Илюхина О.М.,
инструктор по физкультуре ГБОУ «Школа № 1394», Москва
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования приводятся требования, предъявляемые к образовательной программе дошкольного образования, которая направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
В процессе воспитания детей дошкольного возраста целесообразно использовать сказкотерапию, т.к. при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребенок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
В качестве примера применения сказкотерапии приведем сказку, позволяющую детям узнать основные правила поведения в бассейне.
Впервые в бассейне
В самом чистом и красивом море жила маленькая рыбка по имени Молли. Ее родителями были красавица Аврора и силач Оскар. Однажды мама Аврора сказала Молли:
— Дорогая, завтра тебе предстоит пойти в школу — в бассейн, где тебя научат быстро и красиво плавать. Конечно, ты уже умеешь двигать хвостиком и плавничками, но большой и красивый дельфин по имени Нептун научит тебя и твоих друзей различным стилям плавания. Мы с папой купили тебе необходимые принадлежности: купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку, тапочки для бассейна.
Молли очень обрадовалась, и на следующий день папа отвез ее в чудесную школу для рыбок, на входе которой красовалась табличка «Бассейн».
В холле уже собрались другие рыбки со своими родителями. Среди них были друзья и подруги Молли — рыбки Лили, Айви, Лаки, Гифи, Буль-буль, Пузырек и Златик. На стенах висели красивые фотографии, на которых были изображены улыбающиеся дельфины, касатки и киты.
Вскоре прозвенел звонок, и в холл вошел красивый большой дельфин. Он улыбнулся и сказал:
— Здравствуйте, дети! Я ваш тренер. Меня зовут Нептун, вы будете учиться плавать под моим чутким руководством. Для начала вам всем предстоит сдать в гардероб свою одежду в герметичном пакете. Входить в зону бассейна можно лишь в специальной форме, пригодной для посещения бассейна.
Молли посмотрела по сторонам, все рыбки внимательно слушали тренера, а их родители улыбались.
Нептун между тем продолжал:
— Каждый посетитель бассейна должен иметь при себе купальный костюм, шапочку, полотенце, а также предметы гигиены: мыло и мочалку. Все ли принесли перечисленные мною предметы?
Мама маленькой рыбки Айви перестала улыбаться.
— Простите, тренер, — сказала она, — но мы забыли шапочку для купания.
— Вам повезло, что сегодня ваших малышей ждет лишь инструктаж, плавать мы начнем на следующем занятии. Но впредь будьте более собранными, ведь те ученики, у кого отсутствует хотя бы один из перечисленных мною предметов, к занятиям не допускаются.
Итак, научиться плавать — большое счастье, но и большой труд. Запомните это!
Дельфин пошевелил плавниками, и Молли увидела, с каким восхищением на него смотрел маленький пузатенький Буль-Буль.
— Ну что же, — сказал Нептун, — теперь вы пойдете со мной без родителей.
Папа Оскар слегка подтолкнул Молли вперед и шепнул: «Удачи!»
Взяв за плавник свою подружку Лили, Молли направилась вслед за Нептуном. Они подошли к красивой стеклянной двери. Здесь тренер остановился.
— В течение года, — сказал он, — я научу вас таким приемам как «Надень шляпу», «Вырос гриб», которые направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Под моим руководством вы освоите приемы «Надуй шар» и «Лопнул шар», которые позволят вам обучиться нырянию и погружению в воду. Чтобы получить представления о плавучести своих тел и действия выталкивающей среды, мы применим игровое упражнение «Крокодил». Вы научитесь лежать на большой глубине с помощью упражнения «Стрела». Используя прием «Носик и животик вверх», я помогу вам научиться лежать на спине в мелкой воде. Игровое упражнение «Привет» научит вас скольжению. Вы также изучите прыжки в воду в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды, в чем поможет игра «Поезд в туннель». Прием «Лодка» научит вас анализировать и контролировать собственные плавательные движения.
Но прежде всего вам стоит усвоить, что бассейном помимо вас пользуются другие рыбки, поэтому следует соблюдать расписание.
Молли надеялась, что теперь они наконец-то увидят бассейн, но вместо этого тренер указал им на другую дверь.
— Здесь находятся раздевалка и душевые, — сказал он, — чтобы легко поместиться в шкафчики, все ваши вещи должны быть упакованы в полиэтиленовые пакеты или небольшие сумки. Все средства личной гигиены должны быть только в небьющейся таре, сделанной из пластика или полиэтилена.
Посмотрев на шкафчики для личных вещей, рыбки прошли в помещение с душевыми кабинами.
— Кабинки для мальчиков находятся слева, а для девочек — справа, — объявил тренер, — здесь вы будете тщательно принимать душ в течение 5—7 минут, с мочалкой и мылом. Закончив пользоваться душем, обязательно закройте краны горячей и холодной воды. Сюда же вы вернетесь после занятия, чтобы ополоснуться, вытереться, выжать плавательные принадлежности, а уже затем идти в раздевалку. Вы поняли все правила? — громко спросил тренер Нептун
Рыбки закивали.
— Тогда добро пожаловать в бассейн! — с этими словами дельфин распахнул дверь, и Молли увидела очень большой и светлый зал. В бассейне была прозрачная голубая вода. Ванна бассейна была разделена на несколько дорожек. Молли захотелось поскорее прыгнуть в воду.
Как будто прочитав ее мысли, Нептун строго сказал:
— Прыгать с бортиков бассейна запрещается. За тем, чтобы вы не прыгали, будем строго следить я и мои помощники — осьминоги.
— Если за нами будет следить осьминог, то он нас всех перехватает своими щупальцами, — шепнула Лаки. Но Молли ее не слушала, она разглядывала помещение.
— Итак, мы в бассейне, — гордо сказал Нептун, видя восхищенные взгляды рыбок. — Вам следует знать, что плавание в бассейне осуществляется всегда против часовой стрелки, поэтому вам всегда следует держаться правой стороны.
— А что будет, если я плаваю быстрее других? — спросил Златик. Молли он не нравился — слишком гордый.
Дельфин слегка нахмурился:
— Где же ты научился быстро плавать? Завтра мы увидим твои успехи.
Златик немножко смутился. А Нептун продолжал:
— Техника плавания у всех разная, поэтому при плавании можно обгонять впереди плывущих слева.
— А если мы устанем? — спросила Айви.
— Тогда можно немного отдохнуть в углах дорожки, не мешая совершать поворот плывущим. Конечно, когда вы будете находиться на дорожках, нельзя толкать друг друга и шуметь. И каждое занятие будет обязательно заканчиваться веселыми играми.
— А можно принести с собой резиновую уточку, с которой я плаваю в ванне? — спросила Айви.
Молли хихикнула, она видела эту уточку у Айви дома.
— Нет, — ответил тренер, — приносить утку не нужно, посмотрите сколько здесь игрушек и инвентаря. Если будете соблюдать эти несложные правила, то я быстро обучу вас плаванию.
Нептун улыбнулся и подмигнул.
Молли вернулась домой воодушевленная, собрала в сумочку купальный костюм, шапочку для плавания, полотенце, мыло, мочалку и тапочки для бассейна. После этого она с нетерпением начала ждать следующий день, когда сделает первые заплывы в бассейне.
* * *
Таким образом, с помощью сказкотерапии решаются сразу несколько образовательных задач. Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логически объясняет необходимость их соблюдения, будит фантазию, развивает творчество.