Тема номера: Познавательное и интелектуальное развитие дошкольников
Колонка редактора
Чугайнова О.Г. Условия познавательного и интеллектуального развития детей
Теория и практика
Иванова М.А. «Я могу и тебе помогу». Реализация программы наставничества в ДОО
Автор рассматривает тему повышения качества работы молодых / начинающих кадров ДОО. В статье описывается опыт реализации авторской программы наставничества «Я могу и тебе помогу», ее цели, задачи, результаты, мероприятия. Приводятся примеры мероприятий в формате школы наставничества.
Болотова О.Ю. Ознакомление детей и взрослых с правилами дорожного движения
Автором представлен практический пример построения методической работы в ДОО по созданию условий для осуществления эффективной воспитательно-образовательной работы по безопасности на дорогах. В процесс вовлечены все участники ЕОП (педагоги, дети, родители), поэтому в проекте учтены все формы педагогической работы, включая обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Журавлева К.В. Взаимосвязь интеллектуальной готовности к школе и уровня познавательной активности у детей 6–7 лет
Статья посвящена исследованию взаимосвязи интеллектуальной готовности к школе и уровня познавательной активности детей 6–7 лет. Подчеркивается, что познавательная активность, выраженная в стремлении к изучению нового, стимулирует когнитивные процессы (память, внимание и мышление), составляющие основу интеллектуальной готовности к обучению. Выводы, сделанные автором, могут помочь в разработке эффективных программ подготовки детей к школе, учитывающих как когнитивные, так и познавательные аспекты.
Миронова И.П. Развитие познавательного интереса дошкольников к природным явлениям
Автор статьи делится опытом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В процессе экспериментальной деятельности дошкольников в научной лаборатории по модулю «Электричество» у детей развивается интерес к познанию нового.
Романова О.Ю., Субботина Т.А. «Зарядка для ума». Игровые технологии развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Авторы делятся опытом применения игровых технологий как средства развития интеллектуальных способностей детей при создании развивающей среды ДОО с привлечением родителей воспитанников. Представлено содержание технологии «Зарядка для ума», состоящей из пяти взаимосвязанных блоков.
Джулай Т.В., Суховецкая А.П. Интеллект-карта «Семья, семейные ценности» Методическая разработка мастер-класса для организации работы с педагогами ДОО
Мастер-класс — форма демонстрации опыта работы, с помощью которой педагоги делятся с коллегами своими практическими наработками. Для чего нужны интеллект-карты? Что же делает данную методическую разработку привлекательной для воспитателей? Авторы делятся тематической разработкой — методом графической подачи информации, позволяющим максимально доступно и наглядно донести сложную тему до ребенка.
Александрова Ю.Е. Экспериментальная деятельность со звуком на музыкальных занятиях в детском саду
Предложен вариант организации исследовательской деятельности с детьми 5–7 лет с применением музыкальных инструментов как средства экспериментирования. Рассмотрены методы экспериментальной деятельности со звуком на музыкальных занятиях.
Петрова О.И., Лукашевич Н.Н., Чейшвили А.С., Пантелеева Т.В., Королëва А.М. Образовательный проект как форма исторического просвещения современных дошкольников
Авторами поднимается тема духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной ДОО. Актуализируется значимость формирования традиционных российских ценностей в дошкольном детстве, ориентир на положения ФОП ДО в данном ключе. Характеризуется значимость данного процесса, условия его осуществления в образовательной организации, необходимость выбора адекватных форм.
Педагогическая наука
Шварко Л.И., Богославец Л.Г. Формирование основ коммуникативной культуры и социальной активности на этапе дошкольного детства
В статье рассматриваются вопросы формирования основ коммуникативной культуры и социальной активности в дошкольном возрасте; предлагаются условия и принципы организации коллективной творческой деятельности при формировании основ коммуникативной культуры и социальной активности дошкольников в системе деятельности ДОО.
Из опыта работы ДОО
Липина Н.Н. Взаимодействие ДОО и семьи по развитию традиций семейного чтения
Приобщение к чтению детей педагогами ДОО развивает и семейное чтение. Автор обсуждает тему значимости семейного чтения для развития личности дошкольников, описывая опыт взаимодействия ДОО и семьи в развитии традиций семейного чтения. Приводит примеры диагностических процедур с детьми и родителями с критериями для оценивания, а также характеристики цикла мероприятий, направленных на осуществление психолого-педагогической поддержки семьи в обогащении традиций семейного чтения.
Савинская С.В., Ягунова Л.А., Чеканова А.Н., Корочкина О.Н., Филатова А.А. Коррекционно-развивающая среда детского сада для детей с ОНР
Авторами затрагивается проблема создания коррекционно-развивающей среды для детей с ОНР. Сформулированы задачи, решаемые педагогами при ее создании. Характеризуются особенности детей с ОНР. Выделяются значимые составляющие компонентов коррекционно-развивающей среды: сюжетно-ролевая игра и педагогическая диагностика. Раскрывается потенциал сюжетно-ролевых игр в образовательной и свободной деятельности детей для решения коррекционно-развивающих задач. Обосновывается важность проведения системной диагностики и ведения карт достижений детей по специальной схеме. Приводится пример карты индивидуального развития ребенка с ОНР.
Ронина О.Л., Салихова Г.А., Светлович Е.О., Тюрина С.Ю. Технологии сенсорной интеграции как средство работы с детьми с ОВЗ в условиях детского сада
Авторы обсуждают возможности ДОО в развитии сенсорной интеграции у детей с ОВЗ. Характеризуются понятие и сущность сенсорной интеграции, значимость данного процесса в развитии дошкольников, условия его осуществления. Раскрываются основные нарушения сенсорной интеграции, методы ее развития. Приводятся примеры методов работы специалистов ДОО (учитель-логопед, педагог-психолог) и воспитателей по развитию сенсорной интеграции, конкретные игры и упражнения.
Планирование
Гайнанова Ю.С., Семьянских М.Ю., Кузьмина М.А., Зверева А.В. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в дидактических играх
С чего начинать формирование представлений о здоровом образе жизни? В какой форме подать информацию детям? Эти вопросы являются ключевыми при выборе вариантов организации детской деятельности в ДОО в этом направлении. Авторы предлагают примеры дидактических игр, которые можно использовать в разных формах работы ДОО со старшими дошкольниками для приобщения к ЗОЖ.
Васильева Л.Г., Лазарева Г.С. Приобщение детей 2–3 лет к искусству орнамента средствами народных кукол
В статье представлены вариативные модели (последовательная, параллельная) приобщения детей 2–3 лет к искусству орнамента родного края средствами народных кукол. Показана система работы с детьми как единство взаимосвязанных этапов: эмоционально-познавательный, декоративно-орнаментальный, творческий и игровой. Приведен комплексно-тематический план работы. Освещены формы проведения занятий (игровая ситуация, игра-экскурсия, сюжетная игра, праздник-ярмарка, праздник, развлечение, настольный театр кукол, творческое задание, художественно-дидактические игры), методы и приемы работы по развитию у детей восприятия искусства народных кукол и орнаментально-декоративной деятельности.
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"