ВАСИЛЬЕВА Е.В., канд. психол. наук, учитель-логопед ГОУ д/с № 813, Москва
Речевое и моторное развитие детей тесно взаимосвязано. Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т.е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать, как некоторые дети приставным шагом идут по лестнице, не умеют прыгать поскоками. Среди них чаще встречаются левши и дети с нарушением координации, у которых не сформирована ведущая рука или дефицитарно развита одна половина тела.
Таким детям особенно полезны упражнения образовательной кинесиологии, использующей специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела.
Гимнастика мозга — базовый курс кинесиологии — была разработана Полом и Гейлом Деннисонами* для детей с трудностями чтения и распространилась на снятие их стрессовых реакций при работе со взрослыми в любом виде деятельности. Гимнастика мозга включает в себя нейрофизиологию, нейролингвистику, элементы йоги, танцевальную терапию, напоминающие естественные движения человека, иногда хорошо забытые, поскольку в ее основе лежат движения детей в раннем возрасте, а также разработки нейропсихологов. Перекрестные движения позволяют активизировать мозолистое тело, отвечающее за межполушарное взаимодействие. Они особенно полезны детям с разными видами левшества, а также тем, у кого еще не сформировалась ведущая рука и нарушены моторика и координация движений.
Упражнения гимнастики мозга можно проводить в виде физкультминуток или как самостоятельную часть занятия. Ниже приведен конспект занятия в средней группе с использованием образовательной кинесиологии для детей с ОНР.
* Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга®. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.
Тема «Тело человека
и животного» («Путешествие
в страну Путляндию»)
ЗАДАЧИ
Образовательные:
— закрепить знания о теле человека и животного;
— учить выделять отличия в частях тела животного и человека.
Коррекционные:
— развивать зрительное и слуховое восприятие;
— развивать моторику детей, используя элементы образовательной кинесиологии;
— закреплять умение ориентироваться в пространстве;
— расширять предметный и глагольный словарь детей по изучаемой теме;
— учить употреблять форму существительных родительного падежа единственного числа (игра «Чего не хватает на рисунке?»);
— учить употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных;
— составлять короткую фразу из четырех слов с использованием предлога у (например: «У мальчика нет уха»).
Воспитательные:
— воспитывать желание помогать людям;
— активность и внимательность на занятии;
— чувство коллективизма и взаимопомощи, умение работать в команде;
— доброту, отзывчивость и умение сопереживать персонажам.
Подготовительная работа:
— изучение частей тела человека и животного;
— выделение общих и отличительных признаков;
— упражнения образовательной кинесиологии на развитие координации и общей моторики;
— развитие конструктивной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ
Детские столы; карточки с изображением людей без каких-то частей тела; разрезные части тела животного и человека; ковер-самолет; аудиозаписи песен: «Ковер-самолет», «Радуга» (из сказки «После дождичка в четверг» муз. Г. Гладкова,
сл. Ю. Кима), «Топ, топ, топает малыш…» (муз. С. Пожлакова, сл. А. Ольгина), «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
* * *
Логопед. Ребята, вы, конечно, любите путешествовать. А на чем можно путешествовать? (На машине, поезде, самолете, пешком…) А сегодня мы на ковре-самолете отправимся в необычное путешествие: в страну Путляндию. В ней много перепуток, в которых необходимо будет разобраться. Вставайте на ковер-самолет, и ветер мигом вас туда домчит.
Звучит песня «Ковер-самолет», дети руками имитируют движения крыльев самолета.
Вот мы и оказались в стране Путляндии.
Появляется старичок-Лесовичок.
Лесовичок. У нас в стране большая беда, все люди перепутали свои части тела. Забыли, как они называются и что ими можно делать. Прежде чем пустить вас в свою страну, я хочу проверить, знаете ли вы части тела?
Дидактическая игра
«Да — нет»
Лесовичок. Я буду называть часть тела, а вы должны сказать, есть ли она у вас или нет, а заодно показать ее на себе.
Вопросы:
— У тебя есть макушка?
— У тебя есть хвост, лапы, руки, ноги, шерсть, волосы, ногти, когти, уши, морда, лицо, лоб, нос, пасть, щеки?
Ну, ребятки, вы молодцы. А у меня-то какое горе! У моего внука плохо работают ноги и руки. Я не знаю, чем ему помочь.
Логопед. Наши ребята знают, как ему помочь. Ребята, что надо делать, чтобы руки и ноги хорошо работали?
Дети. Зарядку.
Логопед. Правильно, надо делать зарядку. Мы Лесовичку сейчас покажем очень полезные упражнения, а он повторит за нами и научит своего внука их делать.
Упражнение
«Перекрестные шаги»
Звучит песня «Топ, топ, топает малыш».
Дети шагают, касаясь рукой противоположного колена (правой рукой касаются левого колена, левой — правого).
Упражнения «Как мы
себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»
Логопед. А еще наши ребята знают очень полезные упражнения для рук.
Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.
Отработка
глагольного словаря
Лесовичок. Спасибо, дети. Упражнения я внуку покажу, а что про руки и ноги скажу? Что ими можно делать?
Дети. Руками можно махать, рисовать, лепить, прятать, делать поделки, клеить, вырезать, хлопать… Ногами — топать, ходить, бегать, приседать, прыгать, скакать, болтать...
Логопед. А что можно делать носом?
Дети. Дышать, нюхать, вдыхать, выдыхать.
Логопед. А глазами?
Дети. Смотреть, моргать, подмигивать, щуриться.
Логопед. А ртом?
Дети. Кушать, пить, говорить, петь.
Логопед. А головой?
Дети. Думать.
Логопед. Самое главное: сначала подумать, а потом что-то сделать.
Дидактическая игра
«Собери человека
и животного»
Лесовичок. Посмотрите, на столе лежат перепутанные части тела человека и животного. Я никак не могу их собрать. Помогите мне, пожалуйста.
Дети делятся на две команды: одна собирает человека, другая — животного.
Дидактическая игра
«Назови отличия»
Логопед. Правильно собрали. А какие отличия у человека и животного? У человека — лицо, у медведя — … (морда). У человека руки и ноги, у медведя — … (лапы). У человека ногти, у медведя — … (когти). У медведя — пасть, у человека — … (рот). Тело человека чем покрыто?
Дети. Кожей.
Логопед. А тело медведя чем покрыто?
Дети. Шерстью.
Дидактическая игра
«Назови ласково»
Логопед. У медведя нос, у человека — … (носик), зубы — … (зубки), уши — … (ушки), глаза — … (глазки), голова — … (головка).
Игра «Помоги художнику»
Лесовичок. У нас в стране даже художники разучились рисовать. Я раздам вам карточки с рисунками, вы внимательно посмотрите на них и скажите, чего не хватает на рисунке? (Глаза, уха, носа, рта…)
Логопед. Назовите, кто нарисован и чего нет. Например: у мальчика нет уха, у девочки нет глаза…
Лесовичок. Ой, спасибо, ребята, помогли вы мне. Я дарю вам эти карточки, чтобы вы могли дорисовать недостающие части тела.
Логопед (берет карточки). А теперь пора прощаться и возвращаться в детский сад. Ребята дорисуют картинки, как только окажутся в группе.
Дети прощаются с Лесовичком.
Ребята, вставайте на ковер-самолет, мы полетим в детский сад.
Дети встают на ковер-самолет.
Звучит песня «Радуга», дети выполняют движения руками под музыку: машут ими над головой, изображая радугу; машут, прощаясь со страной; встают в круг, держась за руки.
Вот мы и прилетели. Что же мы делали в стране Путляндии?
Дети. Показывали, как правильно делать зарядку; называли части тела человека и животного, их сходство и отличия; собирали человека и животного; угадывали по карточкам, какой части тела не хватало на рисунке.