Содержание
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- АНО ДЦИО «Подсолнух», Москва
- ГБОУ СОШ № 1394, Москва
- ГБОУ «Школа № 2036», Москва
- ГБУЗ ДГП № 52 ДЗМ, Москва
- Детская городская поликлиника № 104, Москва
- ДО № 2162 ГБОУ СОШ № 1394, Москва
- Кафедра анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО АПКиППРО, Москва
- Кафедра логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- Кафедра поликлинической педиатрии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, Москва
- Кафедра психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва
- МДОУ д/с № 14 «Золушка», г. Балабаново Боровского р-на Калужской обл.
- ООО «Реабилитационный центр Резонанс», Москва
- ООО «Стоматологическая клиника доктора Осипова», Москва
- Отдел ЛОР-аллергологии и фармакологических исследований ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФБМА России, Москва
- Семейный центр «Всезнайка», Москва
- Филиал № 4 ГБУЗ ДЗМ ДКЦ № 1, Москва
Авторы:
- Акопян Наталья Юрьевна
- Анохина Надежда Анатольевна
- Гришечко Юлия Вячеславовна
- Дружиловская Ольга Викторовна
- Захаркина Надежда Борисовна
- Козырева Виктория Павловна
- Коржова Светлана Анатольевна
- Кошечкина Татьяна Вячеславовна
- Робенкова Юлия Пауловна
- Симонян Анна Георгиевна
- Тарасова Галина Дмитриевна
- Толмачева Анна Федоровна
- Фоминова Алла Николаевна
- Шаркова Вера Алексеевна
- Шутенко Майя Владимировна
- Щербакова Евгения Игоревна
Колонка главного редактора
- Дружиловская О.В. Здоровое подрастающее поколение — задача современного общества
Гость номера
Гигиена
Оздоровительная работа
Шутенко М.В. Коронки для молочных зубов: что это такое?
Визит к стоматологу сопровождается волнением как родителей, так и детей, даже если все проходит хорошо. Все хотят вылечить зуб раз и навсегда, чтобы пломбы не скалывались и не выпадали, особенно если лечение проходит под общим наркозом.
В данной статье мы постараемся объяснить родителям, когда и почему детям необходимо устанавливать коронки на молочные зубы. Прежде всего они ставятся для восстановления правильной формы зуба, которую он утратил по разным причинам, для сохранения жевательной функции и для того, чтобы обезопасить его от повторного разрушения кариесом.
Педиатрия
Оценка состояния здоровья
Гришечко Ю.В. Как состояние носоглотки влияет на слух
Незначительные проблемы в носоглотке — вещь для нас довольно привычная. Подумаешь, насморк! Пройдет же за семь дней, если полечим немного, а не полечим — за неделю! Тоже недолго. Кажется, можно не придавать этому значения.
Однако все далеко не так просто и не всегда хорошо заканчивается. Самые обычные проблемы со здоровьем могут вылиться в гораздо более серьезные.
Наш организм с рождения подвергается воздействию различных вредоносных агентов, неблагоприятных окружающих условий и все это на фоне неправильного питания, гиподинамии и общего снижения иммунитета. Звучит не очень жизнеутверждающе? Но так и есть. Достижения научно-технического прогресса позволяют людям жить легче и спокойнее, но человеческий организм становится слабее.
Дети — слабое звено. Именно им стоит уделять наибольшее внимание: не только их воспитанию и обучению, но и их здоровью.
Детский организм долгое время остается слишком слабым, чтобы самостоятельно бороться даже с банальными инфекциями. Если не выполнять рекомендации врача и не лечить простуду, сопровождающуюся острым ринитом (насморком), последний может спровоцировать патологическое увеличение глоточной миндалины, хорошо выраженной у детей и сохраняющейся примерно до 17 лет. Такое состояние, к сожалению, очень часто встречается у дошкольников. Диагноз, который ставят ребенку в таком случае: «аденоиды». Вероятно, проблема тоже привычная и не очень пугающая родителей. Но задуматься все же стоит.
Неинфекционные заболевания
Тарасова Г.Д. Проблема ротового дыхания
Когда у родителей возникает беспокойство из-за того, что их ребенок дышит через рот, они в первую очередь обращаются к ЛОР-врачу, считая, что причиной тому является затруднение носового дыхания.
Однако это далеко не всегда соответствует действительности, так как причин ротового дыхания несколько.
Известно, что при ротовом дыхании воздух неполноценно очищается от содержащихся в нем патологических примесей (пыли, пыльцы, вирусов и микроорганизмов, смол и т.д.), недостаточно увлажняется и согревается.
Дыхание через рот — патологическое и способствует развитию заболеваний дыхательных путей, обусловливая тем самым снижение качества жизни ребенка.
Наиболее частой причиной ротового дыхания выступает хронический инфекционный ринит, который развивается вследствие частых эпизодов острого вирусного заболевания (ОРЗ). Известно, что любой острый воспалительный процесс с периодом репарации протекает 30 дней [2; 3]. И если у ребенка в течение года было 10—12 эпизодов ОРЗ, то отек слизистой оболочки полости носа и увеличение лимфоидной ткани (аденоидит), из которой состоит глоточная миндалина, сопровождающие воспаление, не успевают купироваться. Это препятствует осуществлению нормального носового дыхания.
Реабилитация
Захаркина Н.Б. Тревожная тропинка. Тренинг по саморегуляции и профилактике аффективных состояний для детей 5—7 лет
Тренинг по саморегуляции и профилактике аффективных состояний для детей 5—7 лет
Ранимость и чувствительность детской нервной системы делают дошкольников и школьников уязвимыми в современных условиях информационной перегрузки и дефицита времени.
Относительная легкость появления страха — характерная особенность дошкольного возраста. У младших дошкольников страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом.
Физиологическую основу страха, согласно И.П. Павлову, составляет пассивно-оборонительный рефлекс. В детском возрасте он часто бывает более выраженным вследствие недостаточности жизненного опыта. Возрастная незрелость детской психики затрудняет психологическую дифференциацию страхов.
У детей раннего и дошкольного возраста реактивные страхи чаще возникают в связи с испугом. У школьников невроз страха развивается под влиянием затяжных психотравмирующих ситуаций.
Авторы разработали тренинг по саморегуляции «Тревожная тропинка», направленный на преодоление страха и тревоги. Ребенку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях. Предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. От лица героев сказки дети воспринимают правила поведения, с удовольствием выполняют различные упражнения.
Профилактика заболеваний
Робенкова Ю.П. Диспансеризация у офтальмолога
В каком возрасте грудного ребенка нужно принести на осмотр к офтальмологу? Что в раннем возрасте считается нормой? Какую патологию нужно исключить?
Консультация педиатра
Коржова С.А. Температурофобия
Все родители желают для своих детей лучшего, заботятся о них, жалеют, стараются научить правильному поведению и отношению к окружающему миру. Но почему же, когда ребенок заболевает и у него повышается температура, они оказывают медвежью услугу, применяя жаропонижающие и противовирусные средства, тем самым нанося вред здоровью?
Конечно, они хотят помочь избавить ребенка от мук, сопровождающих повышение температуры тела, не ведая о том, что мешают иммунитету делать свою работу. «Леча» детей, родители на самом деле «лечат» свою тревогу и опасения.
Лихорадка, или повышение температуры тела — ответ на внедрение вирусов и бактерий, путем спонтанной выработки биологически активных веществ. Это пусковой механизм: организм выбрасывает лейкоциты, интерфероны, иммуноглобулины, которые двигаясь к очагу воспаления, уничтожают и очищают организм от инфекционного агента и токсинов, это естественная защита организма от болезни.
Повышение температуры тела говорит о том, что система исцеления включилась и работает, этого не надо бояться, надо радоваться. Люди, у которых при простудном заболевании не повышается температура, имеют низкий уровень здоровья, хронические заболевания, или у них происходит процесс становления хронического заболевания. Давая жаропонижающие препараты, мы прекращаем иммунный ответ и растягиваем заболевание на длительное время, что впоследствии приводит к назначению антибиотиков и других вредных химических веществ.
Лекотека
Толмачева А.Ф. Особенности общения детей с РДА
В последние два десятка лет написано большое количество статей и научных работ, проведено множество исследований по раннему детскому аутизму (РДА), расстройствам аутистического спектра (также часто встречается формулировка аутистический компонент). Ученые всего мира акцентировано уделяют внимание проблемам обучения, воспитания и социальной адаптации данной категории детей. Однако при этом остаются неясными многие аспекты этиологии, патогенеза, систематики и лечения аутизма. Основоположник учения о детском аутизме психиатр Л. Каннер еще в конце 50-х гг. XX в. писал о том, что статей по аутизму, наверное, больше, чем самих аутистов, но это не прибавляет ясности в понимании проблемы.
Существует множество формулировок термина «аутизм», поскольку в процессе изучения проблемы появляются новые данные.
Термин «аутизм» (от греч. autos — сам) был введен швейцарским психиатром, одним из основоположников учения о шизофрении E. Блейером в начале XX в. Под аутизмом он понимал отгороженность от мира, уход в себя, не характерные для шизофрении.
Л. Каннер описал типичную картину аутизма: болезнь может проявляться в первые месяцы жизни; ребенок не просится на руки, при первых языковых проявлениях обнаруживается нарушение контакта; развитие речи у большинства больных отстает, но даже если это не так, то она не становится средством общения.
Педагогика
Развитие ребенка
Шаркова В.А. Формирование математических представлений у детей раннего возраста
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности.
Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей. Источник познания дошкольника — чувственный и интеллектуальный опыт. Однако следует отметить, что он может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным.
Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому потребности нынешнего времени требуют перестройки содержания и форм работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому воспитаннику с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, часть которого — математическое развитие.
Психологическая помощь
Фоминова А.Н. Воспитание жизнестойкого поведения у ребенка в современном мире
С самого рождения человек начинает приспосабливаться к окружающей жизни, преодолевать трудности (в каждом возрасте свои). У кого-то это преодоление, активное выстраивание собственной линии жизни проходит более успешно, у кого-то — менее. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, у других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, — как бы вопреки экстремальным ситуациям.
В каждом возрасте человек сталкивается с разными проблемами, которые требуют от него соответствующего ресурса. Например, для подростка важно уметь понимать свои чувства и чувства других; уважать свое мнение и мнение собеседника; уметь настоять на своем, уступить в споре, анализировать ситуацию, планировать и достигать задуманного. В процессе жизни человека его успешность в преодолении трудностей так же может меняться. «Почему так неудачно складывается жизнь в данный период у этого человека? А как он успешно учился, как хорошо складывалась его личная жизнь, сколько он трудностей преодолел, чтобы карьеру построить! Что же сейчас с ним происходит?» Можно слышать и противоположные высказывания, которые обычно начинаются со слов: «Кто бы мог подумать…» Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Можно ли развить с детства способность противостоять трудностям и неудачам?
Коррекционная работа
Козырева В.П. Использование системы «Саундбим» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Проведение музыкальных занятий прежде всего требует от педагога владения каким-либо музыкальным инструментом. По этой причине не все педагоги, работающие с детьми, имеют возможность использовать музыку на своих занятиях.
На традиционных музыкальных занятиях педагог-музыкант не всегда может применять большое количество музыкальных инструментов, музыкальных ладов и звуковых эффектов. Достичь всего этого возможно, используя систему «Саундбим» (звуковой луч).
Система «Саундбим» предполагает использование ультразвуковых лучей и прочих сенсоров, таких как педали, для получения музыкальных композиций и звуков окружающей среды. Посредством этого можно воспроизводить музыку, просто двигаясь в пространстве.
Система «Саундбим» функционирует по принципу обратной связи на основе эхолокации: луч посылает короткие ультразвуковые импульсы, которые отражаются от предмета (например, руки исполнителя), находящегося неподвижно или перемещающегося в пучке луча. Обрабатывая отраженные импульсы, система формирует звук, соответствующий настройкам оператора. Звуковой луч переводит физическое движение в цифровые инструкции к электронным клавиатурам, синтезаторам, чтобы можно было воспроизводить практически любые звуки.
Любые движения, производимые в луче с помощью прибора (синтезатора), воспроизводятся в виде музыкальных фраз или отдельных звуков, как будто музыкант играет на невидимом инструменте. Дети «создают» музыку, производя движения в пространстве.
Щербакова Е.И. Полимодальный подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Одна из важных проблем образования сегодня — развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с расстройством аутистического спектра (РАС), поведения, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Основа инклюзивного образования — исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Акопян Н.Ю. Учимся жить вместе. Дети с ОВЗ в ДОО
Одна из важнейших задач государства — реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение общего образования наравне со всеми (Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицирована в России в 2012 г.). В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос создания условий и возможностей предметной среды ДОО для детей с ОВЗ.
По мнению Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ребенку преодолевать препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются [3]. Поэтому важно правильно организовать образовательную среду с учетом особых потребностей ребенка.
Одна из важнейших задач системы образования — создание необходимой образовательной среды для работы с детьми с ОВЗ.
Педагогическая копилка
Дружиловская О.В., Анохина Н.А. Фонопедический метод развития голоса в коррекционно-развивающем процессе
Научные исследования в области музыкальной педагогики показывают, что вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на его умственной потенциал. Формирование слуха и голоса отражается на формировании речи. Развитие музыкального ладового чувства связано с формированием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, а также способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения.
У детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) в патологический процесс вовлекаются: глубинные структуры мозга, оказывающие тормозное восходящее влияние на кору головного мозга и в результате замедляющие ее развитие; области коры мозга, в которых формируются гностические и праксические функции, что препятствует становлению речевого слухового гнозиса и артикуляционного праксиса; образование нужных ассоциативных связей.
Особенность данных повреждений — их парциальность. Наличие здоровых участков мозга у детей с ЗПРР обеспечивает компенсаторные механизмы, что позволяет им усваивать объем знаний, необходимый для включения в работу и третичных корковых полей головного мозга.
Актуально!
Нормативные документы
- Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
Работа с семьей
Фоминова А.Н. Родителям о законах развития ребенка
Существует мнение, что, став родителем, человек интуитивно правильно ведет себя в отношении собственного ребенка. «Не учите меня, я сам — родитель», — основной аргумент в разговоре о воспитании ребенка.
Существует мнение, что собственное невежество родителя в каких-то вопросах развития ребенка, а также бессознательные страхи, собственные неудачи служат препятствием на пути оптимального родительского поведения, а иногда приводят к серьезным ошибкам в воспитании. Психотерапевт и популяризатор психологии В. Леви писал: «Приходим в родительство не со знаком качества. Преподносим ребенку вместе с любовью и самыми благими намерениями свой характер, с его изъянами и кривизнами, свое переменчивое настроение, свое невежество и эгоизм, болезни, кучу неразрешимых проблем, от бытовых до духовных, — все наше лучшее и худшее».
Родительское чувство, интуиция любящего родителя — хорошее дело. Однако следует отметить, что наша интуиция в отношении ребенка часто заглушается посторонними шумами — ненужной информацией, собственными заботами, страхами и приоритетами. Бывает, что лучшие намерения родителей приводят к обратному эффекту в воспитательной деятельности.
Несмотря на эту сложность, существуют и психофизиологические законы развития ребенка.
Механизм освоения ребенком окружающего мира удивителен. Он не связан с напряжением и усилием. Вспомните, как ребенок быстро осваивает гаджеты. И все это потому, что его отношения с миром в первую очередь связаны с запечатлением всего увиденного и услышанного. Этолог В.Р. Дольник отмечает, что ребенок не столько учится говорить, сколько «запечатлевает речь».
Советы родителям
Кошечкина Т.В. Принципы и направления работы сотрудников ДОО с семьей ребенка с ОВЗ или инвалидностью
Образовательная организация как особая коммуникативная среда имеет свои особенности и влияние на семью ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С одной стороны, расширение социальных контактов дошкольника за счет включения его в среду ДОО положительный фактор. С другой стороны, ДОО предъявляет к воспитаннику и его семье требования как в организации взаимоотношений с сотрудниками, другими родителями и детьми, так и в области обеспечения здоровья ребенка. Взаимодействие сотрудников ДОО и родителей складывается из личностных, документальных взаимоотношений, наличия условий для комфортного нахождения ребенка в детском саду. Личностный уровень обеспечивается индивидуальными характеристиками участников коммуникации: характером, темпераментом, уровнем развития коммуникативных умений, настроением и др. Формирование личностного уровня взаимодействия неотделимо от осознавания каждым из участников коммуникации цели взаимодействия. Например, родитель ребенка может обратиться к персоналу детского сада с просьбой о предоставлении справки, но при этом иметь цель выразить недовольство посещением медицинского учреждения. При этом сотрудник ДОО как более компетентное лицо в вопросах установления контакта может помочь родителю осознать основную потребность коммуникации и реализовать ее, если, конечно, она не связана с причинением физического или морального вреда как самому сотруднику, так и ДОО в целом.
Несмотря на кажущуюся безрезультативность личностного уровня взаимодействия сотрудника ДОО с родителями, эффективное общение на данном уровне помогает сформировать «базу доверия» к сотруднику детского сада. В дальнейшем эта база позволит сотруднику влиять на принятие решений семьи.
Литературная страничка
Симонян А.Г. Записки детского психолога (продолжение)
В предыдущих номерах журнала (Медработник ДОУ. 2013 № 5—7; 2014, № 1) мы уже публиковали статью «Записки детского психолога», в которой рассказывали о том, как через игру дети проигрывают жизненные ситуации, которые их беспокоят. Хотелось бы продолжить эту тему.
Игра — поле деятельности ребенка, через которое специалист черпает информацию о дошкольнике и работает с травмирующими его переживаниями в доступной для него форме. С помощью игры дети разрешают проблемы, которые их волнуют, но мало ими осознаются в силу юного возраста.
Возможности игры безграничны. Через нее ребенок развивается, социализируется, познает мир.
Рассмотрим это на конкретных примерах.
А знаете ли вы?
Слуховое восприятие младенца
Слух — первое чувство, которое полноценно физиологически развивается у зародыша. Уже на сроке беременности 18 недель ухо плода функционирует. Влияние на развитие еще не родившегося малыша в наибольшей степени передается через звуки.
Основываясь на этой информации, А. Томатис разработал программу для беременных, которая успешно применяется более тридцати лет. Он выдвинул гипотезу о том, что плод ведет высокую активность, как физическую, так и чувственную. Исследования показали, что уже с первых месяцев развития малыш накапливает массу воспоминаний, которые он получает из своего первого чувственного опыта.
Специалисты помещают ребенка и его мать «на одну волну» посредством специальных «электронных переключений». Так называемое электронное ухо освобождает проток звука к внутреннему уху через барабанную перепонку, и звук идет напрямую, без препятствий.
Благодаря настроенным на одну волну с малышом, фильтрованным, не несущим в себе информационной нагрузки звукам, мама становится более энергичной, снимается стресс, улучшается сердечный ритм, расслабляются стенки матки, что позволяет плоду получить больше пространства, исчезают тревоги, страхи, усталость. Беременная и ее ребенок оказываются в одной акустической среде, проживают беременность в позитивном настроении. Оба настраиваются на роды как на положительный, здоровый процесс.
Источник: tomatis.com
Рекомендации стоматолога
Когда должен состояться первый визит к детскому стоматологу?
Мы ориентируем родителей на то, что первый визит к стоматологу должен состояться, когда ребенку исполнится год. После года мама вместе с малышом приходит к доктору, естественно, не с целью лечения, а с целью получения рекомендаций: что необходимо делать, как часто нужно посещать стоматолога, каким образом скорректировать питание так, чтобы сохранить зубы здоровыми.
Если у малыша все в порядке с зубами, периодичность посещений врача-стоматолога составляет приблизительно раз в полгода. Другими словами, два раза в год ребенок приходит к доктору, начиная с раннего возраста. Естественно, что для него посещение стоматолога становится абсолютно нормальным явлением. Если есть какие-то проблемы, дети приходят к врачу чаще, каждые три месяца, т.е. четыре раза в год.
Подобная частота визитов позволяет провести раннюю диагностику, и, если появляется проблема, ее можно разрешить в самом начале. Лечение можно проводить в игровой форме. Тогда дети привыкают к визитам к стоматологу и перестают бояться.
Что нужно сказать ребенку перед посещением стоматолога
Если ребенок до 4—5 лет ни разу не был у стоматолога, есть смысл рассказать ему о том, для чего мы чистим зубы, объяснить и показать, как это делается. Малышу можно сказать, что мы пойдем к доктору, посчитаем, сколько зубов у нас выросло, что мы все это запишем в книжку. Главное, ничего не говорить о лечении. Нужно сместить фокус внимания ребенка с неприятных вещей (потому что мы делаем все-таки неприятные вещи, и это надо понимать) на второстепенные.
Что делать, если ребенок не хочет идти к стоматологу
Во-первых, не нужно озвучивать неприятные вещи, которые его ожидают, тем более, что они, вполне возможно, его и вовсе не ждут. Если у ребенка был негативный опыт посещения стоматолога, то все сложнее. По возможности нужно объяснить ему, что мы идем просто знакомиться, что там делать ничего не будут. Первый визит не должен включать никаких манипуляций, проводится лишь знакомство и налаживается контакт между врачом и ребенком. Только после этого возможно дальнейшее стоматологическое взаимодействие.
Последствия силового метода лечения зубов
К сожалению, у нас в стране долгое время была распространена практика лечения детей против их воли. Использовались всевозможные способы, начиная с того, что «ты отсюда не выйдешь, пока не вылечишь зубы», т.е. психологическое воздействие, и заканчивая непосредственно физическим удержанием.
Лечение с физическим усилием заведомо некачественное. Если ребенок будет сопротивляться, у врача ничего не получится. Детские стоматологи работают острыми, вращающимися инструментами, и одно неверное движение может привести к травме мягких тканей.
Чем часто заканчиваются силовые методы лечения? Возникновением заикания и нервных тиков.
Источник: www.стоматология.рф
Лечение аденоидов
Для лечения аденоидов I—II степени применяют консервативные методы: антигистаминные препараты, физиотерапевтические процедуры, иммуномодуляторы и др. Если разрастания обширные и влекут за собой изменения со стороны органов слуха, аденоиды следует удалять.
Существует несколько способов аденотомии (удаления аденоидов). У классического хирургического вмешательства есть недостаток — обильное кровотечение во время операции. Ребенку оно не навредит, но напугать может. Поэтому в последнее время все чаще проводят операции с помощью эндоскопа и лазера. Эндоскоп позволяет провести процедуру с максимальной точностью, а лазер прижигает сосуды и препятствует кровотечению. Однако при недозированном воздействии лазером можно повредить глубжележащие ткани. Есть еще много способов удаления аденоидов: с помощью шейверов (крутящихся лезвий), криодеструкция (воздействие холодом), диатермокоагуляция (прижигание) и т.д.
Ю.В. Гришечко
Занятия в сенсорной комнате
Работа в сенсорной комнате позволяет творчески использовать интерактивное оборудование с самого раннего периода развития ребенка. Ее пространство можно разделить на несколько интерактивных зон, каждая из которых выполняет свою задачу.
С гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми при проведении занятий акцент делается на релаксацию.
Если ребенок пассивен, занятия направлены на активизацию познавательной деятельности и сенсорных процессов. С этой целью применяются игры в сухом бассейне, со светящимся душем, зеркальным шаром, которые повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
У детей с нарушениями когнитивных функций отмечено положительное влияние занятий в интерактивной среде «темной» сенсорной комнаты. По мере развития восприятия внешние действия с предметами автоматизируются и интериоризируются, т.е. переходят в умственный план
Повышение температуры тела
Повышение температуры тела при заболевании — хорошая реакция здорового, сильного организма.
Если же у ребенка во время болезни не наблюдается повышения температуры, это может быть результатом частого применения жаропонижающих, антибиотиков, оказывающих на иммунитет подавляющее действие. Жаропонижающие «отключают» иммунитет, а антибиотики, уничтожая бактерии, не влияют на причину возникновения болезни, поэтому заболевание возникает вновь.
Побочным действием антибиотиков служит снижение количества нейтрофилов (нейтропения) — защитных клеток, которые встречают инфекционные агенты в крови и уничтожают их. В течение 2—3 недель после приема антибиотиков организм восстанавливает нужное количество нейтрофилов, и на этот период становится уязвимым для новых заражений. Во время следующей болезни парализованная иммунная система не хочет бороться, заболевание протекает вяло и очень часто заканчивается осложнениями.
Если ребенок болеет с повышением температуры тела слишком часто, 1—2 раза в месяц, это также не является нормой, даже если он посещает детский сад первый год. Его нужно обследовать на наличие хронических инфекций.
С.А. Коржова
О важности развития у ребенка жизнестойкости
В настоящее время много внимания уделяется необходимости готовить ребенка к школе, экзаменам, поступлению в какую-либо секцию. Требования к ребенку со стороны общества, родителей, педагогов становятся более высокими.
В то же время статистические данные свидетельствуют о тенденции к снижению уровня здоровья детей и подростков. Причем речь идет как о физическом, так и о психическом здоровье. В последнее время отмечается много случаев детского суицида.
Возникают вопросы: «Насколько ребенок готов к требованиям общества?», «Насколько может им соответствовать?», «Как формировать и развивать у детей способность справляться со сложными ситуациями, неизменно возникающими на жизненном пути?»
Прежде всего необходимо развивать такое личностное свойство, как жизнестойкость. По Д.А. Леонтьеву, жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.
А.Н. Фоминова
Нейропластичность
До открытия нейропластичности ученые считали, что мозг может изменить свою структуру только в процессе эволюции видов, которая в большинстве случаев длится тысячелетия. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, новые биологические структуры мозга формируются у определенного вида при возникновении генетических мутаций, вызывающих изменения в генетическом фонде. Если эти изменения имеют ценность с точки зрения выживания, они могут быть переданы следующему поколению.
Однако пластичность предполагает другой способ, не имеющий отношения к генетической мутации и изменению, — появление новых биологических структур у человека. Когда мать или отец читают, происходит изменение микроскопических структур их мозга. Они, в свою очередь, могут научить читать своих детей, и это уже изменит биологические структуры мозга.
Источник: Дойдж Н. Пластичность мозга. М., 2010
Книжная полка
Вести из сети
Как подписаться
Анонс
Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"