Материал опубликован в журнале “Медработник ДОУ” № 2/2013.
Сапунова Ю.А., заведующий отделением реабилитации;
Артемьева И.А., психолог ГБУ Самарской области «Центр социальной адаптации инвалидов по зрению “Тифлоцентр”», г. Самара
Воспитывая ребенка, родителям постоянно приходится решать всевозможные проблемы, а если в семье появился незрячий ребенок, зачастую они просто не могут помочь своему малышу и остаются один на один со своим горем, не зная, куда обратиться за помощью. Без квалифицированной и своевременной помощи специалистов родители нередко совершают ошибки, которые отрицательно сказываются на дальнейшей жизни незрячего ребенка, в бытовой сфере, общении, трудоустройстве.
Родители в своих отношениях к незрячему ребенку зачастую впадают в две крайности: гипоопека — когда ребенка стараются не показывать никому, ни друзьям, ни знакомым, стесняясь его физического недостатка; или гиперопека — когда родители, боясь, что их незрячий ребенок сделает что-то не так, выполняют за него все, даже самые элементарные действия. Ни в том, ни в другом случае родители не задумываются, что развитие, воспитание и обучение такого ребенка необходимо корректировать с рождения с учетом его особенностей психофизического развития.
Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих прежде всего связано с влиянием семьи.
Мы проанализировали три основные негативные системы семейного воспитания, формирующие у детей иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные к себе. Последствиями гиперопеки являются такие свойства личности, как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.
Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка-инвалида сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных мнимых успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что также опасно, как и занижение его потенциальных возможностей.
У детей, родители которых из-за боязни травм ограничивают во всех видах деятельности и общения, жестко подавляя всякую инициативу, появляются страх передвижения, нежелание что-либо делать самостоятельно.
В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (прячут его от соседей, отдельно кормят, гуляют в безлюдных местах, заставляют снимать очки на улице, берут с собой в гости только зрячих детей и т.п.), у него формируются такие черты, как замкнутость, зависть, неуверенность в себе и т.п.
Игнорирование дефекта приводит родителей к непониманию трудностей ребенка, предъявлению к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие), провоцирует упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.
Психологическая основа негативных реакций во всех случаях — неудовлетворение ребенком существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, одобрении, уважении, эмоциональном контакте.
Таким образом, коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.
Для достижения успехов реабилитологу необходимо: знать возможности ребенка с нарушением зрения и его достижения в различных видах детской деятельности; корригировать отношение родителей ребенка к его дефекту; изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации; уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом; воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков, без которых самостоятельность и мобильность инвалида по зрению невозможны.
Рассмотрим особенности развития и познавательной деятельности детей с тяжелой зрительной патологией.
Влияние глубоких нарушений зрения на процесс психофизического развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.
Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.
Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, которая качественно и структурно отличается от системы нормально развивающегося ребенка, включающая процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.
Формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связаны с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.
Компенсация зрительной недостаточности по своей сути не простое замещение одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур. Это позволяет адекватно воспринимать информацию внешнего мира.
Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых.
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки».
А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих.
Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: вес, форму, величину, упругость, плотность, температуру, определяет расстояние между предметами и скорость их перемещения.
Эффективная разносторонняя реабилитация детей-инвалидов со зрительными нарушениями предполагает создание условий для получения инвалидами образования с последующим трудоустройством и активного участия в общественной жизни, т.е. реализации равных возможностей со зрячими.
В настоящее время в Самарской области уделяется большое внимание проблемам реабилитации детей-инвалидов по зрению. С 2008 г. в «Центре социальной адаптации инвалидов по зрению» оказывается помощь детям с трехлетнего возраста с тяжелой зрительной патологией и их родителям.
Сотрудниками Центра разработана программа реабилитации детей данной категории, в соответствии с которой каждому ребенку в зависимости от его возраста, физического и интеллектуального развития, а также степени нарушения функций зрительного анализатора подбирается индивидуальный план занятий. Адаптация детей-инвалидов по зрению ведется по следующим направлениям: социально-психологическая, социально-бытовая, социально-средовая, социально-педагогическая, социокультурная, занятия адаптивной физкультурой и спортом.
Важнейшую роль в реабилитации детей-инвалидов по зрению играет социально-психологическая адаптация. Ее цели: развивать коммуникативные навыки, формировать навыки эмоциональной саморегуляции, учить преодолевать застенчивость и повышать самооценку, развивать навыки позитивного мышления, учить достигать адекватной реакции на свой дефект.
В программу социально-психологической адаптации незрячих детей входят: занятия в сенсорной комнате, групповые и индивидуальные тренинги, современный способ реабилитации и восстановительного лечения при широчайшем круге заболеваний, а также совершенствования функций ОДА посредством биологической обратной связи (БОС).
Основные функции психологической реабилитации:
— коррекционная — наличие необходимых психологических знаний, способствующих устранению (ослаблению) неблагоприятных психологических признаков, умению правильно воспринимать себя и окружающих. Такие знания выступают в качестве основы для саморазвития и саморегуляции личности, помогают ребенку-инвалиду самостоятельно разобраться в структуре сложившихся неблагоприятных ситуаций;
— профилактическая — предполагает получение психологических знаний, помогающих созданию оптимальных условий в семье, воспитывающей незрячего, улучшению межличностных отношений и предупреждению появления различных признаков психологического неблагополучия;
— образовательная — направлена на повышение психологической компетентности инвалидов по зрению, расширение психологических знаний для предоставления возможности их использования в повседневной жизни.
Психологическая помощь специалистами «Тифлоцентра» осуществляется в форме индивидуальных (социально-психологическое и психологическое консультирование, сеансы БОС) и групповых (занятия в сенсорной комнате, психологические тренинги) занятий.
Сенсорная комната — важное лечебное средство для детей, чьи возможности познавать мир ограничены. Сеансы включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает ее эффективность.
В сенсорной комнате осуществляется немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. Для работы используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на психоэмоциональное состояние через соответствующие органы чувств.
Сенсорная комната в «Тифлоцентре» используется для коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения. Здесь проводятся коррекционная работа по развитию познавательной, игровой деятельности, решаются проблемы, связанные с повышенной агрессивностью, нарушениями поведения; работа по снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия, активации различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; обеспечивается стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие двигательных функций; создается положительный эмоциональный фон, повышается мотивация к проведению других адаптационных процедур.
Сенсорная комната — это «маленький рай», где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках, в атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку, ребенок словно попадает в сказку. В такой комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и психологом.
Особую роль в развитии детей с нарушениями зрения играют коммуникация, общение и речь. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития. Для формирования и развития навыков общения и познавательной деятельности важную роль играют:
— тренинги, направленные на фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание интереса и познавательной активности;
— повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
— развитие воображения и творческих способностей;
— расширение кругозора, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов;
— поддержка усилий родителей по развитию личности;
— налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;
— обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
— проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи данного ребенка.
Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на нее и направляется основное стимулирующее действие.
С детьми младшего дошкольного возраста занятия проводятся в форме игры в присутствии родителей. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей детей.
Большое положительное влияние на физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие малышей оказывает использование специально адаптированных под возможности незрячих приемов арт-терапии. Например, лепка из глины и пластилина, создание поделок из природного материала способствуют развитию чувствительности пальцев и мелкой моторики рук, необходимых при обучении чтению и письму по системе Л. Брайля.
Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с недостатками зрения — определяющая в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые образовательные учреждения.
В последние годы больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов детей с нарушениями зрения, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.
Важнейшую роль в жизни каждого незрячего ребенка играет социально-бытовая адаптация. Это комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения в быту и социуме. В программу занятий по социально-бытовой адаптации включены теоретическая и практическая части. Занятия направлены на поэтапное овладение навыками самообслуживания, которые включают занятия по личной гигиене, уходу за одеждой и обувью, самообслуживанию во время приема пищи.
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку ребенка в бытовой и социальной жизни. Более того, само овладение необходимыми для этого навыками также имеет свои особенности, поскольку практически не может формироваться на основе собственных зрительных впечатлений при глубоких поражениях зрения.
Недооценка родственниками ребенка значения знаний, навыков и умений, позволяющих ему быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его дальнейшей жизни. Можно привести немало примеров, когда выпускники школ слепых и слабовидящих, имеющие высокую интеллектуальную подготовку, испытывают настолько большие трудности в вопросах организации своего быта, что от этого непоправимо страдают и их профессиональная деятельность, и личная жизнь.
Речь идет о достижении такой цели, как выработка у детей с нарушением зрения, «физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью или вовсе без нее.
Еще один аспект обучения социально-бытовой адаптации связан с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются им в их социальной жизни. Это направление включает формирование навыков поведения в общественных местах, навыков общения.
Таким образом, курс направлен на реабилитацию, что предполагает овладение незрячими детьми знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в быту и социальной сфере. Достигается это в первую очередь через обучение рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки в условиях зрительной депривации.
Изучение опыта самостоятельной жизни лиц с глубокими нарушениями зрения показало, что хорошо адаптированным слепым и слабовидящим многие необходимые виды труда и действий, связанных с бытовой ориентировкой, выполняются способами, отличными от тех, которыми пользуются зрячие. Кроме того, именно эти способы, требующие специальных знаний, умений и навыков, лежат в основе успешной социально-бытовой ориентировки и адаптации при дефектах зрения.
Итогом занятий должно стать наличие у ребенка правильных представлений о своих возможностях в разделах, предусмотренных курсом, а также наличие сформированных навыков в этих видах бытовой и трудовой деятельности с рациональным использованием всех сохранных анализаторов.
Рассмотрим наиболее важные аспекты организации и методики проведения занятий по социально-бытовой адаптации.
На первичном приеме специалист по социально-бытовой адаптации проводит анкетирование ребенка или его родителей, в результате которого определяются социально-средовые условия, степень обеспечения техническими средствами реабилитации, ограничения жизнедеятельности и уровень развития навыков социально-бытовой ориентировки. С учетом результатов проведенной диагностики и запросов клиентов определяется индивидуальная или групповая форма занятий.
В дальнейшем составляется индивидуальный план занятий.
В «Центре социальной адаптации инвалидов по зрению» для занятий оборудованы комната социально-бытовой адаптации, компьютерный класс, актовый и спортивный залы, сенсорная комната. В зависимости от изучаемой темы занятия проводятся в различных секторах кабинета социально-бытовой адаптации или иных помещениях Центра, пригодных для тематических занятий.
Особое внимание уделяется наглядным методам обучения. Это вызвано тем, что именно наглядность является источником формирования конкретных представлений, материальной основой образного мышления.
Занятия проходят как индивидуально, так и в группе (не более 5 человек) в игровой форме. Большое внимание на занятиях уделяется развитию мелкой моторики рук и чувствительности пальцев.
Перечислим требования, соблюдение которых позволяет эффективно организовать работу обучаемых в группе с дидактическим материалом: пособия должны быть одинаково расположены по отношению к каждому незрячему; все выполняемые с предметами действия должны проговариваться реабилитологом, а соответствующие словесные указания продумываться заранее и подаваться в строгой последовательности; занятия должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить безопасность для ребенка.
На занятиях по социально-бытовой адаптации практическая работа по освоению того или иного навыка включает инструктаж, демонстрацию правильного выполнения действия, повторение его ребенком. Обучение ведется с учетом дифференцированного подхода к незрячим детям и индивидуальных возможностей каждого из них.
Важная составляющая обучения выполнению какого-либо действия — анализ задания, когда надо специально разбивать его на отдельные этапы, определять их последовательность, свою подготовленность к выполнению необходимых операций.
В целом такой анализ способствует адекватной оценке своих возможностей, что также имеет коррекционное значение. Таким образом, предметом постоянного внимания реабилитолога на занятиях по социально-бытовой адаптации должно стать обучение планированию практической деятельности.
В процессе закрепления изученного материала практические работы проводятся в трех основных вариантах: повторение ранее выполненных практических работ с целью уточнения и закрепления знаний и навыков; специальные тренировочные задания (чистка одежды и складывание отдельных предметов туалета, нарезка хлеба и других продуктов, мытье посуды и т.п.); выполнение домашних заданий с целью обучения применению полученных знаний.
От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, в транспорте во многом зависят успешная жизнедеятельность и интеграция инвалидов по зрению в современное общество. Овладение детьми-инвалидами с выраженной патологией зрения обобщенными способами ориентировки в пространстве — залог преодоления их изолированности в обществе, необходимое условие реализации их возможностей.
Свои первые самостоятельные шаги многие незрячие дети делают здесь же в «Центре социальной адаптации инвалидов по зрению». Они учатся сначала ориентироваться в помещении, а затем для них проводятся занятия по ориентировке на улице в условиях двора.
Посещая Центр, каждый ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, прочитав стихотворение, исполнив песню и разучив танцевальный номер, и по окончании курса реабилитации выступить на сцене перед родителями на первом в своей жизни концерте. Специалисты «Тифлоцентра» постоянно организуют для маленьких клиентов различные экскурсии, посещения филармонии, театров, цирка и зоопарка.
Адаптивная физкультура под руководством грамотного специалиста способствует укреплению мышечного корсета ребенка, снятию проявлений гиподинамии, повышению эмоционального фона настроения. Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся в игровой форме, что способствует улучшению взаимопонимания между ребенком и специалистом и вызывает больший интерес к обучению со стороны ребенка.
Игры в звенящий мяч, адаптированный для незрячих, дартс, ходьба и бег на голос инструктора развивают слуховое внимание и равновесие, которые так необходимы при ориентировке в пространстве.
В зависимости от интересов ребенка и с согласия родителей, при отсутствии медицинских противопоказаний ребята привлекаются к занятиям адаптированными для инвалидов по зрению видами спорта. К ним относятся: легкая атлетика, плавание, городки, мини-футбол, голбол.
В «Тифлоцентре» проводятся соревнования по шашкам и шахматам, организуются лыжные прогулки и соревнования, катание на коньках и сноутюбинг.
Сотрудники Центра обучают незрячих детей первоначальным навыкам адаптации, а совершенствовать их нужно ежедневно и даже ежеминутно на протяжении всей жизни. В этом ребенку, конечно же, необходима постоянная помощь самых близких ему людей.
Именно для них в Центре организована и активно работает «Школа ухода». В рамках данного мероприятия с родственниками незрячих детей проводятся занятия, которые позволяют родителям, с одной стороны, научиться воспринимать своего ребенка как полноценного человека, несмотря на дефект зрения, а с другой — научиться создавать ребенку условия для его комфортного проживания и развития.
Своевременная помощь детям с выраженными нарушениями зрения и их семьям способствует формированию и совершенствованию навыков независимого проживания в быту, формированию адекватной системы отношений и общения с окружающими, а следовательно и более успешной интеграции в общество.
Своевременное проведение комплексных реабилитационных мероприятий способствует формированию адекватных социально приемлемых поведенческих навыков, развитию компенсационных возможностей организма, позволяющих ребенку получить образование, вести полноценный образ жизни.
Сотрудники Центра постоянно слышат в свой адрес теплые слова благодарности за свою работу от детей и их родителей и искренне радуются успехам своих маленьких подопечных, ведь самое главное для них — видеть плоды своего труда!