Добрый день, уважаемые читатели!
Этиопатогенетический подход к объяснению расстройств развития в детском возрасте, который превалировал в отечественной науке в прошлые годы, в настоящее время пересматривается. Несомненно, искать причину расстройств, а не бороться с последствиями считается более эффективным и радикальным. Преобладание, особенно в детской психиатрии, этиопатогенетического подхода привело к чрезмерно частому использованию таких диагнозов, как «резидуально-органические расстройства или последствия раннего органического поражения ЦНС с задержкой психоречевого развития» и т.д. Часто буквально «притянутые» диагнозы начинали потом лечить ноотропами, сосудистыми препаратами, которые в большинстве случаев оказывались малоэффективными или совсем неэффективными, но при этом упускались другие важные моменты. Так, например, расстройство речи может быть при умственной отсталости, расстройстве аутистического спектра, расстройство экспрессивной речи, и все это может прятаться за общим названием «Последствия органического поражения ЦНС, ЗПРР». При этом помощь должна строиться по-разному, а повсеместное универсальное применение фенибута уже выглядит архаичным.
Как показывает практика, упор на психолого-педагогические методики, адаптивные образовательные программы, обучение родителей может иметь больший эффект, чем попытка лечить предполагаемую причину. Многочисленные обследования: ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ, конечно, могут выявить какие-либо небольшие отклонения, но зачастую диагноз резидуально-органическое поражение ЦНС ставится ретроспективно, по анамнезу, на основании тяжело протекавшей беременности, родов и т.д.
Термины, описывающие отдельные симптомы различных расстройств развития, не могут использоваться как самостоятельные диагнозы. Были исключены здравым смыслом и логикой выявления феноменов расстройств развития. Органические расстройства исключены из последних классификаций психических расстройств. Только объективно доказанные органические поражения могут иметь место.
Нарушения развития в раннем возрасте могут быть тесно переплетены и связаны между собой. Так оно может быть тотальным в виде умственной отсталости без или в сочетании с СДВГ или РАС, и наоборот РАС может проявляться отдельно или в сочетании с СДВГ, расстройствами речи.
На страницах журнала в дальнейшем хотелось бы подробно разобрать нарушение развития в детском возрасте и современные методы помощи.
Ждем ваших статей по этой тематике!
С уважением главный редактор А.И. Белов