Качурина О.А., заведующий;
Асачева Л.Ф., зам. заведующего по УВ и МР;
Горбунова О.В., инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 24 «Родничок», г. Норильск
Сохранение здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе.
На здоровье детей, живущих на Крайнем Севере, существенное негативное влияние оказывают как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия. Учитывая особенности и специфику норильского промышленного региона, основываясь на современной психолого-педагогической концепции развития личности, наш коллектив определил приоритетное направление «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления». Его концепция основана на междисциплинарном научно-практическом подходе, которое В.Т. Кудрявцев назвал «педагогикой оздоровления».
Цель нашей работы: разрабатывать и внедрять целостную модель развивающей оздоровительной деятельности с дошкольниками.
Для создания единого образовательно-оздоровительного пространства мы определили линию дифференциации и гуманизации, учли интересы и потребности детей.
Поиск инновационных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ вызвал необходимость в разработке «Логико-смысловой модели педагогики оздоровления МБДОУ» и «Логико-смысловой модели по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Сущность данных моделей состоит в четком определении целей и результатов работы, формировании реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности, концентрации усилий всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Здоровьесберегающая модель рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, экологических, физкультурно-оздоровительных, морально-этических, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.
В связи с этим, в первую очередь мы преобразовали развивающую предметную среду, которая в настоящее время соответствует не только основным принципам здоровьесберегающей политики детского сада, построения развивающей среды, но и реализуемым в ДОУ программам и организованному педагогическому процессу. У нас функционируют физкультурный «Спортландия» и тренажерный «Геркулес» залы, бассейн «Дельфиненок», игровые веранды для малышей и дошкольников, центр конструирования и творчества «КиТ», экологический центр и музыкальный зал, оснащенные современным оборудованием.
Сохранение и укрепление здоровья детей подразумевает:
— реализацию здоровьесберегающих педагогических и оздоровительных технологий по всем разделам образовательной программы;
— систему мероприятий по оздоровлению ослабленных и часто болеющих детей;
— различные формы работы с родителями и формирование у детей навыков ЗОЖ на основе гигиенического воспитания и обучения;
— индивидуальный подход к ребенку с учетом уровня его развития, биологического и психологического возраста;
— соблюдение рационального гибкого режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
— условия для удовлетворения биологической потребности в движении.
В соответствии с этим были разработаны различные формы сотрудничества с родителями:
w семинары-практикумы («Здоровье детей в наших руках», «Семья на пороге школьной жизни» и др.);
w родительская конференция «Здоровье каждого — забота общая»;
w консультационные центры «ОКНО» (Очень Короткие Новости Образования), «Азбука здоровья», «Школа молодой семьи “КРОХА”», семейный клуб «Здравствуйте»;
w дни открытых дверей;
w журнал для родителей «Так живем мы в “Родничке”»;
w совместные мероприятия с детьми: конкурсно-игровые программы, викторины по ПДД и ОБЖ, спортивные праздники и развлечения и др.
Система физкультурно-оздоровительной работы в каждой возрастной группе определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. В начале учебного года устанавливается период адаптации и обследования воспитанников, когда проводятся наблюдения, анкетирование, экспериментирование, занятия (на программном материале предыдущей группы), дидактические и подвижные игры, организуются беседы с родителями и т.д.
Родители дошкольников, посещающих детский сад, — активные участники воспитательно-образовательного процесса. Совместными усилиями педагогов ДОУ и родителей были разработаны: «Модель выпускника МБДОУ “Детский сад № 24 Родничок”», представляющая педагогам и родителям четкие критерии, результаты и показатели развития детей, которые должны быть ими достигнуты к концу каждого года обучения и воспитания; «Валеологическая модель выпускника МБДОУ «Детский сад № 24 “Родничок”», отражающая все признаки физического, психического и социального здоровья, его готовность к обучению в школе.
Развитие и поведение детей раннего возраста контролируют специалисты МБДОУ: воспитатели, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель заведующего по УВ и МР.
Сохранение и укрепление здоровья детей — необходимое условие развивающей оздоровительной работы в ДОУ и школе. Это натолкнуло на создание и внедрение комплексно-целевого проекта преемственности, цели которого:
— реализовать единую линию формирования ЗОЖ на этапах дошкольного и начального школьного образования;
— осуществлять перспективный, целостный и последовательный педагогический процесс.
Уже сегодня видны плоды нашей работы: на 31% снизилось количество детей, часто болеющих простудными заболеваниями, на 7,3 — повысился индекс здоровья наших воспитанников, на 14% увеличилось количество неболеющих и т.д.
Наше ДОУ призвано создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития.