Пояркова Т.Ю.,
инструктор по физкультуре МАДОУ д/с № 11,
г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
В современном мире, имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии.
Пьер де Кубертен
На современном этапе развития нашего общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, перефразируя известную пословицу, «Беречь здоровье смолоду». И сегодня политика правительства направлена на сохранение здоровья нации. Приобщать к спорту и здоровому образу жизни молодое поколение необходимо с самых ранних лет жизни.
Физическое воспитание детей предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания дошкольников — органическая связь с умственным воспитанием. Забота о здоровье ребенка выходит на первое место, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется личность будущего гражданина и закладываются прочные основы физического здоровья человека. Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования обусловлено новыми требованиями к образованию, социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей к олимпий¬скому движению в преддверии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они предоставляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Формирование представлений об олимпийском движении может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у дошкольников чувства сопричастности к выступлениям спортсменов своей Родины на мировых аренах.
В последние годы для пропаганды идей олимпийского движения среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих мероприятий применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, произнесение олимпийской клятвы, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) «Малые Олимпиады», «олимпийские мили» и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.
По нашему мнению, олимпийское образование, его формы и методы должны занимать важное место в системе спортивного воспитания детей дошкольного возраста. В связи с этим можно выделить два основных направления олимпийского образования как элемента этой системы.
Первое направление — ознакомление детей с олимпийским спортом, Олимпийскими играми, историей древнего и современного олимпийского движения. В рамках этого направления могут быть использованы и успешно применяются на практике такие формы и методы, как рассказы, стихи, песни, сказки, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков на олимпийскую тематику. Например, для старших дошкольников будет уместен следующий рассказ об Олимпиаде. Олимпийские игры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX в. француз¬ским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные так же как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 г., за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 г. были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 г., время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних.
Второе направление олимпийского образования детей до-школьного возраста — непо¬средственное включение до¬школьников в занятия олимпийскими видами спорта (такими, например, как плавание, легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис и др.) и проведение для них малых олимпийских игр, которые проводятся администрацией детских садов совместно с родителями дошкольников.
С целью формирования у детей основных сведений об Олимпийских играх в нашем детском саду с 2011 г. начал свою работу мини-музей «Мячи» (для детей 6–7 лет). Для эффективности работы был составлен план. Основные теоретические сведения были изложены в форме бесед, игр, экскурсий, просматривания репродукций и видеоматериалов и т.д.
В нашем детском саду стало хорошей традицией проведение праздников здоровья, развлечений, спартакиад, малых зимних и летних олимпийских игр. Детская олимпиада поддерживает и хранит традиции большого спорта: циклу соревнований предшествует парад участников, вынос олимпийского флага, зажжение олимпийского огня, клятва спортсменов: «Соревноваться и побеждать — честно». Это учит детей нести ответственность за свои поступки, поддерживать друг друга в минуты удач и поражений. Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый сильный и ловкий, но и потому, что вместе с ним были другие, которые в этот раз проиграли. А те, в свою очередь, знают, что тот, кто умеет проигрывать, обязательно когда-нибудь победит. Но самое главное, что все участники получают большую радость, эмоциональный заряд, они с удовольствием демонстрируют свои физические качества, стараются не отставать от сверстников, ведут серьезную борьбу. Незабываемые, яркие впечатления дают детям возможность почувствовать себя участниками всемирного олимпийского движения, и, как знать, может быть, в детской олимпиаде выступают завтрашние чемпионы.
Родители воспитанников принимают самое непосредственное участие в соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья», а также в других спортивных праздниках.
Давно замечено, что спортивные дети всегда активны, успешны, самостоятельны, талантливы, общительны, в любом деле они лидеры. Любая информация на спортивную тематику позволяет нам более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни до¬школьников. Это играет важную роль в совершенствовании физической культуры ребенка. Кто знает, может быть, через несколько десятков лет кто-нибудь из воспитанников нашего детского сада будет прославлять свой родной город Стерлитамак на Олимпийских играх.
Вниманию коллег мне хотелось бы предложить несколько вариантов сценариев спортивных праздников на олимпий¬скую тематику.
Сценарий зимних малых Олимпийских игр
Цель:
— приобщать детей к традициям большого спорта;
— продолжать укреплять здоровье дошкольников;
— выявлять спортивные интересы, склонности и способности воспитанников.
Оборудование: маски зайцев, мячи, обручи, кегли, ориентиры.
* * *
Дети в спортивной форме под звуки марша входят на площадку и выстраиваются в колонну по одному. Далее делятся на команды, каждая из которых следует за своим воспитателем. Участники перестраиваются в колонну по двое.
Ведущий. Внимание! Мы приглашаем участников наших состязаний на спортивную арену!
Звучит музыка. Участники проходят круг по площадке и занимают места согласно разметке.
Ведущий. Всем олимпийцам перед отбытием на соревнования — наше напутственное слово.
Вы сильные, вы смелые,
Нет слабых среди вас.
В веселую Олимпию
Отправитесь сейчас!
Звучит гимн, под который лучшие спортсмены детского сада поднимают флаг.
Ведущий. Спортсмены к олимпиаде готовятся целых 4 года, так как этот праздник спорта проходит один раз в 4 года — ведь олимпиады бывают зимние и летние. Между соревнованиями спортсмены тренируются, а перед состязаниями обязательно разминаются.
Разминка (по показу взрослого дети совершают различные движения):
Всем известно, всем понятно,
Что первым быть приятно.
Только надо знать,
Как ребенку сильным стать!
Ребята выполняют общеразвивающие упражнения.
Мы — веселые ребята!
Дети ходят по кругу.
Мы — ребята-дошколята.
Спортом занимаемся,
С болезнями не знаемся.
Раз-два, два-раз!
Отводят руки в стороны, поднимают руки к плечам, показывают свою силу, сжав ладонь в кулак.
Много силы есть у нас!
Мы наклонимся сейчас,
Наклоняются вниз.
Полюбуйтесь-ка на нас!
Раз — два, не зевай,
Приседают.
С нами вместе приседай!
Раз — прыжок, два — прыжок!
Прыгают на обеих ногах в чередовании с ходьбой.
Прыгай весело, дружок!
Раз, два — не зевай!
С нами вместе повторяй!
Ведущий. Перед соревнованиями судьи и спортсмены дают клятву, что судейство и участие в состязаниях будет проходить честно. Вот и я вам, ребята, предлагаю дать клятву.
Кто с ветром проворным сможет сравниться?
Дети. Мы, олимпийцы!
Ведущий. Кто верит в победу, преград не боится?
Дети. Мы, олимпийцы!
Ведущий. Клянемся быть честными, к победе стремиться, рекордов высоких клянемся добиться!
Дети. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий. А теперь я предлагаю вам познакомиться с некоторыми зимними и летними олимпийскими видами спорта и провести состязания.
Легкая атлетика — царица
спорта
И с этим вы, ребята,
не спорьте.
Бег, прыжки, метание —
Вот это состязание.
Эстафета «Ромашка»
Представители команд одновременно устремляются вперед, добегают до обруча, берут одну фишку, добегают до второго обруча, кладут фишку рядом с ним и возвращаются обратно.
Спортивные игры —
это команда.
Передачи и скорость,
движения, масса.
Ведение мяча и удар по мячу.
В баскетбол, волейбол играть
я хочу.
Эстафета с мячами
Вариант 1. Прыжки с зажатым мячом между коленями.
Вариант 2. Ведение мяча обручем.
Вариант 3. Прыжки в масках.
Коньки зимой — это приятно,
Зрелище ярко и популярно.
Закалка при этом тоже
понятно,
Занятия всем нужны
регулярно.
Танцы на льду — это красиво,
Танцуют пары просто
на диво.
Вот и нам попробовать надо
Может, каждому будет
награда.
В конце всех мероприятий участники и болельщики танцуют танец «Макарена».
Ведущий. Вот и закончились наши малые Олимпийские игры.
Тихо стало на трибунах
Награждение идет.
Кто же станет чемпионом?
Сейчас узнает весь народ.
Ведущий. Мы предлагаем судьям подвести итоги соревнований и объявить победителей.
Проходит награждение победителей.
Честь опустить флаг предоставляется капитану победившей команды.
Звучит гимн.
Первыми покидают зал победившие команды.
Дети совершают круг почета по площадке и прощаются со своими соперниками и болельщиками.
Сценарий летних малых Олимпийских игр
Цели:
— развивать у детей быстроту, ловкость, силу, точность, выносливость;
— воспитывать у них умение побеждать и проигрывать.
Подготовительная работа: познакомить детей с историей Олимпийских игр.
Оборудование: карты мира, цветные кольца, макеты маленьких и больших свечей, теннисные ракетки, воздушные шары, резиновые сапоги (по количеству участников), обручи.
* * *
Звучит спортивный марш, на площадь выходят команды (участники соревнований).
Ведущий. Приветствую вас, участники соревнований! Поздравляю вас с началом летних малых Олимпийских игр. Судить наши соревнования сегодня будут наши почетные судьи. (Представляет членов жюри.)
Предлагаю вам немного размяться. Разминка будет проходить в следующей форме: я вам задам пять вопросов, и тот, кто ответит правильно на наибольшее их количество, поднимет флаг наших сегодняшних соревнований. Договорились?
Дети. Да!
Ведущий. Итак, первый во¬прос.
— Где родились Олимпийские игры? (В Древней Греции. Это элитные состязания, проходившие в г. Олимпия с 776 г. до н.э. один раз в четыре года, в честь бога Зевса.)
— Когда и где проходили первые возрожденные Олимпий¬ские игры? (С 5 по 14 апреля 1896 г. в Греции в Афинах. Участвовало 235 спортсменов из 13 стран.)
— Когда советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпийских играх? (В 1952 г. на XV Олимпийских играх в Хельсинки).
— Что означают пять переплетенных колец на олимпийском флаге? (Олимпийские разноцветные кольца — голубое, красное, желтое, черное, зеленое — символизируют дружбу спортсменов всех континентов, их стремление к миру. Такую эмблему предложил основатель современных игр Пьер де Кубертен в 1913 г.)
— Когда впервые было поднято полотнище с пятью кольцами? (В 1914 г., в Париже, во время Олимпийского конгресса. А 6 лет спустя Олимпийские игры получили официальный флаг — белое полотнище с вышитыми на нем кольцами — подарок олимпийского комитета Бельгии.)
Молодцы, ребята! Вы ответили на все вопросы! И поднять флаг я приглашаю ...… (Называет имя победителя, который поднимает флаг.)
А теперь приступаем к соревнованиям команд. Перед вами карта мира, на ней изображены материки. Каждый участник получает по одному цветному кольцу. Ваша задача: прикрепить эти кольца к тому материку, цвет которого он символизирует.
Эстафета «Олимпийские кольца»
Участники поочередно подбегают к карте, где контурами обозначены материки: Евразия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида, и крепят кольцо к тому материку, цвет которого он символизирует.
Ведущий. А теперь пора зажечь Олимпийский огонь. Посмотрим, кто из участников нашей Олимпиады завоюет это право. В Древней Греции проводились такие соревнования — бег с факелами. Глубокой ночью бегуны зажигали восковые факелы и устремлялись к городу. Один передавал факел другому, как в современной эстафете. Выигрывала команда, участник которой первым, не погасив огня, добегал до жилища кузнеца, где по традиции он своим факелом разжигал печь. Давайте воспользуемся этой традицией: огонь в нашей чаше должен быть зажжен таким же образом.
Эстафета «Зажги огонь»
Капитаны команд получают маленькую «свечу» и, пробежав определенное расстояние, передают огонь другому игроку. Побеждает команда, которой удаст¬ся первой принести свечу и передать ее своему капитану.
Ведущий. Продолжим наши соревнования.
Эстафета «Кто быстрее»
Игроки соревнуются в беге, ударяя на ходу воздушный шарик ракеткой так, чтобы он не касался земли. Побеждает та команда, которая преодолеет заданное расстояние быстрее другой.
Ведущий. А теперь на старт приглашаются спринтеры. Кстати, что такое спринтерский бег?
Дети. Бег на короткую дистанцию.
Ведущий. Вам предстоит сейчас пробежать дистанцию в резиновых сапогах.
Эстафета «Веселый бег»
Первый игрок надевает резиновые сапоги и бежит до ориентира и обратно. На стартовой линии он передает сапоги следующему игроку и т.д. Побеждает команда, преодолевшая дистанцию быстрее.
Ведущий. Ну что же, мы приближаемся к финишу соревнований. А на финише «Веселой олимпиады» я предлагаю вам принять участие в викторине «Из истории спорта». Ну что, готовы?
— Назовите первого чемпиона России по фигурному катанию? (В Петербурге, 22 февраля 1897 г. на катке Юсупова сада начался первый чемпионат России по фигурному катанию. Победителем стал Паншин Александр Васильевич.)
— Назовите имя советской конькобежки, которая на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 г. завоевала сразу 4 олимпийские золотые медали. Она выиграла все дистанции: 500, 1000, 1500 и 3000 м. (Лидия Скобликова.)
— Назовите советского спортсмена — героя XV Олимпийских игр в Монреале, который завоевал 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали? (Гимнаст Николай Андрианов.)
— Когда проходили XXII Олимпийские игры? Сколько всего комплектов медалей было разыграно на этих играх? (Игры проходили в Москве, с 19 июля по 3 августа 1980 г. Было разыграно 203 комплекта наград по 21 виду спорта.)
— Когда сборная СССР по футболу стала чемпионом Олимпийских игр? (На XV Олимпийских играх в Мельбурне, в 1956 г.)
Ведущий. Ну вот и подошла к концу наша «Веселая олимпиада». Итоги соревнований подведут наши почетные судьи.
Судьи объявляют победителей и призеров соревнований.
Спорт — это не только рекорды. Это, прежде всего, стартовая площадка в страну здоровья, бодрости и хорошего настроения. Поэтому я вам, ребята, желаю со спортом не расставаться и крепко дружить. До новых встреч, друзья!
Литература
Виммерт, Йорг. Олимпийские игры. М., 2007.
Метаев Ю.А. Олимпиада — 80: Альманах. М., 1978.
Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование до¬школьников. СПб., 2007.
Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. М., 2005.