25 апреля 2012 г. состоялось значимое и ожидаемое событие — Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, подписанную от имени России министром иностранных дел С.В. Лавровым 24 сентября 2008 г. в Нью-Йорке. По данным Минздравсоцразвития, сегодня в России более 13 млн инвалидов, из них свыше 500 тыс. — дети. С учетом членов семей количество граждан в России, которых коснется Конвенция, — более 30 млн человек.
Цель Конвенции «заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства». Вместо доминировавшего медицинского подхода к инвалидности в ней закрепляется правовой, или социальный, подход. В соответствии с ним к инвалидам относятся «лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». В числе принципов, на которых базируется Конвенция, — полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество; уважение их особенностей и принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества и другие.
Государства, ратифицировавшие данный документ, должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены: обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа инвалидов к информации. В тексте Конвенции особо подчеркивается, что дети-инвалиды должны иметь наравне со своими сверстниками доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания. Задача государств — обеспечить «разумное приспособление» и требуемую индивидуализированную поддержку для облегчения их эффективного обучения «в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию».
Предлагаем читателям журнала познакомиться с Конвенцией о правах инвалидов на сайте ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml, поскольку ее положения влекут за собой необходимость внесения изменений в российское законодательство.
С уважением, главный редактор О.А. Степанова