Гуцал И.Ю.,
учитель-логопед ГБОУ д/с № 1898, Москва
Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ от 23.11.2009 № 655). Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи — основная задача для учителя-логопеда с первых занятий. Ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память, тесно связано с возможностью установления закономерностей.
Для формирования навыков и умений необходимо:
— проведение дидактических игр с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);
— обучение ориентировке на листе бумаги («Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант»), на теле («Сделай так», «Закрой глаза и повтори»), в пространстве («Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше»), во времени («Делу время», «Веселая неделька»);
— сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);
— отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи-«запоминалки»;
— подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки-«вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.
Стихов накопилось много, часто детские высказывания ложатся в их основу, дают толчок фантазии логопеда. Ниже приведен пример авторских стихов, используемых на занятиях.
Поезд
Вот едет наш поезд,
колеса стучат.
В первом вагоне коровы
мычат.
В третьем вагоне крякают
утки.
В четвертом —
Василий играет на дудке.
В пятом вагоне свет
погасили.
Какой же вагончик мы
пропустили?
Танины щенки
Пять щенков у нашей Тани.
Первый спрятался в чулане.
Где второй? Залез в подвал!
Третий платье разорвал,
А четвертый непоседа
Птичьим кормом пообедал.
Пятый — белый — весь
в сметане…
Нет покоя нашей Тане!
Ленивый Стас
В понедельник утром рано
Стас вздохнул и встал
с дивана.
А во вторник он оделся,
Каши рисовой наелся…
В среду Стас вздохнул опять
И пошел портфель искать.
Весь четверг он рисовал,
Очень к пятнице устал.
Отдохнуть прилег в субботу,
Отложив свою работу.
Воскресенье все проспал.
В школу так и не попал!
Слева, справа
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой!
Справа — дождик
моросящий,
Слева — радуга дугой.
Хлопнем правою рукой,
Хлопнем левою рукой!
Справа лес шумит зеленый,
Слева — поле за рекой.
Левым глазом подмигнем,
Правым глазом подмигнем!
Слева — камень
на тропинке,
Справа — ветка с воробьем.
Дети с системными речевыми нарушениями часто отстают в развитии физических качеств и двигательных навыков. Общая неловкость и раскоординированность логопатов тесно связаны с недоразвитием тонкой моторики рук. Незрелая зрительно-двигательная координация вызывает нарушение темпоритмических характеристик речи. Все это ведет к затруднениям формирования оптико-пространственного гнозиса и практиса. Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с недостатками речи, с задачами развития речи и профилактики дисграфии, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры следует наполнять коррекционно-логопедической составляющей. Нарушенная при дизартрии (большинство детей в группе со средней или легкой ее степенью) моторная сторона речи, сопровождаемая спастичностью, дистонией или гипотонией артикуляционной и общей моторики, благотворно отзывается на любое увеличение двигательной активности и посменности действий. Оптимизация эмоционального фона, элемент соревновательности также значительно помогают в работе.
На занятиях в физкультурном зале следует использовать:
— эстафеты, связанные с ознакомлением с окружающим миром («Соберем урожай», «Одень Машу и Мишу»,
«В море и реке», «Маму ждут малыши»), обучением грамоте («Соберем слово», «Слоги, встаньте в ряд»), дифференциацией гласных, согласных твердых и мягких звуков («По разным дорожкам», «Добежал — слово назвал», «С кочки на кочку»);
— игры на внимание с движением и статичными позами на дифференциацию звуков в начале или конце слова («Заяц, сова, цапля — звуки [з], [с], [ц])», «Жук жужжит, комар звенит — звуки [ж], [з])»);
— игры с мячом на внимание и развитие грамматической компетенции, расширение словаря («Летает — не летает», «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное»);
— командные игры на дифференциацию гласных, согласных твердых и мягких звуков («К домику — беги», «Отбей мяч — назови слово», «Звуковой боулинг», «Ловишки с хвостиками»);
— традиционные подвижные игры, дополненные лексико-грамматическим содержанием («У медведя во бору», «Заяц без логова»);
— логоритмические упражнения, направленные на обогащение словаря и развитие лексико-грамматической компетенции.
Весьма важно не забывать о необходимости дать ребятам возможность активно подвигаться, сменить вид деятельности. Игры средней подвижности и основные движения включать не только в динамическую паузу, но и в другие части занятия для повышения продуктивной деятельности детей. С включением движений легче проходят заключительные этапы автоматизации и дифференциации звуков. Игры с предметами («Кольцеброс», «Дартс», «Лабиринт») повышают интерес к занятию и снижают утомляемость детей.
Таким образом, организация итегративных форм работы позволяет учителю-логопеду наиболее успешно преодолевать речевые патологии детей.