Макарова Е.В.,
инструктор по физкультуре МБДОУ
д/с № 4 «Колокольчик»,
г. Норильск Красноярского края
Представляем вашему вниманию интегрированное познавательное занятие для младших дошкольников.
Цели:
— знакомство с особенностями климатических условий Крайнего севера;
— формирование представлений о северном олене.
Задачи:
— знакомить с особенностями передвижения северного оленя;
— совершенствовать конструктивные умения, используя полученные ранее знания (приставление, прикладывание);
— развивать координацию, динамическое равновесие через подвижные игры, эмоционально выполняя движения;
— формировать умение сохранять правильную осанку в положении стоя, в движении, при выполнении упражнений.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки о Севере), рассматривание иллюстраций на тему «Животный мир Севера».
Словарная работа: чум, олень, морошка, голубика, брусника.
Оформление: панно с фигурами детей в национальной одежде, оленей, птиц, чумов, макет чума.
* * *
Звучит спокойная музыка народов Севера, дети входят в спортивный зал, где их встречает инструктор. На мольберте нарисовано изображение северного оленя.
Инструктор. Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Таймыру — полуострову, где мы живем. На Таймырской земле построили наш детский сад.
Но перед дальней дорогой необходимо размять ноги, чтобы долго и далеко шагать, и сделать гимнастику для глаз, чтобы взгляд был зоркий.
Игра «По дорожке»
Инструктор
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем ноги разминать.
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги.
Дети идут друг за другом.
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке.
Выполняют подскоки на правой ноге.
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке.
Выполняют подскоки на левой ноге.
По тропинке побежим,
На полянку прибежим.
Бегают друг за другом.
Стоп. Присядем — отдохнем
Приседают на месте.
И в поход пешком пойдем.
Идут друг за другом.
Инструктор незаметно надевает на руку игрушечного Северного оленя (бибабо). Обращает на нее внимание детей.
Олень. Здравствуйте, ребята, я — Северный олень, хозяин Таймыра. Живу на полуострове уже тысячи лет. Мы с людьми живем дружно, я им помогаю пережить холодную и долгую зиму в тундре. А сейчас я вам расскажу о себе подробнее. Вы согласны?
Дети отвечают.
Каждое утро мы с братьями и сестрами просыпаемся, потягиваемся и немного разминаемся.
Инструктор. А мы с детьми тоже разминаемся, делаем зарядку.
Олень. Давайте вместе сделаем зарядку.
Комплекс ОРУ «Оленята»
1. «Рожки»
И.п.: о.с., руки внизу. 1—2 — руки вверх, скрестить кисти, показать рожки; 3—4 — и.п. Повторить 4—5 раз.
2. «Завтрак Оленят»
И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе. 1—2 — наклон вперед, руки вверх, скрестить кисти; 3—4 — и.п. Повторить 4—5 раз.
3. «Глубокий снег»
И.п.: о.с., руки внизу. 1—2 — поднять правое колено до уровня пояса, руки вверх, скрестить кисти; 3—4 — и.п.; 5—6 — поднять левое колено до уровня пояса, руки вверх, скрестить кисти; 7—8 — и.п.
4. «Сильные ноги»
И.п.: о.с., руки на поясе. 1— 2 — присесть, руки вверх, скрестить кисти; 3—4 — и.п.
5. «Озорные оленята»
И.п.: о.с., руки вверху, кисти скрещены. Бег врассыпную, через 10 с остановиться. Повторить 2—3 раза.
Олень обращает внимание детей на мольберт с изображением северного оленя.
Олень. Посмотрите, какими мы бываем, когда наступает зима.
Дети рассматривают изображение северного оленя.
Это мой дедушка, очень сильный олень, ведь приходится перевозить вещи наших хозяев, а чтобы нам в пути зимой не замерзнуть, у нас очень теплая шуба, вот какая. (Показывает домик из меха оленя (уменьшенная модель чума).
Дети рассматривают домик, гладят его руками.
В тундре зимой наша еда находится глубоко под снегом, и чтобы ее достать, мы разрываем глубокий снег, дыханием согреваем замерзший мох-ягель, голубику, бруснику. Подкрепившись, можно и поиграть.
Инструктор. Уважаемый Северный олень, поиграй с нами.
Олень. Все игры в Тундре развивают у молодых оленят быстроту, ловкость, силу. У нас много врагов: волк, песец, медведь. А мы поиграем в игру «Оленята и волки».
Подвижная игра «Оленята и волки»
Цель: развитие ориентировки в пространстве, динамического равновесия.
* * *
Из детей выбирается «волк». Все остальные дети — «оленята», стоят в условленном месте (например, за канатом, лежащим на полу). Под музыкальное сопровождение «оленята» выходят, гуляют, высоко поднимая колени, руки скрестив над головой, изображая рожки. По сигналу «Волк!» музыка останавливается, и «оленята» убегают в условное место. «Волк» старается догнать «оленят».
Усложнение: выбирают несколько «волков».
Олень. Ребята, как с вами весело, а могу я попросить вас о помощи?
Дети отвечают.
У меня есть изображение моей семьи, друзей, но картинки в тундре на морозе поломались, помогите их собрать, чтоб они снова стали целыми. (Достает изображения оленей в виде пазлов.)
Дети делятся на небольшие группы (по 3—4 чел.) и собирают «сломанные картинки».
Олень ходит и наблюдает, а если нужно, помогает детям.
Вот спасибо вам, ребята!
Олень вместе с детьми рассматривает картинки.
Дети прощаются с Северным оленем и возвращаются в группу.