Успейте сказать «благодарю» своим педагогам!
Абуталипова Эльза Насибулловна,
канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики
ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Республики Башкортостан,
отличник образования Республики Башкортостан
Уважаемая Эльза Насибулловна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Мой родной город Сибай — центр башкирского Зауралья, находится в 100 километрах от Магнитогорска. Я родилась и выросла в семье потомственных педагогов. Мой дед по материнской линии был директором школы, мама 35 лет преподавала математику и башкирский язык. Передо мной стоял выбор: школа или производство, и приоритет остался за педагогикой! Самым строгим экспертом и методистом была моя мама Дина Ахметовна. По окончании Сибайского педагогического училища в 18 лет я стала работать учителем начальных классов и каждую субботу давала открытые уроки маме. «Разбор полетов» был серьезным, с тех пор уроки на любую аудиторию для меня не проблема. Мама учила не только меня, но и моих сестер, тоже выбравших педагогический путь. Мой супруг — психолог-дефектолог, дочь работает учителем по изодеятельности и технологии в дистанционном центре.
В 1997 г. я переехала в столицу нашей республики г. Уфу и с тех пор работаю в Институте развития образования, который в ноябре 2013 г. отметил свой 80-летний юбилей. Импульс для саморазвития мне дает и работа с детьми с ОВЗ в дистанционном центре.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем крае и, конечно, об особенностях обучения детей с ОВЗ в Вашем регионе.
В Республике Башкортостан дружно живут представители 140 национальностей, изучаются 14 языков, обучение ведется на 6 языках. В октябре 2013 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже проводилась презентация «Башкортостан — жемчужина России». Убедиться в красоте нашего края можно, обратившись к сайту «Виртуальный Башкортостан». В настоящее время в республике есть сеть государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ: 16 психолого-медико-педагогических комиссий, 38 специальных (коррекционных) и 57 инклюзивных образовательных учреждений. В основном сохранена система специального образования и на муниципальном уровне.
Большое внимание уделяется дополнительному образованию детей с ОВЗ. Например, в республике стало традицией проводить в осенние каникулы республиканский культурно-спортивный фестиваль учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов и школ, на котором дети участвуют в спортивных соревнованиях, показывают мастерство в декоративно-прикладном и других видах искусства, туристские умения и навыки. Осенью 2013 г. на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида успешно прошел XI Республиканский культурно-спортивный фестиваль учащихся этих учреждений, посвященный Году охраны окружающей среды в Республике Башкортостан.
В любом деле главное кадры! Профессиональную переподготовку специалистов — дефектологов и логопедов — начала в 1992 г. доктор педагогических наук, профессор Р.Г. Аслаева. Она же открыла филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, кафедру специальной педагогики и психологии в Башкирском педагогическом университете им. М. Акмуллы, содействовала подготовке научных кадров, сама была научным руководителем. Активная жизненная позиция моего учителя, незаурядные организаторские способности позволили создать базу для подготовки в очной форме специалистов в республике, в том числе логопедов.
Наша кафедра проводит более 40 курсов повышения квалификации различных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты). Профессиональную переподготовку по четырем специальностям («Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология») получили 878 специалистов.
Что повлияло на Ваш выбор профессии?
Выбор профессии дефектолога — цепь замечательных случайностей. В самом первом моем классе из 18 учеников пятеро детей имели специальные образовательные потребности. Благодаря им я впервые познакомилась с работой психиатра и психолого-медико-педагогической комиссии. Одного из учеников определили на надомное обучение, а с остальными необходимо было продолжать работу в условиях обычного класса. Специалисты комиссии порекомендовали мне обратиться к логопеду детского сада «Айгуль» г. Сибая, которая одолжила мне книгу Л.Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». С этой книги, ставшей для меня настольной, и начался мой интерес к дефектологии. В 1993 г. я случайно познакомилась с моей будущей коллегой, направленной отделом образования на курсы переподготовки по специальностям «Логопедия», «Олигофренопедагогика» в родной для меня теперь институт. В этот же день я поехала в г. Уфу. Меня встретили заведующий кафедрой Р.Г. Аслаева и специалист Ф.М. Турумтаева. Именно они познакомили нас со знаменитыми специалистами из Москвы и Минска. Незабываемы уроки С.Д. Забрамной и В.З. Денискиной. Впоследствии Р.Г. Аслаева свела меня с моим научным руководителем профессором Ириной Юрьевной Левченко, оказавшей огромное положительное влияние на мое профессиональное и личностное развитие. По ее рекомендации я переехала с семьей в г. Уфу, стала работать преподавателем в Институте развития образования. Получила образование по специальности «Специальная психология» в МГГУ им. М. Шолохова. В 1998 г. в Институте развития образования Республики Башкортостан была создана кафедра коррекционной педагогики, и вот уже 15 лет я ею заведую. В 2003 г. защитила диссертацию по теме «Оптимизация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии» в Нижегородском педагогическом университете.
В чем заключается сотрудничество кафедры с практическими учреждениями?
Наш институт работает с 343 базовыми учреждениями, 196 стажерскими и 55 экспериментальными площадками. Наша кафедра в соответствии с договорами на базе этих учреждений проводит практические занятия, семинары, круглые столы, форумы, конференции. Мой образ жизни можно охарактеризовать так: «утром здесь, вечером там». Например, утром я читаю 8 часов лекций в Чишминском районе для учителей начальных классов, а вечером провожу (практически организую) дистанционные занятия для педагогов из 15 районов, обучающих детей на дому, и с интересом веду совместный семинар с учителем высшей категории с 52-летним педагогическим стажем, работающим по методике Глена Домена с детьми с тяжелой умственной отсталостью. Хотелось бы поблагодарить всех своих коллег за готовность помочь в любой момент и словом и делом.
Еще одно трудное направление работы — аттестация педагогов. С 1998 г. на общественных началах действует дружная экспертная группа, включающая сотрудников кафедры и специалистов-практиков. В рамках этого направления специалисты ежегодно посещают и анализируют более 2000 уроков. Это позволяет выявлять типичные ошибки педагогов, представлять интересный опыт для обобщения, рекомендовать участие в конкурсах, готовить совместные статьи на конференции. И, конечно, самосовершенствоваться.
В республике реализуются исследовательские международные проекты ЮНЕСКО «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт», «Инклюзивное образование — образование для всех», «Профессиональные компетенции в европейском контексте». В их основу положено сетевое взаимодействие Республики Башкортостан и земли Баден-Вюртемберг Германии. Мне запомнились слова речевого терапевта из г. Штуттгарта Лены Айхеле, отметившей, что логопеды Башкортостана опираются на педагогическую науку, в то время как немецкие коллеги сориентированы на медикаментозное лечение детей.
Сейчас в области образования происходят значительные изменения, связанные с объединением детских садов и школ. Как Вы относитесь к этим нововведениям?
Образовательных учреждений Республики Башкортостан эти значительные изменения не коснулись. Объединение детских садов и школ похоже на создание семьи из двух абсолютно разных по менталитету людей, поэтому иногда образуется союз, существующий до бриллиантовой свадьбы, а иногда происходит развод в первый же год жизни. Многое будет зависеть от человека, который возглавит этот союз. Мне трудно представить, что руководить этим образовательным холдингом станет заведующий детским садом, ведь это может означать потерю того очарования, которое имеют сейчас детские сады нашей республики.
На мой взгляд, детские сады и школы Башкортостана еще не готовы к объединению. А вот дружба и взаимодействие между ними уже существуют. Прекрасный пример — два государственных образовательных учреждения: Учалинская и Белебевская начальные школы— детские сады. В 1998 г. одной из первых экспериментальных площадок нашей кафедры стал социокультурный центр с. Бриш Белорецкого района, который объединил школу, почту, клуб и дошкольную группу кратковременного пребывания. В 2013/14 уч. г. в с. Шамонино Уфимского района подготовительную группу детского сада перевели в школу. Это позволило детскому саду принять младшую группу, а школе профессионально подготовить детей к обучению. На мой взгляд, это полезное взаимодействие и реальный пример оказания образовательных услуг.
Инклюзивная форма обучения — одна из самых актуальных нынешних проблем. Какая исследовательская и практическая работа в этом направлении проводится в Вашем Институте?
Действительно, инклюзивное образование в настоящее время — одна из инновационных педагогических технологий, и к нему приковано внимание и сторонников и противников. Движение навстречу интересам ребенка и тезис «Дети должны учиться вместе» с различными оговорками принимается всеми заинтересованными сторонами. Интересно, что многие люди говорят «эксклюзивное», а не «инклюзивное» образование. Я считаю, что инклюзивное образование не вытесняет устоявшуюся систему специального образования, а адаптирует ее к требованиям современности. Уходят в небытие угрозы учителей: «Будешь плохо учиться, отправим в …» — далее идет определенный адрес. Особенно это стало заметным в 2013/14 уч. г. В специальные (коррекционные) школы пришли дети, ранее считавшиеся необучаемыми, а специалисты этих школ уже достаточно успешно научились работать с ними. У педагогов системы специального образования Республики Башкортостан огромный опыт работы с детьми с ОВЗ, который уже востребован педагогами общеобразовательных учреждений и может быть впоследствии использован в условиях ресурсных центров.
Часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации работы с ним. Перед ними встает множество проблем. Главные вопросы: «Как реализовать индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, работая со всеми детьми одновременно?», «Какое при этом должно быть учебно-методическое обеспечение?». Чтобы их решить, необходимо существенно изменить всю систему образования. Она должна стать гибкой, открытой, развивающейся. Педагоги общеобразовательных школ уже столкнулись с необходимостью обучения всех детей совместно и предпринимают меры по приобретению знаний по специальной педагогике и психологии.
Мы провели бюджетные курсы повышения квалификации для всех 52 инклюзивных школ, но это не решило проблему «обучить всех». Заявок на дистанционные курсы так много, что создалась очередь вплоть до 2015 г. В качестве примера приведу состав слушателей курсов, организованных методистом Ф.М. Кузьминой. Общее количество учителей — 36: из них учителей истории — 2; начальных классов — 2; математики — 8; биологии — 4; физики — 1; химии — 1; языков английского — 3, татарского — 1, башкирского — 2; технологии — 1; изодеятельности — 1; географии — 3; психолог — 1; логопедов — 6. Приведу отрывок из отзыва о курсах учителя начальных классов одной из уфимских школ: «Когда я записывалась на курсы, не думала, что мне будет настолько интересно… Задания все разные, познавательные… Сложностей было столько! Я закончила институт 25 лет назад. У нас была всего пара лекций по олигофренопедагогике и логопедии. Проработав почти 15 лет, мне (к моей радости!) достался класс выравнивания. Мой первый класс в таком ракурсе. Многое пришлось учить, многое вспомнить. Эх… эти бы курсы тогда! Вы, наверное, знаете, что такие классы сейчас неохотно создаются, а детки-то никуда не делись! На данный момент у меня таких в классе трое. При вашей помощи я составила на них характеристику, проанализировала для себя их мотивацию и поведение. Узнала столько! Казалось до курсов, что они мне мешают… А теперь, взглянув на них поновому, я поняла: все возможно!»
Проблема эффективного введения системы инклюзивного образования стала предметом обсуждения на Ученом совете Института, где было принято решение знакомить каждый поток слушателей (от 300 до 400 человек) с принципами и конкретными технологиями работы с детьми с ОВЗ. На лекции даются реальные и виртуальные координаты кафедры, и по необходимости проводятся индивидуальные консультации педагогов.
В рамках международного проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование» под эгидой Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и при содействии республиканского Министерства образования с 25 сентября по 4 октября 2013 г. в гг. Юберлингене и Эсслингене был реализован международный проект «Профессиональные компетенции в европейском контексте» с участием руководителей и специалистов коррекционных образовательных и медицинских учреждений республики. Основные задачи реализации данного проекта — ознакомление специалистов с опытом работы немецких коллег в области коррекционной педагогики, а также социализации лиц с ОВЗ. Делегация из Башкортостана включала 22 специалиста из образовательных учреждений, в том числе 7 педагогов из Института развития образования. В рамках проекта произошло ознакомление с работой трудовых мастерских WEK в г. Эсслингене. Первым пунктом стало посещение кафе при мастерских, которое реализует проект «Инклюзия как шанс». В трудовых мастерских специалисты из Башкортостана изучали транспортное обеспечение, технические средства реабилитации, эрготерапевтические приемы обучения, работу узких специалистов, обеспечение трудовой реабилитации в столярной мастерской, особенности труда людей с тяжелыми нарушениями развития. Экскурсию по г. Эсслингену для делегации из Республики Башкортостан провели «сотрудники» трудовых мастерских WEK на инвалидных колясках с электроприводом. Следует отметить, что эти мастерские, руководит которыми Фолькер Дитцингер (экономист по образованию), предлагают широкий спектр услуг и направлений деятельности в группах. Всего функционируют 6 групп (по возможностям, способностям). В штате данного учреждения 70 человек (персонал) на 360 «сотрудников» (пациентов). Из заработанных денег 70% составляет доход «сотрудника», 30% идет на обслуживание мастерских. Пребывание в данном учреждении позволило нам изучить богатый опыт по интеграции в общество лиц с ОВЗ. К сожалению, создание условий для трудовой деятельности людей с особенностями развития для нас сейчас скорее исключение, чем правило. В Германии этот опыт успешно реализуется уже на протяжении нескольких десятилетий. Опыт мастерских показал, что люди с ОВЗ, как и все мы, могут достичь успехов в своем деле, но им нужно помочь, создав условия для их трудовой деятельности.
С 27 по 30 сентября 2013 г. была реализована образовательная программа по теме «Инклюзия» в округе Бодензее, которую разработали общество «Мост в Уфу» и организации Кемпхилл Бодензее. Мы познакомились с работой и совместным проживанием нормально развивающихся людей и их семей и людей с ОВЗ и приняли участие в семинаре родителей, проводимом один раз в год, посмотрели совместную театральную постановку «Пер Гюнт». К сожалению, инклюзивное движение не в полной мере изучено специалистами республики. Такая организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ требует дальнейшего изучения в форме стажировок, в том числе длительных. Также мы посетили семинар организации Кэмпхилл.
Особым событием стало участие нашей делегации в международной презентации в штаб-квартире ЮНЕСКО. В рамках презентации состоялся круглый стол «Образовательные программы ЮНЕСКО в Башкортостане», в котором приняли участие 17 наших немецких коллег. Эксперты ЮНЕСКО высоко оценили успехи, достигнутые в области образования в Башкортостане. Трем образовательным учреждениям, одно из которых — коррекционная школа, были вручены сертификаты ассоциированных школ ЮНЕСКО. По итогам проекта, 10 октября 2013 г. на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования» проводился круглый стол, на котором обсуждались вопросы дальнейшего партнерства. В частности, мы запланировали участие в международном исследовательском проекте, где будут обсуждаться наиболее актуальные и сложные вопросы по сопровождению людей с ОВЗ и их инклюзии.
Самое ценное в жизни человека — время, отведенное на нее! Цените каждую минуту своей жизни! Успейте сказать «благодарю» своим педагогам! Не бойтесь проявлять любовь к родным и близким! Пусть мир улыбнется вам в ответ!
Беседовала С.Ю. Танцюра