С Ириной Кайдан мы знакомы на расстоянии — дистанционно, как сейчас говорят. Ирина написала статью в журнал «Логопед», которая впоследствии переросла в совместные проекты по детям с ОВЗ не только в печатные пособия, но и в обсуждение многих профессиональных вопросов.
Ирина Кайдан работает с разной категорией детей, но меня поразила гибкость и уважительное отношение к детям с РАС на занятиях, это прослеживается в ее публикациях.
Спасибо Вам за возможность найти в каждом ребенке ресурс для обучения, профессиональный подход к занятиям и любовь к своей профессии. Благодарю за сотрудничество с журналом «Логопед».
Кайдан Ирина Николаевна,
логопед КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 5», г. Норильск Красноярского края
Закончила Макеевское педагогическое училище по специальности воспитатель детских дошкольных учреждений. Затем поступила в Славянский государственный педагогический институт по специальности «дефектология». Квалификационную переподготовку для логопедов Минздрава России постоянно проходит на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского института ухо, горла, носа и речи.
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Как Вы пришли в профессию, что повлияло на Ваш выбор?
С детства я очень любила маленьких детей, заботилась о них, играла с ними. Вопрос: «Куда пойти учиться по окончании школы?» для меня не стоял. Я поступила в педагогическое училище, чтобы стать воспитателем в детском саду. Но здесь я встретила замечательного педагога Воробьеву Сталину Петровну, преподававшую логопедию. Это учитель-логопед с большой буквы, она смогла дать не только фундаментальные знания, выработать практические навыки, но привить своим ученикам уважение и любовь к профессии логопеда. Поэтому по окончании педагогического училища я поступила в институт на факультет дефектологии.
Вы работаете с детьми с расстройством аутистического спектра, в чем особенность выстраивания таких занятий с детьми?
В данный период большую часть моей практической деятельности занимает коррекция речи детей с расстройством аутистического спектра. Начиная с 2012 г. в стационаре детского психиатрического отделения № 1 КГБУЗ КК ПНД № 5 наблюдался всплеск поступления детей с диагнозом «ранний детский аутизм» в возрасте от 3-х до 5—6 лет. Работа с данной категорией детей требовала тщательного изучения каждого ребенка и подбора адекватных методов педагогического воздействия на формирование речи. Наличие аутизма в клинической картине приводило к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики коррекционного процесса. Поэтому возникла необходимость создания системы работы по формированию речи у детей с аутизмом. На основе изучения достаточно большого объема методической литературы отечественных и зарубежных авторов по данной теме (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Л.Г. Нуриева, С.С. Морозова, Лори Форст, Г. Доман, С. Ньюмен, П. Сансон и др.) был разработан проект «Радость общения» с целью формирования речи у детей с РАС. Работа по данному проекту вначале была запланирована на три года. Но в процессе коррекции, этап за этапом, границы логопедических мероприятий расширялись, одни задачи плавно переходили в следующие, поэтому проект существует уже девять лет.
На основе полученного опыта можно сказать, что формирование речи у детей с аутизмом требует особого подхода. Занятия с детьми данной категории заметно отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом, но и содержанием материала, а также специфическими приемами их проведения.
Основной аспект коррекционной работы с ребенком — установление контакта (как тактильного, так и вербального). Специфические психические особенности детей с данным заболеванием вызывает в этом плане большие трудности.
Обычно аутичный ребенок вначале не реагирует на инструкции, предложенные игры. Логопед говорит слова, выполняет движения, вовлекает ребенка, беря его руки в свои. Если ребенок не хочет, нужно прекратить игру, а если не сопротивляется, можно повторить еще 1—2 раза. Дальше ее включают в ход занятия. Когда ребенок привыкнет к определенному объему материала на занятии, надо попробовать опустить эту игру. Ребенок обязательно вам о ней напомнит.
На первых порах не следует настойчиво навязывать свое общество. Нужно гибко подходить к построению занятия с учетом интересов и желаний ребенка, не придерживаться строго запланированного хода занятия. Предложив какие-либо интересные игры, очень тактично подсказать или оказать помощь. При любом негативном отношении ребенка к игрушке или действию нужно их пока отложить. Лучше всего предлагать ребенку пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши. В эти игры дети играют с удовольствием и длительное время. Их действия обычно стереотипны, что свойственно таким детям. Важно создать спокойную доверительную обстановку, к которой ребенок привыкнет, исчезнет чувство скованности. Он станет с удовольствием принимать помощь. Все манипуляции должны сопровождаться речью. Постепенно вводятся игры на подражание.
Дети с аутизмом, как и обычные дети, начинают познавать мир с помощью взрослого путем подражания. Но в отличие от обычных детей, которые с интересом стремятся с помощью сенсорных ощущений познакомиться с окружающими предметами, детей с аутизмом следует побуждать, подталкивать к этим познаниям. На этой основе и была разработана система занятий по обучению подражанию действиям, звукам и словам. Каждый педагог или родитель может адаптировать данные занятия в соответствии с интересами и привязанностями определенного ребенка. Занятие следует проводить на доступном для него уровне. При этом ребенку с высоким уровнем понимания нужно давать дополнительную информацию и, наоборот, снижать объем ее, предназначенный ребенку с более низким уровнем развития. Каждое занятие решает следующие задачи:
— развивать умение подражать действиям, звукам, словам;
— формировать ритм;
— развивать слуховое внимание;
— вырабатывать ротовой выдох, правильную воздушную струю;
— развивать понимание речи, выполнять простые инструкции;
— формировать пассивный и активный словарь;
— развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Работа по формированию речи у детей с аутизмом начинается с обучения навыку подражания и артикуляционным движениям.
Первый при обучении навык — подражание движениям. До обучения речевым навыкам ребенок должен научиться повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкции: «Делай так», «Повтори за мной».
Звуки и движения нужно выбирать индивидуально, в соответствии с предпочтениями ребенка. Если имеются нарушения в строении речевого аппарата (некоторые из них вторичны в результате многолетнего молчания), полезна артикуляционная гимнастика, позволяющая работать над подвижностью языка, речевым дыханием, развитием произвольного контроля над положением артикуляционного аппарата и т.д.
Артикуляционные упражнения должны носить доступный характер. т.е. не вызывать особых двигательных усилий у ребенка: открыть рот, надуть щеки, пощелкать языком, «поцеловать маму» и т.д.
Сначала ребенок должен повторять самые простые звуки, затем их более сложные сочетания. Обучение нужно начинать с произношения гласных звуков, если в вокализациях ребенка имеются другие звуки, нужно для отработки подключать и их. Когда ребенок научится произносить несколько звуков, количество их следует увеличить, соединяя их в звукосочетания, звукоподражания. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
Главная задача — установление контроля над подражанием, что достигается при помощи правильного использования подкрепления. Если ребенок не повторяет звуки, лучше вернуться к этапу имитации движений, а затем еще раз попробовать вызвать звукоподражание.
Обучать навыку звукоподражания трудно вследствие того, что взрослый не может извне помочь ребенку выполнить инструкцию. Единственным инструментом обучения становится подкрепление, позволяющее ребенку видеть, что он делает правильно, а что – нет. Не всегда получается сразу научить ребенка подражать звукам. В этом случае необходимо вернуться к подражанию движениям и проявить такую творческую организацию обучения, которая побуждала бы к произношению звуков. Следует повторно отработать с ребенком занятия периода обучения подражанию. Но в них необходимо вносить что-то новое (заменяются предметы, игрушки, картинки), чтобы не вырабатывать у ребенка стереотипий (повторение каких-либо движений, звуков). Срок обучения подражанию действиям и звукам индивидуален для каждого ребенка.
Но в любом случае, как бы ни была тяжела степень выраженности аутизма у ребенка, упорные систематические занятия с ним в результате принесут положительную динамику. Даже незначительные, по нашим меркам изменения, в речи ребенка с РАС, являются для него огромным достижением.
Как выстроена работа с родителями в вашем учреждении?
При работе с родителями были определены следующие цели:
1) создание условий, способствующих приобщению родителей к коррекционному процессу, с оказанием им помощи в воспитании и обучении ребенка с РАС;
2) диагностирование семьи: изучение интересов, мнений и запросов родителей;
3) проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей;
4) педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (анкетирование, беседы, консультации, тренинги, круглые столы, видеотеки и т.д.).
Особые трудности в работе с родителями на начальном этапе вызывает стресс, который родители получают, узнав о диагнозе своего ребенка. Это большое потрясение для семьи, оно коренным образом изменяет ее жизненные перспективы, оказывает на ее членов длительное психопатогенное воздействие. На ранних этапах развития нарушается и связь родителей с ребенком: взрослые не знают, как передать ему социальный опыт.
Появляются неблагоприятные факторы воспитания — безнадзорность (родители расписываются в своем полном бессилии), у ребенка не формируются волевые навыки, способность сдерживать аффекты и влечения, формируется патологическое развитие личности по типу психологической неустойчивости. Или родители, не найдя нужных решений, превращают своего ребенка в «ущербного», здесь идет речь о гиперопеке с формированием у него патологических свойств личности.
Поэтому коррекционная группа специалистов проводит целенаправленную деятельность по созданию благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей с РАС. Сотрудничество специалистов и родителей организовано так, что родители становились не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса, т.е. включались в коррекционную деятельность.
Учитывая принцип открытости, который усиливает эффект, помогает родителям активнее вступать в совместную работу по преодолению речевых нарушений, все занятия проводятся в их присутствии. Обучение родителей приемам логопедической работы, участие их в подготовке к занятиям способствует развитию положительной динамики в формировании речи детей. Разнообразные формы работы: анкетирование, индивидуальные беседы, брошюры, семинары-практикумы, специально подобранная домашняя библиотека логопедических пособий, постоянно действующая рубрика «Логопед советует» и др., используются в качестве универсальной системы, и имеют практическую ценность по обогащению воспитательных умений родителей.
Вы являетесь автором публикаций о детях с ОВЗ, как Вам приходят идеи для написания книг?
Моя история публикации статей началась 12 лет назад. Честно признаюсь, я написала первую статью в журнал «Логопед» в 2009 г. с целью подтверждения высшей квалификационной категории по аттестации. Очень волновалась, как примет и оценит мою статью редакция журнала. И ее выход был для меня огромным достижением! С этого момента я стала постоянным подписчиком журнала «Логопед», так как нашла на его страницах много интересной и полезной информации для своей работы. Тщательно изучая инновационные технологии своих коллег и используя их на практике, я тоже захотела поделиться своим опытом. В моей практической деятельности есть теперь такая традиция: по окончании реализации очередного проекта или внедрения какой-то технологии в коррекционную деятельность я, оценивая результаты, обобщаю опыт, подводя итог, пишу статью в журнал. У меня за это период вышли 10 статей, опубликованы два методических пособия. Надеюсь, мой опыт пригодился молодым специалистам и коллегам в практической деятельности. Пожелаю всем, кто создает проект журнала «Логопед», новых авторов и интересных идей. Спасибо за сотрудничество с регионами!
На сегодняшний день проблема включения особых детей в различные мероприятия вместе с детьми с нормальным развитием обозначена не только на телевидении, но и в учреждениях, социальных сетях. Каково ваше отношение к этому и как правильно выстроить коммуникацию с детьми с РАС в инклюзивном пространстве?
Одной из главных проблем в обучении детей с РАС является нарушение коммуникации и трудности в установлении контактов с окружающими людьми. Практический опыт работы показал, что инклюзия играет большую роль в адаптации и социализации в обществе детей с РАС. Когда особый ребенок находится в среде детей, он видит другие модели поведения, те, которые не может увидеть, находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители. Возможность видеть разные модели поведения и повторять их — главная положительная сторона инклюзии.
В психоневрологическом диспансере инклюзия для детей с ОВЗ, в том числе и для детей с РАС, осуществляется с помощью сотрудничества специалистов: врачей, психолога, логопеда, воспитателей, а также родителей. Выстраивание коммуникации с детьми с РАС в инклюзивном пространстве происходит таким образом. Изначально, попадая в детское психиатрическое отделение, ребенок с РАС оказывается в неоднородном коллективе детей с различными психическими отклонениями и уровнем интеллекта. Хотя он и ходит обособленно, с ним пытаются вступить в контакт другие дети. Он наблюдает за их поведением, игровой деятельностью. Старшие дети с сохранным интеллектом пытаются поиграть с малышом, взять его на руки. И часто они находят эмоциональный контакт.
Процесс воспитания и обучения детей данной категории специалистами происходит поэтапно, в рамках разработанного проекта «Радость общения». Психолог и логопед начинают коррекционную работу с индивидуальных занятий, затем начинают брать детей парами и небольшими подгруппами. Воспитатели, в свою очередь, включают детей с РАС в подгрупповые и в групповые занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Постепенно у детей вырабатываются стойкий интерес и желание к занятиям, умение выполнять инструкции и задания логопеда, вступать в контакты с другими детьми, медперсоналом. Вначале участие в различных развлечениях и утренниках в пределах стационара, а на более поздних этапах обучения выступления на городских конкурсах чтения стихотворений, художественной самодеятельности, тематических вечерах для детей с ОВЗ являются хорошим показателем социализации детей в обществе. Несмотря на успех в обучении, необходимо помнить, что работа с детьми с РАС должна продолжаться годами. Поэтому я нацелена, при поддержке других специалистов, на долгую коррекционную деятельность, полную новых творческих проектов и разработок, для достижения положительных результатов.
Чем для Вас являются работа логопеда, какие профессиональные компетенции нужны для логопеда по работе с детьми с РАС?
Работая достаточно продолжительный период жизни логопедом, я не перестаю радоваться и удивляться тому, что в свое время выбрала себе особо актуальную и такую гуманную профессию. Я радуюсь успехам своих учеников и горжусь ими. Тем более, что мои ученики — дети с ОВЗ, особенно нуждающиеся в коррекции речи для дальнейшей социализации в обществе. Свое профессиональное кредо я могла бы выразить словами древневосточного мудреца: «Господи, дай мне силы изменить то, что возможно изменить; дай мне терпение принять то, что изменить невозможно; и дай мне Великую мудрость отличить одно от другого!» Эти слова для меня значимы и актуальны в настоящее время, так как желание помочь детям огромно и имеется большой запас практического опыта.
Работа логопеда с детьми с ОВЗ, в том числе и с РАС, всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Логопед должен владеть не только профессиональными знаниями, постоянно заниматься самообразованием, но и способностью эмоционально отзываться на переживания ребенка, родителей в процессе взаимодействия.
Очень важно фиксировать положительные изменения в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в обучении, опираясь на возможности и сильные стороны ребенка. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал успех, стал осмысленно взаимодействовать с окружающим миром, захотел общаться. Ну и, конечно, педагогический оптимизм логопеда должен основываться на глубокой вере в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специализированного коррекционного процесса.
Нужно запастись железным терпением, целеустремленностью, безграничной любовью к таким детям, и эти усилия будут обязательно оправданы. Здоровья, творческих успехов, и достижения хороших результатов всем коллегам!