Сегодня хочу рассказать о своей коллеге, о ее профессионализме и умении работать активно и решительно. С Ириной Петровной мы познакомились в МПГУ, я только начинала свою преподавательскую деятельность, а она читала лекции по логопедии, ее материалы всегда были насыщены примерами из практики.
Сейчас Ирина Петровна работает в школе, сочетает научную и практическую работу.
У нас в гостях
Лямина Ирина Петровна,
канд. пед. наук, доцент, учитель-логопед ГБОУ «Школа № 2117», Москва
Добрый день, Ирина Петровна! Наше знакомство начну с самого важного вопроса на сегодняшний день. Сейчас родители активно развивают детей раннего и дошкольного возраста, дети посещают разные развивающие учреждения, клубы «Развивайка», «Вундеркинд», где с ними занимаются экономикой, менеджментом, но, к сожалению, должного внимания к детской речи не уделяют. Почему, На Ваш взгляд, возникает такое небрежное отношение к речевому развитию ребенка?
Большое спасибо за интересный вопрос! Действительно, в настоящее время с ребенком занимаются всем, но не развитием речи. Видимо, мы забываем о том, как речь влияет на развитие мышления, познавательных процессов, личность в целом.
Когда ребенок попадает к логопеду перед школой — это хорошо или плохо?
На мой взгляд, если ребенок попадает к логопеду — это уже хорошо! К сожалению, само понятие «логопед» связывают с постановкой звуков. А в действительности — логопед — это не только работа над звукопроизношением, но и отработка слоговых структур, фонематического восприятия, пополнение словарного запаса частями речи, отработка синтаксической структуры предложения и, конечно же, формирование диалогической и монологической речи. Логопед работает не только над устной речью, но и над письменной. Он трудится над личностью в целом, применяя при этом психолого-педагогические способы и приемы коррекции.
Без знаний общей и возрастной психологии, неврологических основ дефектологии невозможно полноценно, качественно взаимодействовать с ребенком. Если не проработать все структурные компоненты речевой системы, в дальнейшем в письменных работах — диктантах, сочинениях, изложениях — будут наблюдаться ошибки, которые обозначаются не только как «дисграфические, дислексические», но и как «дизорфографические». Поэтому я бы посоветовала всем родителям, желающие развивать ребенка полноценно, всесторонне, гармонично, обязательно восполнить недостатки устной речи в дошкольном возрасте, чтобы он легко, с удовольствием овладевал чтением и письмом, а в старших классах мог писать сочинения, изложения и достойно проходить собеседование по русскому языку.
Вы работаете в школе, подскажите, пожалуйста, какие сегодня ошибки и в речи, и на письме у школьников встречаются наиболее часто?
Действительно, в условиях школьного обучения учителю-логопеду приходится анализировать нарушения как устной, так и письменной речи, в большей степени. Логопед работает над звуками верхнего подъема — сонорными. Чаще всего это звуки [л], [р], [р’]. Иногда наблюдаются нарушения звукослоговой структуры слова. Сложные модели слов ребенок воспроизводит неполноценно — сокращает, заменяет их.
Нарушения чтения и письма — самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем, нарушением их функционирования.
Проблемы в письменной речи могут быть связаны также с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, с неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, отсутствие речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка). Соответственно и ошибки в письменных работах детей могут быть разнообразными — пропуски согласных при их стечении и гласных, искаженное воспроизведение букв на письме, зеркальное написание и др. Поэтому с самых первых дней школьного обучения необходимо вовремя выявить таких детей, провести консультацию с родителями и определить пути коррекции. В этом помогают опытные учителя начального обучения — Н.В. Володина, И.И. Познякова, Н.С. Михина, Е.А. Юркина, О.В. Полятыкина и др.
Как возникла идея создания кружка «Послушный язычок», и в чем суть данного проекта?
Кружок «Послушный язычок» — моя отдушина! Мне всегда хотелось совмещать знания как логопедической коррекции детей школьного возраста, так и дошкольной логопедии. И мне бы хотелось выразить благодарность директору П.А. Морозову за возможность синтезировать направления традиционного подхода в дошкольной с направлениями нейрокоррекции. В данную группу набираются трехлетние дети. Численность группы небольшая, что позволяет проработать с каждым ребенком каждое задание качественно, полноценно. Используя «зарядку для язычка» или артикуляционную гимнастику, мы активизируем органы речевого аппарата. Дети учатся в игровой форме выполнять такие упражнения, как: «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка». Начинаем работать над звукопроизношением, соблюдая онтогенетический принцип. Активно используем наглядность для активизации словаря по лексическим темам, таким как: «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д. Создаем условия для развития сенсорной сферы, используя как традиционный материал, так и современные технологии. Учим малышей вслушиваться в звучащую речь, дифференцировать неречевые звуки. И, конечно же, выполняем задания для развития мелкой моторики. Если у ребенка возникают сложности, мы сигнализируем родителям. В некоторых случаях подключаем специалистов медицинского профиля.
Таким образом, уже в кружке «Послушный язычок» проводится профилактика нарушений речи. Занятия рассчитаны на два года. И если за этот период у ребенка появляется незначительная динамика, таких детей «подхватывают» специалисты нашего комплекса, где коррекция проводится до школы!
Какие формы сотрудничества с родителями Вы используете в школе? И, на Ваш взгляд, что является более эффективным?
Это, наверное, самый главный и одновременно самый сложный вопрос. Родители все разные, поэтому с каждым приходится обсуждать вопросы индивидуально. В некоторых случаях доказываю, убеждаю, что только совместное взаимодействие дает положительные результаты. Привожу примеры из двадцатилетней практики, рассказываю, как коррекция меняет жизнь детей. Всегда анализируем результаты «срезовой» диагностики как устной, так и письменной речи. Отмечаем положительную динамику и то, над чем еще приходится работать. Не всегда сразу получается выстроить диалог. Иногда приглашаю родителей на логопедические занятия, чтобы они видели, как нужно заниматься с ребенком.
Сегодня очень много разных инновационных форм для проведения логопедических занятий с детьми с ОВЗ, многие приветствуют разные формы занятий: мастер-класс, квест, воркшопы. Как Вы выстраиваете свои занятия?
Мы используем как традиционные формы работы, так и инновационные. Все это зависит от возраста детей, их нарушений, от темы логопедического занятия.
Сегодня много детей с билингвизмом. Есть такие дети у Вас в школе, и какие основные направления работы с ними по логопедии Вы проводите?
Билингвизм — это одновременное владение ребенком несколькими языковыми системами, что обусловлено происходящими в последние годы миграционными процессами. Конечно, помимо плюсов, двуязычие может привести к трудностям освоения звуковой стороны, словарного запаса, грамматических норм русского языка. К тому же на практике может наблюдаться такое явление, как интерференция, сущность которого заключается в переносе особенностей фонетики, лексики и грамматики родного языка на русский. Соответственно логопедическую работу можно начинать только после проведенной дифференциальной логопедической диагностики. Исходя из того, какой аспект нарушен, выстраивается и логопедическая коррекция.
Какой случай из практики Вы можете привести?
Наверное, тот самый первый, «неговорящий» ребенок, с которого я начала свою логопедическую работу. Прошло уже много лет. Он вырос, стал успешным. Но результат коррекции во временном интервале показывает и доказывает, как нужны в настоящее время знания не только логопедии, но и всей дефектологии в целом!
Сейчас профессия логопеда более востребованна, но что необходимо современному логопеду?
Любить свою специальность, быть активным и не останавливаться на достигнутом. Только в этом случае не будет наблюдаться профессионального выгорания. И всегда помнить, что каждый новый ребенок — это работа с самого начала, с нуля.
Что Вы пожелаете специалистам, работающим с детьми с ОВЗ?
Наверное, терпения, осознания, что без их помощи коррекционная работа будет неполноценной. И, конечно же, любви. Не случайно, все конкурсы в дефектологии проходят под девизом «Сердце, отданное детям». Работать с такими детьми невозможно «механически», «шаблонно». Всегда хочется подходить к данному процессу творчески. В некоторых случаях именно дети подсказывают, какой подход лучше использовать в логопедической работе. Только в триаде «ребенок — родители — специалисты» возможна динамика в коррекционном процессе с любой категорией детей. Для любого родителя их ребенок, какой бы он ни был, — самый лучший. И поэтому мы должны принимать ребенка таким, какой он есть, и сделать все, чтобы он был еще лучше! Видеть счастливые глаза родителей, положительные результаты логопедической коррекции, хоть они и не проявляются сразу, вот это и есть значимость логопедической работы.
И пользуясь случаем, хотелось выразить через Ваш журнал слова благодарности моим учителям — С.Н. Шаховской, Ж.В. Антиповой, Г.В. Бабиной и др. Именно они и научили педагогическому мастерству, видеть в каждом ребенке уникальность!
Спасибо за интервью!
С уважением, главный редактор С.Ю. Танцюра