Тема номера: Актуальные практики дошкольного образования
Содержание
Колонка редактора
Чугайнова О.Г. Современные направления развития дошкольного образования
Одним из ярких и значимых событий 2023 года в дошкольном образовании можно считать разработку и приятие Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования, направленной на разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
У нас в гостях
У нас в гостях О.В. Гараева
Грамотное и корректное сопровождение профессиональной траектории начинающего педагога — залог успешного начала профессионального пути.
Основы педагогического менеджмента
Слепцова И.Ф. Содержательные и структурные аспекты реализации ФОП ДО в контексте единого образовательного пространства Российской Федерации
В статье рассматривается проблема реализации ФОП ДО в условиях функционирования современной дошкольной образовательной организации. В контексте создания единого образовательного пространства раскрываются содержательные и структурные аспекты изучаемого вопроса: сравнение целей Примерной программы, ФГОС ДО, ФОП ДО; обязательная документация, регламентирующая деятельность ДОО; нормативно-правовая база дошкольного образования. В статье представлена сравнительная характеристика образовательной программы на основе анализа Закона об образовании с учетом внесенных изменений. Рассматривается вопрос, связанный с правовым статусом педагогических работников, их правами и свободами, гарантией их реализации, дается сравнительная характеристика целевых ориентиров ФГОС ДО и планируемых результатов ФОП ДО. Перечисляются нововведения обновленного ФГОС ДО, определяются показатели внешнего и внутреннего аудита в ДОО. Представлен план действий по приведению ОП ДО в соответствие с ФОП ДО на институциональном уровне. Раскрываются функции дошкольного уровня образования и основная цель российского образования. В тексте затрагиваются вопросы, описывающие портрет гражданина России 2035 года как гибкий целевой ориентир процесса воспитания, ядро содержания дошкольного образования, цели, задачи и проблемы эволюционного пути его развития на современном этапе.
Управление взаимодействием ДОО и семьи
Степанова Е.И. Инклюзивная группа ДОО: готовность к взаимодействию воспитателя и родителей
В статье рассмотрены некоторые проблемы профессионально-личностной готовности воспитателя к эффективному взаимодействию с родителями в условиях совместного пребывания детей инклюзивной дошкольной группы. Автор рассказывает о том, что воспитатель должен владеть особыми умениями и навыками ситуативного выстраивания взаимоотношений с каждым из родителей детей с разным состоянием здоровья и развития в процессе ежедневной педагогической деятельности в условиях ДОО инклюзивного типа.
Методическая работа
Лукьяненко В.Н., Белая С.Г. Управление процессом приобщения детей раннего возраста к многонациональной культуре России
В статье представлен опыт работы по организации инновационной деятельности детского сада г. Таганрога в рамках реализации образовательного проекта социокультурной направленности «Путешествие по России с дидактическими куклами».
Содействие и сотрудничество
Иванцова И.А., Еремина Ю.В., Липатова О.С., Силкина Т.А. Опыт реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
Авторами затрагивается проблема экологического образования детей дошкольного возраста, подчеркивается значимость данного направления для формирования личности ребенка, воспитания у него нравственных качеств и гуманного отношения к природе. Описывается опыт реализации социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята», включающего в себя различные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. Раскрываются эффективные методы и приемы экологического образования, приводятся яркие примеры из практики.
Инновации, технологии, опыт
Серякова А.А., Майорова Ю.В., Панова К.В. Общение дошкольников со сверстниками — фактор эмоционального благополучия в ДОО
Авторами затрагивается проблема эмоционального благополучия дошкольников. Также описывается влияние общения со сверстниками на эмоциональное благополучие дошкольников. Описываются результаты деятельности рабочей группы по исследованию данной проблематики в психолого-педагогических исследованиях и собственном опыте работы. Раскрываются эффективные методы и приемы физического воспитания, приводятся яркие примеры из практики.
Гулина Г.В., Кондюкова Н.В., Лямцева О.В., Печенкина О.В. Подбор игрушек для активизации предметной деятельности детей раннего возраста
Как влияют игрушки, особенно современные, на развитие детей раннего возраста? В статье приведены значимые характеристики современных игрушек, описаны варианты их использования в соответствии с особенностями развития детей раннего возраста, раскрыты приемы активизации предметной деятельности с помощью игрушек.
Шерстобитова Т.М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Статья представляет собой анализ, посвященный познавательному развитию дошкольников через экспериментальную деятельность. Автор подчеркивает важность экспериментальной деятельности для развития детей в этом возрасте, значимость вовлеченности родителей как проводников экспериментов. Информация полезна для воспитателей, педагогов и родителей, интересующихся развитием познавательных способностей детей 3–7 лет и их вовлечением в экспериментальную деятельность.
Гаталова С.В., Самохвалова С.В., Орехова С.В., Корсун Е.Г., Николенко С.Н. Практика формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников
Авторами затрагивается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста, значимость данного направления. Описывается опыт реализации физкультурно-образовательного проекта «Мама, папа, я — здоровая семья!», включающего различные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. Раскрываются эффективные методы и приемы физического воспитания, приводятся яркие примеры из практики.
Максяшева Т.Л. Игровые технологии для формирования коммуникативной культуры у старших дошкольников
Как правильно применять игровые технологии в образовательной деятельности ДОО? Данный вопрос не теряет актуальности. В статье приводится пример внедрения игровой технологии из опыта работы ДОО, охарактеризованы условия, способствующие успешному применению игровых технологий, раскрыты характеристики разных видов игровых технологий, описано их влияние на формирование коммуникативной культуры старших дошкольников.
Предлагаем обсудить
Финкельштейн Б.Б., Овинцовская В.В. Использование дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в интеллектуальном развитии дошкольников
У каждого современного педагога есть свои профессиональные наработки и инструментарий — методики и дидактические игры. Искусство воспитания и обучения — это фактически целая наука. Сегодня предлагаем присмотреться к логическим блокам Дьенеша. Что это такое? Какие методические секреты и удивительные возможности для развития детей заложены в этом материале? Как современные игровые технологии влияют на интеллектуальное и познавательное развитие дошкольников и помогают приоткрыть двери самых разных наук? В статье приводятся упражнения и методические секреты, лежащие в основе разработки и применения игр с блоками.
Руснак Ф.И. Обеспечены ли наши дети витамином D?
В статье подробно описаны функции витамина D и его трансформация в организме человека, рассказано о взаимосвязях витамина D с другими витаминами и минеральными веществами. Приведены данные о низкой обеспеченности витамином D российских детей. Описано негативное влияние дефицита витамина D и других витаминов на физическое, эмоциональное и умственное развитие детей. Предложены наиболее физиологичные пути восполнения недостатка витамина D.
Возможно, срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того, что бы просматривать электронную версию журнала, вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями вы можете на странице "Электронные подписки"