Ознакомление с посудой Развитие речи детей 4—5 лет

Горелова В.В.,
учитель-логопед МАДОУ д/с № 201 «Островок детства», г. Чебоксары, Чувашская Республика

В статье закрепляется лексическая тема «Посуда», дети выполняют разные речевые задания в игровом формате.
Цель: уточнение и расширение представлений о посуде у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
— закрепить названия посуды, знания о ее назначении, материалах, из которых она сделана;
— формировать понятия: чайная, столовая, кухонная посуда;
— уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, супница, тарелка, солонка, чашка, блюдце, половник; готовить, варить, жарить; фарфоровый, металлический, стеклянный);
— развивать зрительное восприятие и внимание, конструктивный праксис, общую, мелкую моторику;
— развивать силу выдоха;
— формировать навык сотрудничества, самостоятельности. Оборудование: мешочек, плоскостные изображения чашек с паром, конверты с частями плоскостного изображения чашек, проигрыватель, спокойная мелодия, презен-
тация.

I. Вводная часть
Психогимнастика «Улыбка»
Логопед. Здравствуйте, ребята! Как приятно начать день с улыбки. Подарим друг другу ее. Улыбнитесь соседу справа (слева)! Улыбнитесь гостям!
Дети улыбаются.
Молодцы! Предлагаю вам отправиться в магазин. Чтобы нам быстро добраться, присаживайтесь на ковер.
Включается сказочная музыка.
Релаксация «Полет»
Логопед. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим сквозь облака. Мы слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха, ощущаем легкий ветерок.

II. Основная часть
На экране появляется картина с изображением магазина.
Логопед. Открываем глаза. Вот мы и на месте. Что вы видите на экране?
Дет и. Магазин.
Логопед. Но зайти мы в него пока не можем. Вы догадались почему?
Дети. На двери висит замок.
Логопед. Правильно. Поможет нам его открыть пальчиковая гимнастика «Замок»!
Дети стоят полукругом, выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
На двери висит замок,
Дети складывают руки «в замок».
Кто открыть его бы смог, Потянули, покрутили,
Делают движение вправо и влево от «замка».
Постучали и открыли!
Вот и открылся замочек. Пора посмотреть, какие витрины есть в магазине.
Беседа «О посуде»
На экране изображение витрины. На ее верхней полке изображение чайной посуды, на средней — столовой, на нижней — кухонной.
Логопед. Мы пришли в отдел, где продается посуда. Какая посуда стоит на верхней полке?
Дет и. Чайник, чашки, блюдца, сахарница.
Логопед. Верно. Эта посуда нужна, чтобы пить чай. Ее называют чайная. Повторите это название.
Дети. Чайная посуда.
Логопед. Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Дети. Тарелки, супница, солонка.
Логопед. Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?
Дет и. Столовая посуда.
Логопед. И наконец назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Дети. Кастрюля, сковорода, половник.
Логопед. Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.
Дет и. Кухонная посуда.
Логопед. Повторим еще раз, как называется посуда на каждой полке.
Дет и. На верхней полке чайная посуда, на второй полке — столовая, а на нижней полке — кухонная.
Логопед. Обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда. Чайная и столовая сделана из фарфора. Как ее называют догадались?
Дет и. Фарфоровая.
Логопед. Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
Дет и. Металлическая. Логопед. Верно.
Зрительная гимнастика
«Бабочка»
Дети держат на палочке бумажную бабочку, выполняют движения в соответствии со стихотворением и следят за бабочкой глазами.
Логопед. В магазин прилетела бабочка. Проследим за ней глазами. Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Дети держат палочку и поворачивают то налево, то направо и следят глазами за бабочкой.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз... и на место спешит.
Игра «Что изменилось?»
Логопед. Посмотрите еще раз на первую полку, запомните, что стоит на ней. Закрываем глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.
Чего не хватает?
Дет и. Не хватает чайника.
Логопед. Правильно. Поставим чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед заменяет красные чашки на синие.
Что теперь изменилось?
Дет и. Все чашки стали синие. Ло го п ед. Правильно. Вернем красные чашки на полку. За-
кройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает супницу.
Что теперь изменилось? Дет и. Исчезла супница.
Дети закрывают глаза. Логопед добавляет ковш.
Логопед. Что теперь изменилось?
Дет и. Появился ковш.
Логопед. Правильно. Уберем ковш с полки. Закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед заменяет блюдце на блюдце другого цвета.
Что теперь изменилось?
Дет и. Вместо желтого блюдца вы поставили красное.
Ло го п ед. Правильно. Вернем блюдце на полку. Закройте глаза.
Молодцы. Вы правильно определили, что изменилось.
Зрительная гимнастика
«Бабочка»
Логопед. Нравится бабочке с нами играть. Проследим за ней глазами.
Бабочка летает повсюду: Налево летит, направо летит. Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз... и на стол
спешит.
Игра «Разбитые чашки»
Логопед приглашает детей пройти за стол. Предлагает конверты с частями плоскостных изображений чашек.
Логопед. Что это за конверты? Откроем, посмотрим. Вы догадались, что случилось?
Дет и. Чашки разбились, надо собрать их части.
Логопед. Тогда не теряйте времени и начинайте складывать. Если что, подсказка есть на конверте.
Дети выполняют задание. Логопед, при необходимости, оказывает им помощь.
Уберем все собранные части чашек в золотой мешочек. Говорят, магазин волшебный. Проверим. Потрясем. Потопаем. Похлопаем. Откроем! И правда, все чашки стали целыми.
Логопед раздает чашки обратно.
Дыхательное упражнение «Горячий чай»
Логопед. Чай горячий. Вы догадались, как я это узнала?
Дет и. Пар виден.
Л ог опе д. Попробуем его остудить. Набираем воздух через нос и медленно выдыхаем так, чтобы плечи наши не поднимались.
Дети выполняют дыхательное упражнение.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Те, кому понра вились чашечки, могут взять их с собой.

III. Заключительная часть
Релаксация «Полет»
Логопед. Присаживайтесь на ковер. Закрываем глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Вот мы и вернулись. Открывайте, ребята, глаза.
Где мы были? В какие игры играли? Какую посуду видели? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Дети отвечают.

Прочитано 552 раз
Оцените материал
(3 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868