Лучший способ сделать ребенка хорошим —
это сделать его счастливым.
Оскар Уайльд
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) наблюдаются у 5—7% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Контингент воспитанников с такой патологией крайне неоднороден как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении. У всех детей с нарушением ОДА ведущими в клинической картине выступают двигательные расстройства: задержка формирования моторных и недоразвитие двигательных функций.
Первая школа для детей с двигательными нарушениями была открыта в 1947 г. в Нидерландах. В России учреждение для детей с ДЦП появилось в Санкт-Петербурге в 1890 г.
В настоящее время психолого-педагогическая помощь детям с ДЦП представлена сетью организаций в рамках учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты. При манипулятивном подходе акцент ставится на коррекцию двигательных нарушений средствами прямого механического воздействия, т.е. массаж, пассивную физкультуру, хирургическое вмешательство.
Сейчас во многих странах получил распространение лечебно-педагогический подход, направленный на обучение ребенка с ДЦП управлению своими движениями. Одна из его разновидностей — кондуктивная педагогика А. Петё. Лечебно-педагогический подход предполагает воспитание в семье и включение специальных занятий в повседневную жизнь ребенка. На сегодняшний день есть альтернативные средства коммуникации, помогающие детям с нарушениями в развитии общаться с окружающими: тактильный экран, электронные средства коммуникации, блис-символы.
Очень важна поддержка родителей. Важно, чтобы они помогли ребенку с нарушением двигательных функций реализовать его потенциальные возможности, сделали его счастливым во всех отношениях и уверенным в завтрашнем дне.
Хочется выразить глубокую признательность коллегам ГБУ «КРОЦ» ОСП «Раменки» за интересный материал, которым они поделились с читателями журнала «Логопед». Желаем профессиональных успехов!
С пожеланиями удачи главный редактор С.Ю. Танцюра