Лебедева Е.С., учитель-логопед ДОУ № 1299, Москва
Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание обращенной речи так же недостаточно.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечаются плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
Правильная организация коррекционного процесса возможна лишь при всестороннем обследовании речевых и неречевых функций, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития ребенка. Оно должно опираться на онтогенетический, этиопатогенетический, деятельностный принципы и принцип взаимосвязи речевого и общего психического развития ребенка.
В связи с этим используемая нами довольно подробная речевая карта рассчитана на 3 года обследования детей в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Она дает возможность распределить предлагаемые тестовые задания в соответствии с возрастом ребенка и более четко увидеть динамику его развития.
По результатам обследования на каждого ребенка составляется план коррекционной работы, которым следует руководствоваться при оформлении его индивидуальной тетради.
Очень важны при коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных ими знаний и навыков на логопедических занятиях с воспитателями и, конечно, родителями. Родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелегком деле преодоления речевого недоразвития детей.
В начале учебного года следует подробно объяснить родителям, какие тетради и пособия будут нужны для занятий с ребенком, как их оформить и каким образом по ним работать. Обязательно нужно обратить их внимание на то, что оформление должно быть ярким, красочным, так как для данной категории детей очень важна наглядность в обучении.
Ниже представлены самые необходимые пособия для занятий с детьми.
Индивидуальная логопедическая тетрадь, которая разрезается по принципу запис ной книжки. На полях справа (где у записной книжки находятся буквы) обозначаются разделы работы. В каждой тетради имеются как общие для всех детей разделы, так и индивидуальные.
Общие разделы:
- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки (упражнения, необходимые для выработки определенных артикуляционных укладов, развития целенаправленного выдоха, правильного темпа речи, силы голоса и т.д.);
- пальчиковая гимнастика (различные игры на развитие мелкой моторики);
- развитие грамматического строя речи и связной речи (игры и упражнения на словообразование, словоизменение, построение предложений разных типов, составление пересказов и рассказов);
- звукопроизношение и слоговая структура слов (работа по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, отработке слов различной слоговой структуры).
Индивидуальные разделы:
- развитие понимания речи;
- развитие высших психических функций и сенсорики.
На усмотрение логопеда в тетрадь можно добавить еще какие-либо разделы, по которым необходима работа с ребенком.
В начале и конце тетради наклеиваются конверты для карточек с заданиями.
В конце каждой недели логопед дает задания по каждому разделу, которые дома обязательно закрепляются с ребенком.
Такое оформление тетради, на наш взгляд, очень функционально: экономит немало времени, очень наглядно показывает виды работы. К тому же это необходимая документация как для логопеда, так и для родителей.
Папка с файлами для оформления лексических тем.
Каждую неделю с детьми изучается какая-то лексическая тема, и соответственно ведется работа по уточнению, закреплению и обогащению их словарного запаса.
В конце недели родители подбирают иллюстрации по данной теме (рекомендованные логопедом), наклеивают их на отдельный лист картона, подписывают печатными буквами и вставляют в файл папки. На обратной стороне папки записывается и закрепляется с ребенком рекомендованный логопедом словарь предметов, действий и признаков.
В дальнейшем, по подобранным картинкам с ребенком проводятся различные игры («Жадина», «Прятки» и др.).
Тетрадь для подготовки к обучению грамоте.
В средней группе со второго полугодия вводятся фронтальные занятия по звукопроизношению и обучению грамоте. Данный вид занятий достаточно труден для детей с ОНР, поэтому также требует постоянного закрепления.
По мере прохождения какого-либо звука (а потом и буквы) родители подбирают иллюстрации, в названии которых есть этот звук (в нужной позиции), наклеивают картинки в тетрадь с левой стороны, подписывают печатными буквами и рисуют схему слова, состоящую из трех клеточек. Дети определяют место нужного звука в слове и рисуют в нужной клеточке символ звука (круг соответствующего цвета).
С правой стороны тетради дети выполняют задания на развитие мелкой моторики, делают звуковой, слоговой, звукобуквенный анализ слов, печатают буквы, слоги, слова, предложения. Эти упражнения они выполняют как с логопедом, так и дома с родителями.
Тетради и папка оформляются на все 3 года обучения ребенка.
Такая система работы, практикуемая в нашем саду шестой год (третий набор детей с ОНР), имеет положительный результат: родители достаточно быстро привыкают вовремя оформлять тетради и папку с лексическими темами и продуктивно по ним заниматься с ребенком; детям очень нравится наглядность занятий, логопеду легче планировать коррекционную работу и отслеживать зак