованиям должна отвечать развивающая предметно-пространственная среда при организации работы с детьми в коррекционной школе?
Предметно-развивающая среда коррекционной школы должна быть в первую очередь стимулирующей, мотивирующей и психологически комфортной. Она должна обеспечивать целостное развитие личности и ее готовность к полноценной жизни за стенами учреждения.
Что в педагогическом творчестве Вам дает силы и заряд энергии?
Профессиональные успехи специалистов нашей школы, членов педагогического коллектива, социальная адаптация наших выпускников, и, конечно же, первый самостоятельно произнесенный гласный звук [а] еще недавно неговорящим ребенком.
Ваши пожелания начинающим педагогам и логопедам?
Процесс обучения в любой области, в том числе в обучении языку, должен давать структуру научного знания. Дать детям знания обо всем невозможно. Поэтому знания, которые мы у них формируем, должны быть основой, необходимой для полноценной жизни и деятельности человека в широком социуме.