Гость номера — Ханаев Альберт Леонидович
канд. мед. наук, врач-ортопед, научный сотрудник,
директор МБООУ ШИ № 133, г. Новосибирск
Работаем в интересах детей и их родителей
Санаторная школа-интернат № 133 — единственное в Западной Сибири образовательное учреждение, которое с успехом занимается консервативным лечением заболеваний позвоночника. Ежегодно в школе, имеющей 14 классов (по 16—20 чел. в каждом), находятся 340 детей в возрасте 5—17 лет. В дошкольном отделении 4 группы детей 5—6 лет с нарушениями осанки и другими заболеваниями позвоночника. Часть детей по завершении дошкольной ступени образования на принципах преемственности продолжают обучение в школе-интернате. Единый комплекс и инфраструктура Санаторной школы создают комфортные условия пребывания. Единый медико-педагогический коллектив интегрированно обеспечивает педагогическое сопровождение и медицинское обслуживание дошкольников. Основа ортопедического и рационального двигательного режима — проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК. В ходе занятий дети тренируют мышечную систему, вырабатывают стереотип правильной осанки и приобретают физическую выносливость.
Альберт Леонидович, как давно Вы работаете в таком уникальном образовательном учреждении?
В должности директора этой школы-интерната для детей с заболеваниями позвоночника я работаю пятый год. У меня педагогическое и медицинское образование, а также опыт работы хирургом ортопедом-вертебрологом в ФГБУ НИИТО им. Я.Л. Цивьяна. Отвечая на вопросы, я буду касаться, как педагогических, так и психологических аспектов.
Какие нарушения ОДА чаще встречаются у детей дошкольного возраста?
Заболевания ОДА занимают особое место в детской патологии. Это сложнейшая медицинская и социальная проблема. Чаще всего у дошкольников встречаются плосковальгусные стопы и нарушения осанки. Как правило, все они носят функциональный, а значит, при правильном лечении — обратимый характер.
Какие медицинские задачи стоят перед педагогическим коллективом и медицинскими работниками ДОО?
Одна из важнейших задач — сохранение и укрепление уровня здоровья детей. В ее рамках большое внимание уделяется выработке стереотипа правильной осанки, гигиенических навыков и навыков ЗОЖ.
Что дает ребенку пребывание в дошкольном отделении санаторной школы? Коллектив нацелен на формирование организационно-оздоровительного стандарта, без которого в жизни ребенка, по мнению родителей, чего-то не хватает. Это важнейшая составляющая образовательного процесса. Многие родители сожалеют, что не все дети могут быть зачислены к нам в 1-й класс.
Какие функции выполняет медико-педагогический коллектив Вашей школы?
Сотрудники нашей школы проводят тематические встречи с родителями и медико-педагогические консилиумы, круглые столы по здоровьесбережению и мастер-классы по здоровьесберегающим технологиям. Инструкторы и преподаватели ЛФК выезжают в лагеря детского отдыха. Регулярно проводятся совместные семинары с Городским центром образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска.
Какие методы диагностики помогают выявить нарушения ОДА у детей?
Своевременная диагностика тех или иных заболеваний — залог успешности лечения. Именно поэтому проводятся регулярные ортопедические осмотры детей, компьютерная оптическая топография (КОМОТ), с помощью которой ежегодно осуществляются скрининг и мониторинг детского населения г. Новосибирска и Новосибирской области.
Какие занятия дошкольников способствуют укреплению здоровья?
Прежде всего плавание, лыжные прогулки, ЛФК, хореография, ритмика. Ничего нового по этому поводу я Вам не скажу. Однако главное — качество занятий, организованных квалифицированными педагогами, инструкторами и преподавателями ЛФК.
Что из этого арсенала занятий можно делать в домашних условиях?
Многое. Самое основное — желание родителей и ребенка. Важен интерес родителей к занятиям, которые можно проводить дома. Что-то для ребенка знакомо, а что-то станет совместными достижениями.
Какие качества должны помочь выпускнику дошкольного отделения в начальной школе?
Достаточно высокий уровень здоровья, физическая выносливость, дисциплина, здоровые нервная система и опорно-двигательный аппарат, стрессоустойчивость, способность выстраивать личностный контакт в группе временного или постоянного пребывания, уверенный уровень коммуникации со взрослыми. Эти качества необходимы ребенку на протяжении всего времени обучения в школе.
Что зависит от родителей?
На этом важном этапе родителям необходимо приложить все силы для создания многокомпонентной системы оздоровления и гармоничного роста ребенка. Ее элементами могут быть бассейн, ЛФК, спортивно-оздоровительные, развивающие игры. Если родители примут участие в этих мероприятиях, это сблизит их с детьми. Пример родителей для ребенка служит образцом поведения во взрослой жизни.
Кого вы считаете своими партнерами?
С нашей школой-интернатом сотрудничают ФГБУ НИИТО им. Я.Л. Цивьяна и Городской центр образования и здоровья «Магистр», а также учреждения образования и здравоохранения.
Что Вы можете пожелать своим коллегам?
Пропагандируйте ЗОЖ, читайте специальную литературу, объединяйте свои усилия, совершенствуйтесь профессионально, создавайте собственные системы здоровьсбережения и здоровьесберегающие технологии, находите время для совместного планирования и реализации конкретных действий по профилактике и укреплению здоровья в интересах детей и их родителей!