ЛЫСАКОВА А.Н.,
учитель-логопед БДОУ № 18, пос. Вохтога Грязовецкого р-на Вологодской обл.
Формирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-признаков.
Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большего запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел» [1, с. 141].
Составление творческих рассказов следует проводить на втором году обучения, когда у детей сформированы определенные лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов, проводить игры-упражнения на узнавание предмета по его описанию, отгадывание и составление загадок [2, с. 64].
Примером использования данных методических приемов может служить конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие ее свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, и шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми, в ходе которых многократно повторялись слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки — пушистого «комочка-колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.
Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»
Занятие 1
Задачи:
— учить образовывать сравнительную степень прилагательных;
— продолжать учить составлять описательные загадки;
— закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
— упражнять в подборе признаков к предмету;
— активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».
Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа: задание детям вместе с родителями — погладить собаку и кошку, подобрать слова-признаки, характеризующие шерсть животных.
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детеныши, животные и их части)
Основная часть
Логопед. Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне. (Погладить кошку и собаку.) Чью шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью.)
Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных.)
Игра «Назови, какая шерсть?»
1. Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть животных.
2. Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная).
3. Сравнение шерсти кошки и собаки:
— у кого шерсть длиннее, у кого короче;
— у кого шерсть мягче, у кого жестче?
Игра «Добавь словечко» — сравнение шерсти кошки и собаки и их детенышей и образование сравнительной степени прилагательных.
— У кошки шерсть густая, а у собаки еще … (гуще).
— У кошки шерсть теплая, а у собаки еще … (теплее).
— У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котенка еще … (нежнее, мягче).
— Котенок пушистый, а кошка еще … (пушистее).
— Щенок мохнатый, а собака еще … (мохнатее).
— У щенка шерсть грубая, а у собаки еще … (грубее).
— У кошки шерсть длинная, а у собаки еще … (длиннее).
У щенка шерсть короткая, а у котенка еще … (короче).
Физкультминутка
«Звериная зарядка»
Раз — присядка,
Два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят сладко потянуться.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
Не одну, а обе вместе
Долго топчется на месте.
Игра «Чья шерсть похожа?»
На панно выставляются картинки с изображением диких животных. Детям дается задание предположить, шерсть каких диких животных похожа на кошачью (собачью).
Игра «Назови, какая шерсть?»
Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть диких животных.
Лиса — лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Заяц — заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.
Волк — волчья, серая, длинная, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Медведь — медвежья, длинная, бурая, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.
Заучивание загадок
о животном с описанием
его шерсти
Итог занятия
Занятие 2
Цель: формировать навыки развернутого высказывания с элементами творчества.
Задачи:
— продолжать формировать навык планирования развернутого высказывания;
— навык рассказывания с элементами творчества на основе анализа текста знакомой сказки;
— закреплять навыки грамматически правильного оформления высказывания;
— учить составлять сказку по аналогии, изменяя главное действующее лицо и время действия.
Предварительная работа: составление загадок описательного характера про животных из сказки «Колобок».
Оборудование: иллюстрация к сказке «Колобок», фотографии зверей, круглый меховой помпон из меха песца светло-серого цвета.
Организационный момент
1. Загадывание загадки.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
Сам из теста,
Шар румяный,
От земли один вершок.
От медведя он ушел,
И от зайца он ушел,
И от волка укатился,
Все бы было хорошо.
Но нашелся хитрый зверь.
Съел беднягу — верь не верь.
2. Выбор нужной иллюстрации к сказке.
Анализ текста сказки «Колобок»
Логопед. Дети, ответьте на вопросы.
— Когда, в какое время года происходило действие сказки?
— Кто является главным героем?
Игра «Назови три слова»
Логопед. Вспомните по¬следовательность встречи Колобка со зверями и расскажите об этом, подберите признаки, характеризующие шубки зверей.
Дети выполняют.
Постановка цели
Логопед. Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад, ее главным героем будет вот такой комочек-колобочек. Рассмотрите его. Расскажите, какой он. (Пушистый, серый, мягкий.)
В новой сказке изменим время действия. События будут происходить зимой. Расскажите, как изменится цвет шубки?
Дети отвечают.
Откуда мог появиться наш герой?
Выслушиваются варианты ответов детей. В случае затруднений логопед предлагает свой вариант.
Однажды зимой пошла девочка Маша гулять и надела на голову теплую шапочку с меховым помпоном. Во время прогулки ее чудесный помпончик оторвался и упал в снег. Маша этого не заметила и ушла домой. Надоело пушистому комочку лежать на снегу, он и покатился куда глаза глядят — искать похожую шубку и даже сочинил песенку:
Я — комок-колобок,
У меня пушистый … (бок).
Я ищу похожий мех,
Обойду зверей я … (всех).
Как вы думаете, понравится ли комочек-колобочек героям сказки? Захочется ли им пригласить его остаться на их шубках? Что ему могут сказать звери при встрече? (Комочек-колобочек, какой ты пушистый, мягкий, оставайся на моей шубке.)
Что бы ответил комочек-колобочек зайцу, одинаковый ли у них мех? (Ты зайчик, пушистый, мягкий, но белый, пойду другую шубку искать.)
Волку? (Ты, волчок — серый, но мех твой жесткий.)
Медведю? (Ты медведь бурый, да и мех твой жесткий.)
Лисе? (У тебя, лиса, мех пушистый, мягкий, но ты же рыжая.)
Как же закончить нашу сказку? Сможет ли комочек-колобочек найти похожий мех и вернуться на шапку к девочке? Кто сможет ему помочь?
Выслушиваются варианты детей.
Физкультминутка
«Звериная зарядка»
Итог занятия
Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.
Результатом работы на занятиях стали детские рассказы.
«Жила-была девочка и она вышла погулять. И у нее помпончик упал на снег. Она дальше пошла играть. А комочку- колобочку надоело лежать, и он покатился в лес. И прикатился он к зайцу. И заяц говорит: “Комочек-колобочек, садись ко мне на спинку”. Комочек-колобочек сказал: “Нет, потому что у тебя белая шубка, а у меня серая, у тебя ворсистая, а у меня нежная”. И покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился он к волку. Волк и говорит: “Ой, какой ты красивый, садись ко мне на спинку!” Комочек-колобочек говорит: “У тебя шубка серая, торчащая и ворсистая, а у меня мягкая и еще нежная”. И покатился он дальше. Прикатился к медведю. Медведь говорит: “Прыгай ко мне на спинку!” А комочек-колобочек отвечает: “Нет, потому что у тебя коричневая шубка, а у меня серая, а у тебя еще ворсистая и грубая, а у меня нежная и мягкая”. Покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился к лисе. Лиса говорит: “Я лиса старая, прыгай ко мне на хвостик”. А комочек-колобочек испугался и укатился. И прикатился обратно к дому. И девочка взяла его и пришла домой, и мама ей пришила и девочка очень была веселая».
«Девочка пошла гулять.
И вдруг помпончик упал. Это был колобок. Ему надоело лежать, и он покатился в лес. Навстречу ему заяц и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. А сказал комок-колобок:
“У тебя шубка белая, у меня серая”. И он дальше покатился. Навстречу ему волк и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. И сказал колобок: “У тебя жесткая, грубая и толстая, а у меня пушистая и мягкая”. И он дальше покатился. Навстречу ему медведь. И сказал: “Прыгай ко мне на спинку”. И говорит Колобок: “Нет, потому что у тебя коричневый мех, а у меня серый. У тебя большой и грубый, толстый и плотный, а у меня мягкий”. И он дальше покатился. Навстречу ему лиса и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. Колобок говорит: “У меня шерсть серая, а у тебя рыжая. У тебя гладкая, а у меня пушистая”.
И он прыгнул на хвост. Пробежала два разика лиса и упал комочек-колобочек. И он дальше покатился на то место. Пришла девочка на то место, взяла его и пришила».
Повышение мотивации способствует получению более качественных рассказов, поэтому в практике нашей работы созданные детьми рассказы мы оформляем в книжки-малышки, на страницах которых печатаются не только детские рассказы, но и иллюстрации к ним, выполненные детьми, и фотографии авторов.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР до¬школьного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. № 4.
2. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994. № 2.
3. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1986. № 3.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 2001.
5. Развитие речи детей до¬школьного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.
6. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у до-школьников 4—7 лет». М., 2008.