Лебедева А.А., учитель-логопед МОУ «Прогимназия», г. Королев Московской обл.
В последнее время количество дошкольных логопунктов возросло в связи с возникновением новых форм подготовки детей к школе: групп кратковременного пребывания, групп гармонического развития, центров развития ребенка.
В журнале «Логопед» проблема дошкольных логопунктов освещалась неоднократно (О.А. Степанова, С.О. Подобед, О.В. Савчук и др.). При их создании все пользуются инструктивным письмом Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Московские логопеды при комплектовании дошкольного логопункта используют «Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп», утвержденное на заседании актива дефектологов Москвы на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. А что делать логопедам - немосквичам? Дошкольные логопункты в сравнении с логопедическими группами не имеют правовой поддержки.
Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Отработав 15 лет в логопедической группе и 8 лет на логопункте, я могу назвать несколько основных отличий.
1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.
2. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз).
3. В логопедических группах основная цель пребывания ребенка - исправить дефекты речи. Когда ребенок приходит в образовательный центр, прогимназию, группы гармонического развития, группы по подготовке к школе, основная цель, в отличие от логопедических групп, - не исправление дефектов речи, а интеллектуальное развитие. Поэтому логопеду в данных учреждениях отведено малое количество времени для коррекции звукопроизношения.
Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.
Поделимся опытом такой работы.
Для успешной постановки звуков в группе ребенок должен хорошо владеть артикуляционной гимнастикой - артикуляторной базой звуков. Поэтому первую неделю мы занимаемся артикуляционной гимнастикой и фонетической ритмикой, развивая просодическую сторону речи: темп, интонационность, силу голоса, его тембральную окраску. Активно используем пальчиковую гимнастику и фонетическую ритмику.
Далее каждое занятие включает помимо артикуляционной гимнастики и фонетической ритмики упражнения для вызывания звуков, а затем его автоматизации.
Примерный план
фронтального занятия
по автоматизации звука [л]
1. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье», «Качели» * Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981..
2. Изолированное произнесение звука [л].
Упражнения «Блинчик» Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.. «Песенка самолета»: л-л-л - руки в стороны, «Песенка ракеты»: л-л-л - руки вверх, «Песенка парохода»: л-л-л-
л-л - руками волнообразное движение, «Песенка салазок»: л-л-л - руки вниз с горы.
3. Произнесение [л] в слогах. «Оркестр»: ла-ла-ла - дети «играют» на разных музыкальных инструментах, «Песенка индюка»: бла-бла-бла, «Песенка голубя»: гла-гла-гла.
Повторение слога и интонации: игра с мячом.
4. Развитие слухового восприятия.
Игра «Хлопни, если услышишь»: узнавание звука [л] изолированно, в слогах, в словах.
5. Автоматизация звука [л] в словах.
Игра «Аукцион»: дети придумывают слова со звуком [л], последний, придумавший слово со звуком [л], считается победителем и получает приз в виде стишка, песни, загадки.
Игра «Кто догадливый?»: дети делятся на пары, придумывают слово со звуком [л] и говорят его тихо друг другу, логопед задает любые вопросы, ребенок отвечает тем словом, которое ему сказали на ухо. Те, у кого вопрос и ответ совпадут, - выигрывают.
6. Автоматизация звука [л] в предложениях.
Игра «Загадки»: каждый ребенок получает картинку с изображением предмета, в названии которого есть звук [л], придумывает загадку, говорит ее детям, выбирает правильный ответ.
7. Автоматизация звука [л] в тексте (драматизация рассказа Н. Червинской «Новая сказка про колобок»).
Конечно, материал, который используется на занятии, зависит от этапа автоматизации звука. Вначале выполняем больше упражнений на изолированное произнесение звука и произнесение слогов, в середине больше игр со словами и предложениями. На заключительном этапе автоматизации звука больше работаем с текстом: пересказ, драматизация, придумывание окончания рассказа, работа с восстановленным текстом.
Групповая постановка звуков требует большой концентрации внимания логопеда. Он должен слышать и контролировать каждого, зато дети с первых занятий привыкают следить за своей речью и речью товарища. Это сокращает время автоматизации звука, большее количество детей успевают посетить занятия логопеда. Когда ребенок на занятии не один, все обучение можно проводить в виде игры, а нескучные занятия меньше утомляют и дают больший коррекционный эффект.