На протяжении многих лет в разных странах проводились поиски вспомогательных средств формирования и коррекции произносительной стороны речи с целью расширения сенсорной базы для обучения детей с ОВЗ. Одно из таких средств — информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), значительно расширяющие возможности человека.
ИКТ позволяют реализовать принцип дифференцированного подхода к обучению. Их можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения. Сегодня активно применяются средства мультимедиа (презентации, видео), Интернет (например, конспекты лекций, занятий, видео-курсы лекций, семинаров). Внедряется система дистанционного образования (например, трансляция лекций через Интернет в online режиме).
Дистанционная поддержка детей с ОВЗ предполагает и организацию виртуального общения, и взаимодействие с педагогами, сверстниками посредством ИКТ (информационная инфраструктура: рабочее место ребенка — средства видео- и аудиосвязи — цифровая фотокамера). Сегодня дистанционная поддержка детей с ОВЗ позволяет им получить образование. ИКТ помогают повысить уровень самообразования, мотивацию учебной деятельности, дают новые возможности для творчества.
Включение компьютерных программ (Speech Viewer «Видимая речь», «Игры для Тигры») в обучение детей с ОВЗ дополняет традиционные средства, не нарушает принятой системы коррекции. Эти программы развивают у детей работоспособность, способствуют сохранению продуктивности деятельности. Обновление средств педагогического воздействия, их перевод на качественно новый уровень за счет широкого применения специализированных информационных технологий приводят к оптимизации процесса и результата коррекционного обучения. Конечно, при этом следует помнить, что применение информационных технологий должно быть осмысленным и целесообразным.
Уважаемые коллеги, мы ждем от вас интересных материалов! Поделитесь своим опытом с читателями журнала «Логопед».
С добрыми пожеланиями, главный редактор С.Ю. Танцюра