ТИРСКАЯ Н.В., учитель-логопед;
ШАМАНАЕВА Ю.Б., главный врач ВДОУ ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО), г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья детей — важнейшие государственные задачи, определяющие будущее благополучие общества. К сожалению, политические и социально-экономические кризисы создают неблагополучную социально-экономическую и социально-психологическую обстановку. Новое столетие ознаменовалось позитивными тенденциями развития экономики, однако несмотря на улучшение показателей рождаемости в Республике Саха (Якутия) общая заболеваемость детей и подростков здесь остается на высоком уровне. В общей структуре заболеваемости новорожденных первое место по-прежнему занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, внутриутробная гипоксия и асфиксия при родах. Болезни нервной системы у детей первого года жизни, перенесших перинатальную гипоксию, занимают в структуре заболеваемости третье место (10,3%). В дальнейшем у детей с функциональными или органическими расстройствами нервной системы формируются нарушения других органов и систем, в частности сочетанные или изолированные расстройства речи. Так, по данным Центра патологии речи и нейрореабилитации у 75—85% детей с речевыми нарушениями выявлена минимальная мозговая дисфункция. Несмотря на обширный арсенал эффективных методов терапии и реабилитации перинатальных повреждений головного мозга и, как следствие, исходов в минимальные мозговые дисфункции (ММД), проблема коррекционно-восстановительного лечения в настоящее время не решена.
Для лечебного воздействия, лечения и реабилитации детей с данной патологией в конце 60-х гг. прошлого века был разработан метод чрескожной динамической нейроэлектростимуляции аппаратами серии ДЭНАС (ДЭНС-терапия). В марте 2005 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗСР РФ разрешил серийное производство и применение в медицинской практике аппаратов нейроадаптивной стимуляции ООО «РЦ АРТ»,
(г. Екатеринбург) группы ДЭНАС (ДЭНАС, ДиаДЭНС-Т, ДиаДЭНС-ПКМ, РУ № ФС-2005/004).
В основе механизма действия ДЭНС-терапии лежит лечение микротоковыми импульсами как высокой (50—200 Гц), так и низкой (1—10 Гц) частоты, которые имеют физиологическую основу и по своим характеристикам нейроподобны. Аппарат ДЭНС воздействует электродами на рефлексогенные зоны в области прохождения нервов, там, где возникает боль. Нейроподобный сигнал передается с электродов на нервные окончания. Импульс от прибора проходит патогенный очаг, действует на определенные центры головного мозга и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего с патологией начинает бороться сам организм. ДЭНС-терапия безопасна в применении, не вызывает аллергических реакций; не нарушает физиологического энергетического потенциала детского организма; обладая иммуномодулирующим общеукрепляющим эффектом, позволяет решать не только узкоспециальные, но и адаптационные задачи; отвечает требованиям организации логопедических занятий, поскольку длительность процедуры минимальна; не вызывает недоверия у родителей.
При курсовом использовании ДЭНС-терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работа мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшаются функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация; снижается частота возникновения аномальной импульсации, тем самым устраняя патологические реакции; корректируется и восстанавливается произносительная сторона речи, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрические расстройства).
После подготовительной работы (сбор и изучение анамнеза, осмотр педиатром ДОУ, детским неврологом, консультации с родителями) совместно с медицинской службой ДОУ были выбраны два направления логопедической работы с применением ДЭНС-терапии по назначению педиатра ДОУ: коррекционная с детьми 6—7 лет и пропедевтическая коррекционная с дошкольниками 3—5 лет. Цель исследований в первом направлении — выявление взаимосвязи между временем коррекции звукопроизношения и применением ДЭНС-терапии. Исследования проводились в течение 3 лет (с 2006 по 2008 г.). После соответствующей логопедической диагностики были отобраны 17 детей с дизартрией и МДР (77,27% от общего числа детей с расстройствами речи в обследуемом ДОУ) в 2006 г., 20 детей с дизартрией и МДР (58,82%) в 2007 г. и 12 детей с дизартрией и МДР (85,71%) в 2008 г. Средний возраст обследуемых детей 6 лет 5 мес. Аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т всех обследуемых детей проводилось одновременно с традиционными приемами коррекции речевых нарушений. Время логопедических коррекционных мероприятий совпало с 1—2 курсами ДЭНС-терапии по 10—15 дней.
Схема применения ДЭНС-терапии
при логопедических проблемах
у старших дошкольников
1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность воздействия комфортная.
2. Режим «Терапия» — статическая обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность комфортная.
3. Режим «Терапия» — статическая обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность 2—3 единицы.
4. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины губ, время 3—5 мин, мощность 1—2 единицы.
5. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.
6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка ногтевых лож пальцев рук, время 1 мин, мощность комфортная.
ДЭНС-терапия применялась одновременно с началом логопедических занятий у детей с МДР и дизартрией. Была выявлена четкая положительная динамика становления звукопроизношения. Дети, получавшие сеансы ДЭНС-терапии, не только не отставали по времени в коррекции звукопроизношения, но и в 40% случаев опережали детей контрольной группы. В 2008 г. двум детям с дизартрией соноры были поставлены быстрее, чем детям всей группы. Время постановки звуков сократилось в 2 раза.
Во втором направлении исследований выяснили эффективность ДЭНС-терапии до применения традиционных методов коррекции речевых нарушений.
Исследования проводились также в течение 3 лет (с 2006 по 2008 г. включительно). После соответствующей логопедической диагностики детей 3—5-летнего возраста были отобраны 9 дошкольников с нарушениями устной речи органического характера (20,93% от общего числа детей с выявленными расстройствами речи в обследуемом ДОУ) в 2006 г., 14 детей (37,84%) с подобными нарушениями речи в 2007 г. и 26 детей (63,41%) с расстройствами экспрессивной речи в 2008 г. Возраст обследуемых детей колебался от 2 лет 6 мес. до 5 лет 9 мес. Всем обследуемым детям провели аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т с учетом дифференцированного возрастного подхода.
Минимальная интенсивность электроимпульсного воздействия (1—3 единицы мощности) выбиралась для детей с 2 лет 6 мес. до 4 лет в связи с осложнением речедвигательных нарушений нервнорефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось приятное покалывание, применялась к детям 4—6 лет с различной речедвигательной патологией.
Схема применения ДЭНС-терапии
при логопедических проблемах
у младших дошкольников
1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
2. Режим «Терапия» — обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
3. Режим «Терапия» — обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
4. Режим «Тест» 10 Гц — обработка левой височной области, время 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
5. Режим «Тест» 10 Гц — обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.
6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка подушечек пальцев рук, мощность соответственно возрасту.
В результате применения дифференцированных схем воздействия ДЭНС-терапии у детей обследуемой группы в речевом статусе наблюдались улучшение мышечного тонуса, повышение качества просодических компонентов речи, увеличение объема артикуляционных движений, активизация мимической и артикуляционной мускулатуры, расширение объема речевого дыхания. Результаты применения ДЭНС-терапии у младших дошкольников свидетельствуют об эффективности использования динамической электронейростимуляции как пропедевтического метода исправления речевых расстройств. У детей, которым с 2006 г. систематически 2 раза в год проводились курсы лечения по вышеуказанным схемам, в 2008 г. отмечались лишь незначительные дизартрические расстройства. Качество устной речи и зрительно-моторная координация детей в обследуемой группе были достоверно выше, чем у их сверстников из контрольной группы со схожими речевыми проблемами и того же возраста. Положительные изменения в речевом статусе выявлены у всех детей экспериментальной группы. Кроме того, дети, получавшие курсовую ДЭНС-терапию, в 2,4 раза реже болели ОРВИ по сравнению со сверстниками, не имеющими логопедических проблем.
Выводы
Применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста. На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции у дошкольников можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической коррекции.