Родин Ю.И.,
д-р психол. наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Здоровье подрастающего поколения — актуальная проблема медицинской, психологической и педагогической наук. Ее решение тесно связано с осмыслением полноценного здоровья человека, значения культуры, образования в его сохранении и укреплении.
Первая реакция на вопрос «Что такое полноценное здоровье человека?» — недоумение, вызванное очевидностью интуитивного понимания данного термина. Затруднения возникают при попытках дать здоровью словесную характеристику. Поэтому появляется многообразие определений здоровья и подходов к исследованию этого феномена (нормоцентрический, феноменологический, холистический, кросс-культурный, аксиологический и т.д.) [2, 3, 7, 10].
Анализ сложившихся представлений с позиций различных научных онтологий позволяет сформировать некий обобщенный образ здоровья как динамичного нетривиального относительно равновесного естественного состояния единой иерархически организованной саморегулирующейся, саморазвивающейся биосоциальной суперсистемы под названием человек.
Формируя альтернативный состоянию болезни прототип, современная наука идет по пути дифференциации понятия здоровья на составляющие его части с последующим изучением системообразующих связей, обусловливающих его полноценность. Исходя из классического и неклассического идеалов научности, она традиционно выделяет физическое, психическое, психологическое здоровье, тесно связывая их с процессами развития и человека. При этом целостность, естественность, динамизм, нетривиальность полноценного здоровья человека утрачиваются. Возникает ощущение вынесения феномена здоровья за рамки витального потока. Но это единственный путь научного познания, выработанный человечеством. По выражению В.П. Зинченко, познано может быть только искусственно разделенное на части, описанное в непротиворечивых категориях с последующей констатацией факта (в лучшем случае описания и объяснения, а в идеале в рефлексии) целостности предмета изучения. Наука особенно преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Она расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются и не компонуются в целостную картину [6]. Нам ничего не остается, кроме как следовать проложенной нашими предшественниками дорогой, дополняя полученные знания рефлексией ограниченности сложившихся представлений, частично восполняя их пониманием цельности здоровья, многообразия и нетривиальности его проявлений.
Физическое здоровье традиционно определяют как состояние организма индивида, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды, уровнем физического развития, физической подготовленности, функциональными возможностями организма к выполнению физических нагрузок. В этом прослеживается понимание обусловленности физического здоровья человека свойствами организма как единой саморазвивающейся системы, наделенной способностью к самообновлению, саморегулированию, самовосстановлению. Самообновление выражается в постоянном структурировании и переконструировании биологической системы, адаптирующейся к меняющимся условиям существования и жизнедеятельности, препятствующим разрушительным воздействиям и аккумулирующим положительные влияния среды. Саморегулирование — в гомеостазисе. Самовосстановление — в регенерации, наличии множественных параллельных регуляторных влияний компенсирующего характера на всех уровнях организации организма (клеточном, уровнях парных органов, функциональных систем, целостного организма).
Наличие физического здоровья — предпосылка для позитивного приобщения ребенка к миру культуры, освоения ее ценностей и как следствие психического развития. Это подтверждается современными исследованиями в области специальной психологии и дефектологии. Психика ребенка нормально функционирует и развивается в определенном диапазоне биологических (физиологических) условий в ходе специфического взаимодействия с окружающим миром, прежде всего ее культурным пластом. В свою очередь своевременное психическое развитие благоприятно сказывается на психическом здоровье детей. В условиях депривации, т.е. при ограничении взаимодействия с культурой, ребенок не в полной мере реализует возрастные возможности психического и личностного развития, возникают предпосылки для нарушений его психического здоровья (страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.).
В развитии человека условно выделяют психическое и лично психическое, или психологическое развитие и соответственно психическое и психологическое здоровье. Ребенок может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать, мыслить и т.п.) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, удовлетворяться суррогатами и т.п.) [4, 5, 8, 9].
К психическому здоровью относят психические процессы и механизмы, обеспечивающие гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое полноценное функционирование единой психологической системы развивающегося ребенка.
Психологическое здоровье характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей. Психологическое здоровье рассматривают с точки зрения духовного начала, богатства развития личности, ориентации его на абсолютные ценности: истину, красоту, добро. Оно — производное от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности, саморазвития субъективности, совершенствования самобытия.
Сущность психологического здоровья заключается в осознании и активном принятии особенностей своей психики, личности, индивидуальности развивающимся ребенком, который все больше направлен в своем поведении и отношениях не на нормы, задаваемые извне, а на личностно осознаваемые принятые и выработанные ориентиры.
Особенность психологического здоровья заключается в его противоречивой «мерцательной» природе. Здоровье и нездоровье присутствуют в виде противоборствующих тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни [11].
Природа психологического здоровья ребенка проявляется при сопоставлении аномального развития детской личности, при котором не происходят позитивные изменения, с естественным становлением личности ребенка:
- от отношения к другому человеку как к средству к восприятию его как ценности;
- от эгоцентризма и неспособности к эмпатии к позитивному восприятию и любви к ближнему;
- от замкнутости к адекватному восприятию социальной действительности, направленности на общественно полезное дело, альтруизм;
- от полевого причинно обусловленного поведения к произвольному поведению;
- от отсутствия потребности в позитивной свободе, ее слабой выраженности к осознанию себя самоценной личностью;
- от неспособности к свободному волепроявлению, самопроектированию своего будущего, способности к целеполаганию и достижению все более далеких целей;
- от неверия в свои возможности к доверию своему внутреннему опыту, обновленным, духовным отношениям с внешним миром.
Резюмируя приведенные выше высказывания о физическом, психическом и психологическом здоровье, отметим, что холистическое восприятие и осмысление феномена полноценного здоровья человека невозможно вне категорий развития и саморазвития, понимаемого как перехода человека от одного вида саморегуляции к другому более совершенному и адекватному по отношению к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.
Быть полноценно здоровым, по нашему мнению, означает не только обладать способностью к развитию, но и проявлять активность по отношению к нему, находиться в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности, способной не только адекватно осуществлять свое поведение в постоянно меняющейся окружающей действительности, но и адекватно отвечать на вызовы, связанные с драматизмом становления человека личностью.
Вопрос здоровьесохранения и здоровьесбережения соотносим с кардинальными вопросами современной психологии развития: «Каким образом активизировать процесс саморазвития? В каких условиях возникает самодвижение человека к более высокому уровню саморегуляции своего поведения и деятельности?» Эта проблема становится точкой пересечения интересов психологии здоровья, психологии развития, педагогической психологии, психотерапии. При ее разработке не обойтись без анализа роли культуры и образования в сохранении здоровья. Причем понимания культуры не как среды, растящей и питающей личность, не движущей силы, и тем более не детерминанты развития, а скорее как приглашающей силы, вызова человеку (О. Мандельштам). Ребенок в культуре — это всегда вероятность, желаемость, ожидаемость. Культура захватывает его, но может и оттолкнуть. Да и сам ребенок волен принять или отвергнуть ее приглашение. Если же субъект принимает вызов культуры, то может случиться событие развития, в результате которого он постигает ее идеальную форму, присваивает ее себе или превосходит. Культура становится его субъективной формой [6]. Она пронизывает ребенка позитивной энергией, позволяющей ему осознать и принять себя как некое единство, индивидуальность и тем самым запустить процесс оздоровления. Важно, чтобы встреча ребенка и культуры состоялась, чтобы случился акт событийности.
Произойдет или не произойдет эта встреча, во многом зависит от взрослого — посредника культуры, носителя ее ценностей. Именно в посредничестве, а не назидательности, по Б.Д. Эльконину, заключена тайна развития, т.е. тайна формирования психологических новообразований с помощью включения психологических орудий в виде культурных предметов, знаков, символов в натуральные формы психических функций (термин Л.С. Выготского). В противном случае это будет не развитие, а вмешательство в личную жизнь человека [6, 12].
В данном контексте проявляется здоровьесберегающая функция образования, как деятельностной формы приобщения ребенка к ценностям культуры. Педагогический процесс должен быть пронизан идеей приобщения ребенка к культуре. Для этого необходимо перевести эту идею с языка психологической науки в педагогические термины, т.е. конкретизировать в виде педагогических задач и требований [1].
В связи с этим первоочередной задачей детской психологии и дошкольной педагогики считается изучение психолого-педагогических условий достижения полноценного здоровья на разных возрастных этапах развития ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи. Решение ее станет возможной с осмыслением биосоциальной природы человека, его диалектического единства в постоянно меняющейся среде.
Противопоставляя развивающегося человека физической и социальной среде, мы приходим к пониманию здоровья как динамического состояния, возникающего в результате культурно опосредованного взаимодействия с ней.
Иной образ здоровья предстает при понимании витального единства человека и окружающей действительности. Человек при таком подходе предстает не просто частью ноосферы (термин Вернадского), он растворен в ней благодаря культуре. Его идеальное психическое отражено в преобразовываемом им предметном мире. И наоборот, любое изменение в ноосфере ведет к изменениям сопряженного характера в различных функциональных системах организма и психики человека и, следовательно, отражается в целом на его здоровье. Именно с этих позиций необходимо подходить к решению фундаментальных проблем здоровьесбережения в психологической и педагогической науках.
В практическом аспекте проблема обеспечения полноценного здоровья дошкольников в ДОО предполагает комплексный подход при условии интеграции всех разделов и отраслей научно-практической деятельности, направленных на здоровьесбережение. Но сегодня в науке и практической деятельности преобладает узкодисциплинарный подход. Большинство теоретических работ и исследовательских программ посвящено изучению физического здоровья дошкольников.
Основные направления этой деятельности:
- разработка санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса (Г.Л. Апанасенко, В.Ф. Базарный, А.А. Баранов, В.Р. Кучма, С.В. Попов, Л.М. Сухарева, И.Ш. Туаева, В.М. Чимаров и др.);
- вопросы организации и проведения лечебно-профилактических мероприятий (Р.А. Маткивский, Е.А. Перевезенцев, Е.П. Усанова и др.);
- физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации (В.Г. Алямовская, Е.П. Арнаутова, И.А. Аршавский, К.Ю. Белая, Т.Л. Богина, Ю.Ф. Змановский, Ю.И. Родин, М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова и др.);
- эколого-валеологическое воспитание (С.Д. Дерябо, Т.Е. Дмитриева, М.М. Кабанов, Б.С. Положий, Г.П. Сикорская, З.И. Тюмасева и др.).
Психологическая наука ограничивается изучением психического и психологического здоровья развивающегося человека. В частности вопросами его поведения в отношении сохранения и укрепления здоровья на уровне личности, включая разработку психолого-педагогических технологий формирования осознанного отношения ребенка к собственному здоровью. Педагоги акцентируют внимание на исследовании проблем валеологического образования, разработке и внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, валеологических службах, школах здоровья.
Однако узкодисциплинарный подход научных изысканий не позволяет говорить о выработке целостной концепции обеспечения полноценного здоровья детей в условиях ДОО.
В связи с этим, на наш взгляд, в детской психологии и дошкольной педагогике на современном этапе можно выделить следующие фундаментальные проблемы здоровьесбережения:
- осмысление феномена полноценного здоровья в контексте развития и саморазвития ребенка как витальной асимметрии с постоянным колебанием между здоровьем и нездоровьем;
- рефлексия здоровья развивающегося ребенка сквозь призму образования как деятельностной формы приобщения его к ценностям культуры;
- разработка концептуальных основ сохранения и укрепления и полноценного здоровья детей дошкольного возраста с различным состоянием физического и психического здоровья;
- разработка интегральных информативных критериев и показателей, отражающих состояние здоровья дошкольника, как биосоциальной системы в целом, так и его составляющих (физическое, психическое, психологическое здоровье) на разных этапах онтогенеза с последующей выработкой комплексной диагностической программы;
- изучение влияния различных режимов жизнедеятельности на состояние индивидуального здоровья;
- разработка моделей здоровьесберегающего дошкольного образования как процесса активизирующего в воспитаннике разворачивание генетически заданного потенциала развития, бесконечного постижения им смысла жизни;
- разработка психолого-педагогических моделей и технологий здоровьесбережения развивающегося ребенка на этапе дошкольного детства в условиях образовательной организации и семьи.
Предпосылки к решению проблемы здоровьесбережения дошкольников: разработанное в отечественной и зарубежной психологии и педагогике положение об индивидуальном развитии человека как о процессе, характеризующемся единством и взаимосвязью всех органов и систем организма во взаимодействии с окружающей средой, при котором локальным изменениям психофизических функций сопутствуют изменения в других функциях (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия); теория Л.С. Выготского о культурной детерминации психического развития человека; концептуальные положения, выработанные психологией здоровья и практической психологией образования о своевременном физическом, психическом развитии как необходимом условии полноценного здоровья (В.А. Ананьев, И.В. Дубровина); современные представления о полноценном здоровье развивающегося человека как о сложном динамическом состоянии, включающем соматический, физический, психический, психологический компоненты (В.А. Ананьев, П.Б. Аннушкин, В.М. Бехтерев, Б.С. Братусь, И.В. Боев, И.В. Дубровина, Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев, Г.С. Никифоров, Н.К. Смирнов, О.В. Хухлаева и др.); идеи холистического (Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Н.М. Полетаева и др.), онтогенетического (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, Л.Г. Татарникова и др.), аксиологического (А.Я. Иванюшкин, Ю.П. Лисицин, Ю.В. Науменко, А.В. Сахно, Б.Г. Юдин и др.) подходов; адаптационная и личностно ориентированная парадигма обучения и воспитания подрастающего поколения (Э.М. Казин, М.С. Яницкий).
Мы искренне надеемся, что детская психология и дошкольная педагогика станут науками о присутствии полноценного здоровья развивающегося ребенка. И чем раньше это произойдет, тем лучше. А пока мы еще плохо представляем себе их здоровьесберегающий потенциал. Но это не мешает нам интуитивно его использовать, даже не понимая до конца, как это происходит. Если же мы хотим всерьез решить задачу создания педагогики оздоровления, то прежде всего следует начать с изменений в системе подготовки воспитателей, педагогов и детских практических психологов. В ней должен найти отражение гуманитарный минимум, необходимый для понимания места образования и культуры в профилактике и формировании полноценного здоровья, развития подрастающего поколения.