Гость номера — Матафонова Ольга Ивановна
канд. пед. наук, зав. кафедрой специального образования
и здоровьесберегающей деятельности в образовании
ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Чита
Забайкальскому краевому институту повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования — 75 лет
Ольга Ивановна, расскажите, как давно Вы работаете в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В Институт повышения квалификации, которому в этом году исполняется 75 лет, я пришла в 1989 г. Творческая самобытность, атмосфера поиска и постоянного движения, встречи и открытия, удивительно корректная и в то же время острая полемика Ученого совета — именно так я вспоминаю первые годы своей работы в ЗабКИПКРО.
Создание и развитие Института неразрывно связано с историей и становлением образования в Забайкальском крае. Сегодня ЗабКИПКРО — современное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования с большим объемом государственных функций и задач, определенных соответствующими нормативными документами. Институт — одно из системообразующих учреждений региональной системы образования. Ежегодно в нем обучаются свыше пяти тысяч слушателей. Традиционные виды деятельности ЗабКИПКРО приобретают в современных условиях новые формы, масштабы и содержание. Коллектив гордится своей богатой историей, уверенно смотрит в будущее, поддерживая лучшие традиции и развивая новые направления в региональной системе повышения квалификации работников образования. Я горжусь тем, что работаю в этом Институте рядом с талантливыми руководителями, компетентными и творческими людьми; здесь произошло мое профессиональное становление.
В каждом регионе РФ есть структура, которая инициирует развитие здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях. Расскажите, есть ли такое подразделение в Забайкальском крае?
Структурное подразделение, сфера деятельности которого связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса, было открыто в 1999 г. в Забайкальском институте повышения квалификации. В 2014 г. ему исполняется 15 лет.
В течение первых 6 лет действовала лаборатория прикладной валеологии, деятельность которой подчинялась развитию инновационных процессов в сфере педагогики здоровья, и началась работа по формированию региональной модели повышения квалификации в этом направлении. В дальнейшем лаборатория была преобразована в Центр здоровьесберегающей деятельности в образовании, сотрудники которого не только осуществляли повышение квалификации работников образования, но и координировали работу образовательных учреждений, занимающихся внедрением и реализацией авторских моделей здоровьесберегающей деятельности. Из самых известных проектов: апробация трехмодульного УМК программы «Разговор о правильном питании» (ИВФ РАО), а также УМК «Все цвета, кроме черного (ИВФ РАО), «Экология учебной деятельности» (ИСМО РАО), «Полезные привычки» (проект HOUP), «БОС-здоровье» (в рамках сотрудничества с Институтом биологической обратной связи и НПФ «Амалтея», Санкт-Петербург). В подразделении уже успешно завершены несколько исследовательских проектов, например, проведен психофизиологический мониторинг в 11 школах региона в рамках широкомасштабного Всероссийского проекта модернизации структуры и содержания общего образования, реализована целевая программа «Укрепление здоровья населения Читинской области 1999—2003 гг.», запущены и реализуются проекты опытно-экспериментальной работы на базе 50 образовательных организаций, в числе которых 8 детских садов.
В результате проведенной работы выпущено более 40 научных работ, из них четыре монографии. Если говорить об итогах опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ДОО, прежде всего можно обратить внимание на 16 конкурсных работ, в которых представлен методический конструктор введения валеокомпонента в содержание воспитательно-образовательной деятельности. Выпущены три учебно-методических пособия, подготовленные при участии педагогов детских садов края.
С сентября 2014 г. направление здоровьесберегающей деятельности реализуется на кафедре специального образования и здоровьесберегающей деятельности. Когда встал вопрос об организации новой кафедры, предполагалось не только объединить кадровые ресурсы, но и увеличить научную составляющую в реализации специального образования и коррекционной педагогики. Сегодня сотрудниками кафедры реализуются два проекта по ФЦПРО: «Распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей» и «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на ФГОС образования детей с ОВЗ». Кроме того, продолжается работа и по ранее начатым исследованиям.
В педагогической прессе сегодня публикуется много материалов, посвященных проблематике здоровьесберегающей деятельности. Что интересного подготовлено в этой связи в стенах Института?
В 2013 г. вышла монография «Подготовка педагогов к здоровьесберегающей деятельности в системе повышения квалификации». В ней анализируются феномены здоровья и педагогической практики, связанной с ним. Востребованность научного подхода к изучению педагогического ресурса здоровьесберегающей деятельности объясняется многими обстоятельствами.
Во-первых, уникальным предназначением здоровьесберегающей деятельности для формирования личности человека с точки зрения ee аксиологического и акмеологического измерений. В условиях высокого динамизма в развитии информационного общества в образовании наблюдается стремительное обновление используемых методик, появляются новые образовательные технологии, которым важно придать здоровьесберегающий характер, чтобы не нанести вреда здоровью детей. Понимая компенсирующую роль здоровьесберегающей практики, упорядочивающую многие процессы в деятельности образовательных организаций, ошибкой было бы недооценивать ее значение для повышения качества образования.
Во-вторых, инновационная направленность здоровьесберегающей деятельности обусловливает непрерывность ее развития, что требует оптимальной готовности педагогов к ее эффективной реализации. Нельзя не отметить исключительной сложности проблем здоровья в образовательной практике, связанной с междисциплинарностью подходов к его изучению, что неизбежно приводит к дискуссии по ряду вопросов. Это обстоятельство требует грамотного и сбалансированного интегрирования разных методологических подходов и разных научных концепций.
Описание исторических фактов, связанных с оформлением педагогической составляющей здоровьесбережения формирует представление о характере современной здоровьесберегающей деятельности. Интерес представляет идея выделения области валеокомпонента содержания образования. Есть основания рассматривать ее как практическое решение проблемы дифференциации знаний, умений, навыков, установок, норм поведения, связанных со здоровьем и формирующимся образом жизни в рамках предметно-практической деятельности. Это обусловлено и тем, что в условиях введения новых ФГОС скрытые, трудно формализуемые знания в сфере здоровья и образа жизни требуют специального «опредмечивания». Только в условиях системного, межпредметного, обобщающего подхода можно получить планируемые результаты, где здоровье выступает и как ресурс, и как итог деятельности образовательного учреждения.
Представленный на страницах монографии опыт педагогического проектирования и апробация технологии подготовки педагогов к здоровьесберегающей деятельности в условиях повышения квалификации может стать существенным вкладом в решение проблем здоровья педагогическими средствами.
Ольга Ивановна, мотивировать педагогов осваивать здоровьесберегающую деятельность, наверное, не так просто. С одной стороны, это кажется доступным и понятным, но, как показывает опыт, требует глубокого погружения в проблемы педагогической физиологии, что трудно практикам. А есть ли у вас свои «фишки»?
В целях повышения качества здоровьесберегающей деятельности мы реализуем образовательный комплекс, представленный программами учебных циклов для курсов длительного повышения квалификации, тематических модулей курсов разной предметной направленности (например, «Валеокомпонент в содержании дошкольного образования»), серии проблемных семинаров («Предметность здоровья в образовании»»), спецкурсов («Охрана зрения: педагогический ресурс»). Комплекс подготовлен с учетом принципа концентрического развития содержания обучения и преемственности; методически обеспечен (учебные пособия, дидактические материалы, оборудование). Каждый из образовательных циклов может быть завершен на уровне заданной цели, имеет логическую связь с содержанием следующего цикла, обеспечивая возможность педагогам углублять знания и умения в сфере здоровьесберегающей практики; предоставляет возможность перехода на следующий уровень подготовки.
А «фишки», конечно, есть. У наших педагогов пользуется спросом спецкурс «Маршрут к здоровью» и Летние школы.
Специфика здоровьесберегающей деятельности для повышения квалификации требует новых учебных ситуаций, в условиях которых произойдет существенное обновление знаний педагогов в контексте современного понимания проблем здоровья. Практика показывает, что даже хорошо обустроенная система здоровьесберегающей деятельности в отдельно взятой образовательной организации имеет ограниченный ресурс по ряду причин. Во-первых, доминанта ее содержания основывается на декларативной информации о здоровье и образе жизни, недостаточно используются аппаратурные способы оценки здоровья и результаты тестирования физической подготовленности детей и подростков. Во-вторых, поле возможностей в развитии здоровьесберегающей практики суживает профильность в деятельности специалистов, чья работа в разной степени связана с проблематикой здоровья.
В связи с этим появилась необходимость разработки образовательной услуги с использованием профессиональных проб, имеющих существенный потенциал преобразования профессиональных позиций.
Сегодня мы знаем, что ряд образовательных услуг можно передать на профильное медицинское звено, используя их готовность к оказанию услуги. Для нас это реальная возможность увеличить собственные образовательные ресурсы, особенно если это касается непрофильных для нашего учреждения видов деятельности. Предъявление образовательной услуги с новым содержанием (диагностическим медицинским комплексом), иным форматом междисциплинарных связей позволило согласовать способы деятельности педагогов, психологов и медицинских работников.
Проведение спецкурса с использованием ресурса ЛПУ позволяет:
— развивать практику деятельностного обучения с помощью нового пространства реальных проб;
— методистам (организаторам спецкурса) обнаруживать собственные конкурентные преимущества, видеть отсутствующие технологические звенья в своей практике, выявлять резервные направления.
Новизна учебной ситуации заключается в разнообразии фрагментов, усиливающих эмоциональные ощущения слушателей, переориентации позиций и перегруппировке способов деятельности, важных для изменений в практике здоровьесбережения образовательных учреждений. Кстати, самую многочисленную аудиторию на спецкурсе составляют педагоги ДОО. Можно сравнить показатели средней наполняемости групп в 2012/13 уч. г. В 23 группах (педагоги разных предметов, дополнительного образования и специалисты образовательных организаций) средняя наполняемость группы составила 12 чел., а средняя наполняемость в 11 группах педагогов ДОО — 26 чел.
А две Летние школы здоровья — это, можно сказать, необыкновенные курсы повышения квалификации. Одна из них проводится на базе оздоровительного лагеря, а другая — в режиме экологической экспедиции (маршрут: пустыня Чарские пески — пересечение болота, термальные источники, горный комплекс «Кодар», спуск по реке Чара).
Есть ли в Институте методические семинары, ориентированные только на педагогов ДОО?
Да, есть, как и в других региональных институтах повышения квалификации. Например, в краевом центре нас приглашают на семинары в детские сады, которые являются ресурсными центрами по здоровьесберегающей деятельности. В феврале 2014 г. мы участвовали в семинаре на тему «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОО», где представляли модель УМК для дошкольников «Учимся и оздоравливаемся», разработанную Институтом БОС (Санкт-Петербург).
В Забайкальском крае в течение 15 лет проводится краевой конкурс по реализации программы «Разговор о правильном питании», который представляет отборочный тур межрегионального московского конкурса. Самые активные участники в номинации «Конкурс семейной фотографии» — родители дошкольников и, конечно, сами дети. В разные годы две забайкальские семьи — Дамдиновы из Агинского бурятского округа и Михайловы из с. Урлук Красночикойского района представляли Забайкалье. Заметим, что об опыте воспитания детей на этнокультурных традициях говорится не так часто. Семья Дамдиновых в своем ярком выступлении продемонстрировала самобытность бурятских традиций воспитания молодого поколения, где, помогая родителям, дети учатся уважать и считаться с мнением старших членов семьи, осваивать ремесла, вести домашнее хозяйство и поддерживать даже на уровне семьи культуру своего народа. А семья Михайловых познакомила участников конкурса с необычным укладом жизни семейских, и ныне живущих на севере Забайкалья и сохраняющих свои исторические обычаи.
Насколько гармоничны взаимоотношения научных работников и практиков? Существует ли обратная связь?
Как показал опрос, 47,4% слушателей нашего Института отмечают обучение здоровьесберегающим модельным практикам как возможность образования новых личностных смыслов. Формирование ценности здоровья как универсального ресурса жизни, обеспечивающего долголетие, благополучие, адаптивность, возможности в саморазвитии и самосовершенствовании, позволяют сотрудникам кафедры вовлекать в «здравотворчество» большое количество педагогов. Обустраивая учебные циклы, мы предоставляем нашим педагогам возможность оценки собственных ресурсов здоровья в городских центрах здоровья, что позволяет поддерживать должный уровень мотивации к здоровьесберегающей практике. Особенно это важно для педагогов из далеких сел края, где такие возможности отсутствуют. Такой формат взаимодействия помогает нам успешно проводить в практику идеи паспортизации здоровья детей и подростков. Многие коллективы (включая федеральные и региональные инновационные площадки), отдельные педагоги (включая педагогов-исследователей) сотрудничают с нами в течение 10—15 лет и апробируют на базах своих образовательных организаций как авторские технологии и УМК: например, в детских садах — УМК «Ступеньки к школе» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой; в школах и детских домах — «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой; «Волна» (НПФ «Амалтея»), так и собственные, которые появляются в процессе инновационной деятельности. Обратной связи способствует и формат конкурсных испытаний, педагогических чтений, презентационных площадок, участие в краевых и межрегиональных грантах. Ежегодно в крае проводятся конкурсы, ориентированные на проблематику здоровьесберегающей деятельности: «Модели оптимизации предметно-пространственной среды образовательной организации», «Учитель здоровья», «Разговор о правильном питании», «Дизайн как социально прогрессивная практика», конкурс «Детский сад будущего» и др. Среди участников конкурсов разного уровня — наши слушатели, которые умело интегрируют здоровьесберегающие подходы в содержание образования.
Ольга Ивановна, что бы Вы хотели пожелать и посоветовать Вашим коллегам из других регионов?
Не вызывает никакого сомнения, что здоровье участников образовательного процесса выступает и как ресурс, и как итог деятельности любой образовательной организации. В связи с этим желаю своим коллегам той творческой атмосферы, которая будет поддерживать развитие собственных личностно-профессиональных ресурсов, новых встреч с коллегами из разных регионов, и конечно, должной административной поддержки здоровьесберегающих инициатив. Советовать всегда непросто, особенно специалистам своего дела. Пользуясь случаем, приглашаю коллег в Летнюю школу здоровья в северном районе Забайкальского края — уникальном горном комплексе «Кодар» на базе лагеря «Белый олень», где ежегодно проводятся курсы повышения квалификации.
Беседовала Л.В. Макарова