Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Гладковская Л.М.,учитель-логопед ДОУ, г. Снежинск Челябинской обл.

В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных предложений. Речевая активность у подавляющего большинства резко снижена. Понимание речи в основном сохранно.

Коррекционно-диагностическое обучение в группе осуществляется в течение учебного года. После повторного обследования небольшая часть детей направляется в массовые дошкольные учреждения, основная масса - в логопедическую группу среднего возраста этого же детского сада. Имеются единичные случаи перевода детей в учреждение для дошкольников с задержками психического развития и общим психическим недоразвитием. Если ребенком не усвоена программа второй младшей группы, медико-педагогический консилиум рекомендует дублирование диагностической группы.

Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:

- при поступлении в группу обследование детей детским врачом-психоневрологом и назначение необходимого медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Повторный осмотр врача и следующий курс лечения проводится в январе - феврале;

- выяснение детским психологом уровня развития психических функций для рекомендаций логопеду и воспитателям; в течение года проведение психологом занятий по развитию коммуникативных навыков (1 раз в неделю по 15 мин).

После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме (упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-12 мин.

Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 мин. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий ротик», «Сожми крепко губки», затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики - куклы бибабо и различные игрушки.

Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.

При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную» подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь или ее начатки, в «слабую», умеющие произносить только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.

В течение недели логопед проводит следующие занятия: на звукопроизношение (одно занятие), формирование простейших лексико-грамматических категорий (одно), развитие связной речи (одно) и логоритмику (одно), которую проводит совместно с музыкальным руководителем.

На логоритмических занятиях в игровой форме выполняются такие задания: ходьба с предметами и без них, упражнения типа «Большие ноги - маленькие ножки», повороты на 180° при изменении громкости звучания музыки, одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики, упражнение на развитие дыхания («Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки»), развитие внимания («Делай как я», с предметами и без них, «Запретное движение»).

На занятиях по звукопроизношению развивается внимание к звуку, звукоподражанию, слову; уточняется произношение гласных и простых согласных звуков, вырабатывается определенная последовательность работы над звуками с учетом их формирования при нормальном речевом развитии. Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Одновременно уделяется внимание развитию фонематического слуха, восстановлению слоговой структуры слова.

Часть занятий по звукопроизношению часто проходит на прогулке в виде игр, направленных на развитие психологической базы речи и фонематического слуха: «Где котенок?» (развитие внимания), «Запомни игрушки» (зрительное восприятие и память), игры на выделение изолированных гласных звуков среди других: «Самолеты» (звук [у]), «Медведь» (звук [э]), «Жеребенок» (звук [и]). Слухо-моторную координацию целесообразно развивать посредством повторения коротких стихо­творений с движениями, соответственно тексту, подвижных игр с речевым сопровождением. Ежедневная продолжительность 5-7 мин.

Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества - песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из водички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой - маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие - для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.

С детьми, обладающими фразовой речью, с сентября проводятся занятия по развитию связной речи: сопряженное и отраженное проговаривание предложений, договаривание отдельных слов в предложении, составление предложений по демонстрации действий, пересказы по вопросам и с помощью логопеда, инсценирование коротких сказок. Со второй половины года появляется возможность проводить такие занятия с детьми второй подгруппы, у которых на начало года фразовая речь не была сформирована.

Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.

На логопедических занятиях предпочтение следует отдавать натуральным объектам и предметам. Так, при изучении тем «Кошка», «Собака» обращать внимание детей на поведение кошек и собак в ближайшем дворе, при знакомстве с внешним видом зайца показать, как играть с белой пушистой шкуркой, которую им «подарил» заяц, темы «Петушок с семьей» показать яйца и куриные перья, темы «Перелетные птицы» поставить грампластинку с записью голосов перелетных птиц, тем «Овощи» и «Фрукты» дать попробовать свежие овощи и фрукты, показать приготовление свежевыжатого сока.

Для активизации биологически активных точек непо­средственно перед каждым логопедическим занятием детям предлагается растирать руки до появления теплоты. Для развития стоп на сиденья стульев можно расположить мешочки из плотной ткани, заполненные галькой средних размеров. Дети стопами (в носочках) опираются на коврики из выпуклых пуговиц или стоят в ящичках, заполненных наполовину природным материалом: шишками, косточками от разных плодов.

Один раз в неделю, перед обедом, педагогами группы совместно с музыкальным руководителем проводится кукольное представление. Перед его началом детям предлагается отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на просмотр кукольного спектакля, активизировать внимание и мыслительные процессы.

Сказка выбирается по соответствующей лексической теме недели. Например: по темам «Волк», «Медведь», «Лиса» - сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; по темам «Кошка», «Собака» - «Кто сказал "мяу"?», «Волшебная сметана»; по теме «Петушок с семьей» - сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Если подобрать произведения для показа невозможно (например, по темам «Одежда», «Посуда», «Обувь»), педагоги сами придумывают кукольные сказки и истории, доступные по содержанию детям 3-4 лет. Так, к теме «Обувь» была сочинена сказка «Машины туфельки».

«Жила-была девочка Маша. У нее был котенок Мурзик. Он очень любил с Машей играть. Однажды легла девочка спать, а свои новые туфельки поставила перед кроваткой. Ночью Мурзик проснулся, посмотрел - Маша сладко

спит, поиграть ему не с кем. Решил он в Машиных туфельках походить. А туфельки были такие красивые: белые, блестящие, с красными бантиками. Надел он их на передние лапки - задние остались без обуви, надел на задние лапки - передним не хватает. Оставил Мурзик туфельки на передних лапках и пошел во двор.

Увидела Мурзика лягушка, стала просить его: "Дай мне поносить такие красивые туфельки". Мурзик согласился: "Хорошо, только потом Машеньке их около кроватки поставь". Надела лягушка туфельки на две лапки и спрашивает: "А почему две другие лапки остались без обуви?". Мурзик ей отвечает: "Я и сам не знаю". И принялась лягушка по лужам в них прыгать. Стали Машины туфельки мокрыми.

Увидел лягушку Бобик и просит ее: "Дай мне тоже такие туфельки с красными бантиками поносить". "Ладно, только Машеньке их принеси и возле кроватки поставь". Начал Бобик туфельки примерять, а на все лапы не хватает. Задумался он: "Ну и пусть только две лапки в туфельках, мне и так очень нравится". Нашел Бобик косточку и решил ее зарыть в землю. Стали Машины туфельки грязными. Погулял еще немного, а потом отнес их в Машину комнату и поставил перед кроваткой.

Проснулась Машенька утром, захотела надеть туфельки, а они мокрые и грязные. Почему так случилось?»

Во время представления куклы обращаются к маленьким зрителям с вопросами по сюжету сказки, тем самым побуждая их к речевым вы­сказываниям; совместно с детьми поют знакомые по музыкальным занятиям песенки. Малыши свободно общаются с куклами, которые выходят из-за ширмы, и танцуют с ними. Такие спектакли всегда вызывают живой интерес. Часто, сразу после просмотра, дети просили снова повторить сказку. По окончании спектакля логопед беседует с детьми по его содержанию, вы­сказывая свое отношение к героям и событиям.

Ежедневно, кроме дня для кукольных спектаклей, после дневной прогулки детям предлагаются для просмотра диафильмы со сказками, которые подбираются с учетом текущей лексической темы. Сказки-диафильмы должны быть эмоциональными, выразительными, стимулирующими детей повторять некоторые звукоподражания, слова, словосочетания, т.е. «участвовать в рассказывании», а при повторном просмотре озвучивать текст совместно с логопедом.

Преимущества диафильма, на наш взгляд в том, что каждый кадр можно задержать, побеседовать по нему, составить короткий рассказ, можно вернуться к предыдущему кадру, если потребуется, некоторые «лишние» кадры, наоборот, прокрутить в быстром темпе. Формат кадра можно увеличивать - по размеру стандартного экрана для просмотра диафильмов, что дает возможность рассмотреть все детали.

Сама обстановка затемненного помещения, большой яркий экран привлекают внимание детей, вызывая сильные эмоциональные реакции, поднимая речевую активность, так же как и после просмотра кукольных спектаклей.

На заключительном логопедическом обследовании выявляется, какие произошли положительные сдвиги в развитии связной речи, ее понимании, звукопроизношении, грамматическом строе, увеличении словарного запаса.

Прочитано 3584 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868