Телегина Татьяна Юрьевна,
директор ГКУ ЦССВ «Центральный», Москва
Опыт работы Центра содействия семейному воспитанию «Центральный»
Добрый день, Татьяна Юрьевна, я знаю, что Центр насчитывает не одно десятилетие, расскажите, пожалуйста, историю Центра, которым Вы руководите.
Фото 1
История «Центрального дома ребенка» насчитывает более 98 лет. Наше учреждение было создано в 1923 г. как «Дом матери и ребенка», с 1929 г. переименовано в «Карантин-распределитель для подкидышей», в 1976 г. — в «Центральный дом ребенка — Дом ребенка № 6», ГКУЗ «Специализированный Дом ребенка № 6 для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики Департамента здравоохранения города Москвы».
В 2012 г. учреждение объединило два бывших дома ребенка — СДР № 6 в ЦАО Москвы и СДР № 15 в ВАО и в 2014 г. в новом составе дом ребенка перешел в ведомственное подчинение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, с 2015 г. учреждение называется ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Центральный».
Кто является Вашими воспитанниками?
Наши воспитанники — дети от 0 до 4 лет, выявленные на территории Москвы, изъятые из асоциальных условий, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие ограничения жизнедеятельности, с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.
Фото 2
Какие специалисты работают в Вашем Центре?
Специалисты нашего Центра создают для малышей домашние условия, проводят медицинское обследование и лечение, с детьми занимаются педагоги, психологи, специалисты, пытаясь максимально компенсировать отсутствие родительской заботы. За последние 6 лет качество предоставляемых учреждением социальных, медицинских, психолого-педагогических и юридических услуг значительно выросло.
Фото 3
Какие интересные проекты Вы реализуете?
Реализован один из важнейших проектов, открыта новая площадка для специалистов города, работающих с детьми раннего возраста, — Ресурсный Центр ЦССВ «Центральный». На базе Центра реализуются новые развивающие технологии, созданы необходимые условия для организации обучения специалистов города и повышения качества социального и психолого-педагогического сопровождения детей, оказания ранней помощи детям с ОВЗ дошкольного возраста и их семьям.
Разработаны и реализованы проекты по совершенствованию работы службы сопровождения семей и детей учреждения: по поиску, отбору и подготовке потенциальных приемных родителей, опекунов (попечителей), подготовке детей к передаче в приемные семьи, проведению информационно-правового консультирования родителей и родственников, чьи дети находятся в учреждении, замещающих родителей (социальная, психологическая, педагогическая, медицинская и юридическая помощь).
Школа приемных родителей ЦССВ «Центральный» — одна из первых школ в городе, которая на протяжении 6 лет оказывает помощь в формировании у кандидатов в замещающие родители представления о ребенке раннего возраста (от рождения до школы), в том числе об особенностях воспитаниях малыша с ОВЗ и оптимальных способах взаимодействия будущих родителей и ребенка, способствующих нормальному его развитию (предоставление информации по режиму, уходу и кормлению ребенка раннего возраста, организации условий для его содержания и воспитания в семье, возможных способах реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья). Школа пользуется особой популярностью у будущих родителей.
Возможно, у многих слово «школа» вызывает классическую ассоциацию с уроками, звонками, экзаменами и, в целом, с довольно жесткой системой. Может быть, данное слово не очень подходит для того, что происходит в нашей Школе приемных родителей. По своей сути, мы проводим цикл групповых занятий в формате психологического тренинга, где учителя — сертифицированные тренеры, педагоги-психологи, социальные педагоги, педиатры, юристы, специалисты опеки, состоявшиеся приемные родители.
Основные методы работы в таком обучении — ролевые игры, упражнения, дискуссии, беседы. Теоретический материал для слушателей — рабочая тетрадь слушателя, книги, литература, фото- и видеоматериал. Дополнительно расширены направления по обучению будущих родителей, введен онлайн-интерактив.
Опыт 2020 г. дал нам новые ресурсы и возможности: в нашей школе смогли обучиться люди из дальнего и ближнего зарубежья, те граждане РФ, кто по долгу службы длительное время находится вне дома.
Школа приемных родителей сразу завоевала признание у кандидатов в приемные родители, ведь наши специалисты не только теоретики, но и большие практики, особенно по детям раннего возраста.
Со студентами много говорим об адаптации. Ведь мало кто об этом задумывается всерьез. Мы же рассказываем все, что реально может ждать семью. Есть иллюзия, что достаточно взять ребенка, полюбить его, и все сразу будет замечательно, все будут счастливы. Так не бывает, все происходит намного сложнее, и важно просто быть к этому готовым, снять «розовые очки». Затрагиваем возрастные особенности. И обязательно те особенности, к которым приводит нахождение в детском учреждении, потеря родной семьи.
Параллельно с групповой работой всегда можно получить индивидуальную консультацию психолога, поговорить о том, что волнует или пугает, бесплатно получить помощь любого специалиста Центра. Так, в связи с запросом приемных родителей произошло рождение клуба приемных родителей «Навстречу друг другу», зародилось много мероприятий и встреч, например: «Родительские субботы», «Дни открытых дверей», «Дни Аиста».
Проведение практических занятий, обучение важным навыкам, развитие родительской компетентности служат профилактикой отказов от детей с особыми потребностями.
Сколько человек прошли обучение в Вашей школе?
Мы смогли предоставить возможность более чем 410 слушателям пройти обучение и получить свидетельство об окончании школы приемных родителей, из них более 130 семей смогли найти своего ребенка.
На протяжении многих лет учреждение занимает лидирующие позиции в городе по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 70% воспитанников, устроенных в семьи, — дети группы риска и дети с ОВЗ, инвалиды.
Сколько детей удалось вернуть в семьи?
С 2014 г. 1410 детей вернулись домой (в кровную семью 912 детей и нашли новую приемную семью 498 детей).
С целью максимальной адаптации переданных детей и профилактики возвратов из семей организованы индивидуальные занятия с родителями и малышами. Работает мультидисциплинарная команда специалистов по сопровождению, предоставлены современная реабилитационная площадка, передовое профессиональное оборудование для проведения бесплатного восстановительного лечения детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста.
Фото 4
Какие инновационные методики Вы используете в работе?
Малышам предоставляются услуги с использованием инновационных педагогических методик (Монтессори-технология, лекотека, музыкальная и песочная терапия, канес-, сказко-, арт-терапия, работа в сенсорной комнате, логоритмика, коммуникативные игры). Проводятся психолого-педагогическая диагностика, психокоррекция, занятия в сенсорной комнате, занятия с логопедом, учителем-дефектологом, музыкальные, театрализованный досуг, приобщение к изобразительному искусству. С целью сенсорного развития проводятся занятия в сенсорном саде на свежем воздухе.
Какая медицинская помощь оказывается детям в Вашем Центре?
Осуществляются осмотр детей и консультирование врачами: педиатром, неврологом, физиотерапевтом, врачом УЗИ, при необходимости выдается направление на обследование к узкопрофильным специалистам.
Медицинский и педагогический персонал проводит занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, адаптивную и лечебную физкультуру, массаж, оказывают услуги отделения бальнеотерапии (гидромассажный мини-бассейн с кислородонасыщением, ванны: вихревая для малышей, «Сухая иммерсия», сенсорная с цветотерапией), физиотерапии, ультразвуковой диагностики, проводятся процедуры в Галокомплексе, используется современное интерактивное оборудование (интерактивный пол, развивающие столы, солнцетерапия).
Фото 5
Ваш Центр сотрудничает с общественными организациями?
Наш Центр активно ведет работу с НКО и общественными организациями, сформирована правовая основа волонтерской и благотворительной деятельности.
Например, для использования новейшего развивающего материала, отвечающего индивидуальным потребностям воспитанников, в рамках благотворительного проекта специалисты Центра разрабатывают оборудование и пособия с учетом особенностей детей, выполненные по индивидуальному заказу, апробируют и направляют их для массового изготовления (интерактивные столы, учитывающие особенности детей-инвалидов, развивающие материалы и игры для развития моторики, мышления, внимания, памяти и т.д.). Фирма производит разработанные образцы, необходимое оборудование бесплатно остается для работы с детьми в Центре.
Учреждение выступает в качестве научно-экспериментальной площадки по реализации Монтессори-педагогики в учреждениях города. Центр разрабатывает методические рекомендации, проводит научно-исследовательскую деятельность, семинары, методические встречи по проведению практикумов и трансляции лучшего опыта для коллег города, мастер-классы для продолжения и развития деятельности. Опыт транслируется профессиональному сообществу.