Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные. Ребенку должно быть интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому в дошкольном возрасте (особенно в младшем и среднем) необходимо больше использовать игры и игровые упражнения.
Игра — первый и основной вид деятельности ребенка. Она служит важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, смысловой памяти. В игре тренируются воля, личностные качества. В практике детского сада широко используются различные игры.
Именно радость и эмоциональный подъем, испытываемые ребенком во время игры, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования игр мы не только развиваем необходимые качества, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию дошкольников.
Взрослые часто сталкиваются с такой проблемой, как нежелание детей пить молоко и есть молочные продукты, необходимые для растущего детского организма. Мы попытались на занятии по физической культуре через игру и игровые упражнения хотя бы частично решить эту проблему, введя в занятие персонажа — букву К. Результат оказался положительным: многие дети пересмотрели свое отношение к молоку. Садясь за стол, они вспоминали названия молочных продуктов и блюд, приготовленных из молока, в которых присутствовала буква К.
Игровое интегрированное занятие по физкультуре «Сказ про то, как со стола убежала буква К
(в средней группе)
Цель: использование возможностей физической культуры для формирования элементарных представлений о здоровом и правильном питании.
Задачи:
- в игровой форме развивать основные физические качества — силу, ловкость, координационные способности;
- способствовать развитию перекрестных движений;
- упражнять в ходьбе и беге друг за другом в колонне по одному, «змейкой»;
- упражнять в разных видах ползания, прыжков;
- закреплять представления и обобщающие понятия о посуде, молочных продуктах, повторить их названия;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию в процессе игровых действий;
- воспитывать умение сопереживать;
- формировать элементарные трудовые навыки;
- формировать навыки взаимодействия в процессе подвижных игр;
- пополнять словарный запас;
- развивать фонематическое восприятие;
- воспитывать эстетическое восприятие;
- развивать выразительность движений через формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия художественного слова.
Оборудование: гимнастическая скамейка, гимнастические маты, плоские обручи, дуги для подлезания или обручи на подставках, «мотылек» («бабочка») на леске, буква К объемная, игрушечные улитка и лягушка, буквы К плоскостные по количеству детей.
* * *
Дети под руководством инструктора входят в спортивный зал и становятся в круг.
Инструктор
Мы проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«С добрым утром!» — всем сказали
И зарядку делать стали.
На нас часики глядят,
Нам подтикивают в такт:
Тик-так, тик-так.
Наклоняют голову вправо, затем влево (3—4 раза).
Вот часов раздался звон:
Бом-бом, бом-бом!
Выполняют наклоны туловища вправо, затем влево (3—4 раза).
Мы друг другу руки дали:
Сели — встали, сели — встали.
Прыгают на месте.
Увидали звонкий мяч,
Весело пустились вскачь.
Шагают на месте.
Все напрыгались, устали,
Умываться зашагали.
Умываем глазки, лобик.
Моем ушки, моем носик.
Выполняют массаж биологически активных точек лица.
Насухо все вытираем
Полотенцем мы махровым.
Растирают руки, начиная от кистей, к плечам.
Вот и к завтраку готовы!
Дружно мы за стол все сели,
Ложки взяли и хотели
Мы поесть, но со стола
Вдруг сбежала буква К!
Ловко прыгнула в окно,
Побежала далеко.
Вместе с К пропали ложКи,
МисКи, КружКи, поварешКа,
СырниКи, КаКао, Каша,
МолоКо и простоКваша!
Загибают пальцы, начиная с большого, на каждое слово с буквой К.
Надо букву нам догнать!
Сжимают и разжимают кулаки.
Мы пошли ее искать.
Шагают на месте.
По тропинке зашагали
Идут по залу в колонне по одному.
И улиток увидали.
Ползают, опираясь на стопы и кисти рук.
Перешли через лужок.
Там веселый мотылек
Над цветочками порхал,
Нам дорожку показал.
Педагог держит указку с привязанным к ней на леске «мотыльком», дети по очереди стараются в прыжке дотронуться до «мотылька».
Перед нами ручеек.
Идут «змейкой» в медленном темпе.
Через ручеек мосток.
Идут по гимнастической скамейке.
Через мостик мы прошли
И лягушку здесь нашли.
Продвигаются вперед «лягушкой» из упора присев.
Возле речки камыши
Тихо прошептали: «Ш-ш-ш!»
Произносят звук [ш] (2—3 раза).
Мы прислушались, в тиши
Кто-то плачет: «Ы-ы-ы!»
Пригляделись, у мостка
Разрыдалась буква К.
К букве тихо подбежали,
Успокаивать все стали.
Бегут на носках в медленном темпе.
Долго мы ее жалели,
Поглаживают друг друга по голове.
И узнать мы все хотели,
Что случилось-то когда
Убежала буква К?
Слезки вытерла она,
Нам причину назвала.
Оказалось, что Сережка
Кашу выбросил в окошко,
Молоко в ведро он вылил,
Думал, что никто не видел.
Разобиделась тут К:
«Как же так? Без молока,
Без кефира и без каши
Не растут ребята наши!»
Ну, а в каждом этом слове
Буква К есть безусловно!
Чтоб Сережку наказать,
К решила убежать.
А на речку прибежала,
Ей ребяток жалко стало.
Так как все ребята наши
Очень любят кушать кашу.
Что же делать? Как нам быть?
С буквой будем мы дружить!
А с чего же нам начать?
Мы решили поиграть.
Проводится подвижная игра «Кролики в огороде». Дети — «кролики» встают в лежащие на полу плоские обручи («клетки») по 3—4 человека. Перед каждой «клеткой» дуга или обруч на подставке. Воспитатель поочередно подходит к «клеткам» и выпускает «кроликов», имитируя открывание замка. «Кролики» пролезают под дугой, бегают и прыгают по «огороду», а по сигналу «Кролики, сторож идет!» возвращаются в обруч, пролезая под дугой. Пролезая, дети должны уступать друг другу, не толкаться. После игры дети убирают инвентарь.
Весело мы поиграли.
Аппетит мы нагуляли.
Вспомнили про нашу кашу,
Про кефир и простоквашу,
Сырники и молоко…
Быть голодным нелегко!
Мы за ручку букву взяли
Дружно к дому зашагали.
Каждый ребенок получает плоскостную букву К. Дети выходят из зала.