Тема номера
Игра в физическом развитии детей
Содержание
Редакционный совет
Индекс
Учреждения и авторы, упоминаемые в номере
Учреждения:
- МАДОУ д/с № 13 «Улыбка», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
- МАДОУ д/с № 43 «Родничок», г. Химки Московской обл.
- МАДОУ ЦРР — д/с № 11, г. Добрянка Пермского края
- МБДОУ д/с № 3 «Солнышко», с. Моргауши, Чувашская Республика
- МБДОУ д/с № 7, станица Старощербиновская Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 8 «Тундровичок», г. Норильск Красноярского края
- МБДОУ д/с № 24 «Радуга», г. Туапсе Краснодарского края
- МБДОУ д/с № 34, пос. Самусь Томской обл.
- МБДОУ д/с № 46 «Надежда», г. Норильск Красноярского края
- МБДОУ д/с № 70 «Дюймовочка», г. Железногорск Красноярского края
- МБДОУ д/с № 103 «Золотой ключик», г. Барнаул Алтайского края
- МБДОУ д/с № 383, г. Самара
- МБДОУ д/с «Дюймовочка», пгт Приобье Октябрьского р-на, ХМАО—Югра
- МБДОУ д/с «Звездочка», пос. Звездный Пермского края
- МБДОУ ЦРР — д/с № 178, г. Чебоксары, Чувашская Республика
- МДОУ д/с № 9 «Аленушка», г. Коряжма Архангельской обл.
- МДОУ д/с № 45, г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края
- МКДОУ д/с № 79, г. Киров
- СП д/с № 9 «Вишенка» ГБОУ СОШ № 16, г. Жигулевск Самарской обл.
- ЧДОУ д/с № 262 ОАО «РЖД», г. Хабаровск
Авторы:
- Антонишина Елена Николаевна
- Байрак Яна Викторовна
- Бугаенко Елена Анатольевна
- Вилисова Ольга Рафаиловна
- Войцеховская Наталья Владимировна
- Дмитриева Валентина Владимировна
- Духина Диана Сергеевна
- Зубрицкая Наталья Борисовна
- Иванова Ольга Николаевна
- Киреева Ирина Петровна
- Коваленко Ольга Александровна
- Лебедева Ольга Ильинична
- Лохматова Любовь Владимировна
- Львова Татьяна Владимировна
- Маклакова Лариса Геннадьевна
- Мальцева Анна Васильевна
- Масленникова Наталья Геннадьевна
- Микрюкова Наталья Михайловна
- Назарова Ольга Владимировна
- Очнева Елена Ивановна
- Сайфетдинова Гульнара Разифовна
- Церковная Оксана Евгеньевна
- Цурукина Екатерина Александровна
- Шутилова Светлана Александровна
- Яковлева Людмила Иосиповна
- Яковлева Татьяна Васильевна
Колонка редактора
- Парамонова М.Ю. Игра в физическом и психологическом благополучии детей
Профессиональный рост
Повышение квалификации
Шутилова С.А. Индивидуально-дифференцированный подход в развитии физических качеств при обучении катанию на коньках
Катание на коньках — эффективное средство, стимулирующее двигательную активность, улучшающее состояние здоровья и общую физическую подготовленность. Систематические катания на коньках, проводимые на воздухе, положительно влияют на организм детей. Благодаря воздействию холодного воздуха на ограниченную поверхность кожного покрова, такие занятия способствуют улучшению терморегуляторных процессов в организме и закаливанию детей. Во время катания укрепляется свод стопы за счет постоянного чередования напряжения и расслабления мышц ног при смене одно- и двухопорного скольжения. Катание на коньках значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата, от тренированности которого зависят уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения.
Катание на коньках способствует воспитанию интереса и любви к конькобежному спорту, развивает смелость, настойчивость, решительность, воспитывает чувства коллективизма, взаимопомощи. На занятиях дети приучаются к дисциплинированности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию программных заданий, упражнений, игр, повышению качества выполнения движений на коньках.
Занятия на коньках предусматривают индивидуально-дифференцированный подход, поскольку они травмоопасны. Дети, не имеющие специальной подготовки, не способны сразу же выполнять необходимые упражнения. Поэтому воспитанники были разделены на небольшие подгруппы (по 6 чел.), в зависимости от уровня имеющихся у них навыков катания на коньках.
Яковлева Л.И., Мальцева А.В. Интегрированная игровая программа «Космические разведчики»
Цель: создание специфических психофизических игровых условий для становления детской самостоятельности, инициативы и ответственности.
Задачи:
- способствовать реализации каждым ребенком индивидуальной траектории психофизического развития в заданных игровых условиях;
- ориентировать родителей на первичное развитие базовых познавательных процессов;
- поддерживать эмоциональный отклик детей на происходящее в игре;
- способствовать становлению мотивов обучения через предложенные игровые ситуации.
Психофизическое развитие ребенка
Лебедева О.И., Яковлева Т.В. Квест-игра «Зарничка» как инновационная технология позитивной социализации дошкольников
Педагогами и психологами доказано, что игра для ребенка — наиболее привлекательные, естественные форма и средство познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Поэтому содержательная, правильно организованная, отвечающая интересам детей игра — эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии?
Очнева Е.И., Лохматова Л.В. Сюжетно-познавательная спортивная квест-игра «Испытания Форта Боярд»
Занятие-игра вводит ребенка в увлекательный процесс познания, развивает любознательность, двигательные и творческие способности. Такая форма организации образовательного процесса позволяет решать задачи нескольких образовательных областей. Интеграция позволяет сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества, игровой деятельности и занятий физическими упражнениями.
Цель: воспитание у дошкольников настойчивости и находчивости, самостоятельности и стремления к достижению положительного результата в ходе формирования элементарных математических представлений с помощью средств практической и игровой деятельности.
Маклакова Л.Г. Формирование у дошкольников бережного отношения к своему здоровью
Детство — это уникальный и насыщенный многосторонним развитием период жизни человека. На данном жизненном отрезке зарождаются, начинают формироваться все важные качества и свойства человека и его организма. Ребенок активно физически и психологически развивается. Очень важно создать верную среду для формирования здорового организма ребенка.
В детстве складываются все морфологические и функциональные структуры, определяющие вероятные способности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается пластичностью, необходимо формировать мотивацию на самочувствие и ориентацию на здоровый образ жизни.
Ребенок не может развиваться, не зная цели и значения собственного существования, не осознавая своих способностей. Понимание себя, собственных жизненных потребностей нужно, чтобы воспринимать, «ощущать и чувствовать» остальных людей.
Именно физическое воспитание в образовательных организациях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка верное и осмысленное отношение к себе и собственному здоровью.
Педагогика здоровья
Физкультурно-оздоровительная работа
Войцеховская Н.В. Физкультурное развлечение «Лесная сказка»
Цель: развитие элементарных двигательных действий через игровую деятельность.
Задачи:
- формировать потребность в активном спортивном отдыхе;
- упражнять в выполнении основных видов движений через игровое взаимодействие;
- воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх и эстафетах;
- учить проявлять эмоции и артистические способности во время театрализованных постановок;
- вызывать положительный эмоциональный отклик.
Львова Т.В. Физкультурное развлечение «Путешествие в Лукоморье»
Задачи:
- знакомить детей с правилами безопасности в походе, выживания в лесу;
- расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и об их влиянии на здоровье;
- продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды;
- учить использовать разнообразные подвижные игры (в том числе с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости, гибкости), координации движений, умения ориентироваться в пространстве;
- воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Микрюкова Н.М. Спортивный праздник «Готовим будущих воинов»
Цели:
- формирование у детей понимания важности института семьи;
- сближение детей с родителями.
Задачи:
- способствовать созданию единого образовательного пространства;
- воспитывать интерес и любовь к спорту;
- учить работать в команде;
- формировать эмоциональное благополучие ребенка.
Зубрицкая Н.Б., Цурукина Е.А. Спортивное развлечение «Вместе с мамой мы вдвоем все преграды обойдем!»
Цель: укрепление семейных связей с помощью воспитания положительного отношения к родным людям.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- просвещать родителей о методах оздоровления ребенка;
- вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе развлечения, желание участвовать в нем;
- развивать двигательные навыки и физические качества;
- воспитывать нравственные качества (доброту, внимание к близким).
Бугаенко Е.А. День здоровья «Если хочешь быть здоров — закаляйся»
Одним из наиболее эффективных путей формирования навыков здорового образа жизни можно считать организацию воспитательного процесса в режиме сотрудничества ребенка с педагогом и сверстниками.
Цель оздоровительной работы в дошкольной организации — создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья своего и окружающих. В приобщении детей к здоровому образу жизни в нашей работе важную роль играют дни здоровья, физкультурно-спортивные праздники.
Представляем вашему вниманию сценарий Дня здоровья в старшей группе.
Сотрудничество
Взаимодействие со специалистами
Сайфетдинова Г.Р. Спортивно-познавательное развлечение «Подготовка космонавтов»
Задачи:
- закреплять и систематизировать знания детей об истории освоения космоса и первых космонавтах;
- расширять кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики;
- воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;
- закреплять умение перестраиваться в движении;
- упражнять в лазанье и перелезании;
- продолжать формировать ориентацию в пространстве;
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, наблюдательность;
- воспитывать командный дух, чувство товарищества, стремление к победе.
Работа с родителями
Вилисова О.Р. Кружок «Веселая йога» для детей и родителей
Занимаясь йогой, дети соприкасаются с природой, познают естественный ритм жизни, учатся уважению к себе и окружающим. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания.
Постоянная практика поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон.
Работа кружка «Веселая йога» построена на взаимодействии детей и родителей.
У родителей обычно не хватает времени на совместную деятельность с ребенком. При совместных же занятиях они сосредоточивают свое внимание исключительно на ребенке, что доставляет ему огромную радость; в течение всего занятия любимые мама и папа принадлежат только ему, он может с ними играть, резвиться, осваивать под их наблюдением новые интересные упражнения.
Занятия предоставляют возможность родителям освоить ряд необходимых упражнений и игр, которые можно повторять с ребенком в свободные минуты, и таким образом способствовать его физическому развитию и совершенствованию двигательных навыков.
Киреева И.П. Парная утренняя гимнастика с мамами
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании детей закладывается в семье. Именно родители становятся первыми воспитателями детей, пробуждают интерес к здоровому образу жизни, оздоровительным мероприятиям и спорту.
Наукой доказано, что совместные занятия физическими упражнениями служат для родителей и детей источником радости, обогащают новыми впечатлениями и улучшают здоровье, помогают преодолевать коммуникативные барьеры. В тесном соприкосновении выполняются физические упражнения, игры.
Телесный контакт помогает им почувствовать друг друга, понять и принять, ощутить себя единой командой. Родители становятся участниками и свидетелями того, как их собственный ребенок осваивает новые движения, получает и обогащает свой двигательный опыт.
Мы выполняли гимнастику с разными предметами, а в преддверии праздника «День матери» нам захотелось, чтобы детки принесли из дома какой-нибудь предмет и выполнили утреннюю парную гимнастику со своим лучшим другом — мамочкой. А так как уже стало холодать, то мы решили принести с собой шарфики, то есть то, чем мамочки утром с любовью укутывают своих деток, отправляя их в детский сад. И у нас все получилось. Яркие разноцветные шарфы придали утренней зарядке с мамами ощущение тепла и праздничное настроение.
Коваленко О.А. Совместная деятельность детей и родителей «Космическое путешествие»
Цель: автоматизация двигательных умений и навыков детей.
Дмитриева В.В., Назарова О.В., Иванова О.Н. Совместная деятельность детей и родителей «Мамина школа»
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым. Но дома многие заняты просмотром телепередач, компьютерными играми, чтением, иным пассивным отдыхом. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе. Таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье зачастую не удовлетворяется.
В детском саду № 34, пос. Самусь, физическому развитию детей уделяется большое внимание. Происходит знакомство родителей с приемами оздоровления детей, привлечение к участию в походах, совместной двигательной деятельности.
Цели совместных занятий:
- пропаганда здорового образа жизни;
- расширение кругозора родителей в области детско-родительских взаимоотношений.
Результатом таких занятий становятся взаимные открытия, радость общения родителей и детей, приобретение опыта двигательного взаимодействия.
Мы представляем серию занятий «Маминой школы»: «Жизнь — прекрасное движение! Ритмика нужна всегда!»; двигательный игротренинг «В стране Веселых мячей».
Это интересно
Дискуссионый клуб
Антонишина Е.Н. Лэпбук «Школа для будущих чемпионов»
В современный период в работе с дошкольниками все чаще используется лэпбук — папка или книга, в которую собираются материалы для детей по определенной тематике. Дидактическое пособие лэпбук «Школа для будущих чемпионов» рекомендуется использовать воспитателям дошкольной организации в индивидуальной работе с детьми, детям в самостоятельной и игровой деятельности. В лэпбуке собраны материалы по темам: «Спорт», «Олимпийские игры», «Здоровье».
Лэпбук позволит разнообразить работу и повысить познавательный интерес детей. Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности для развития активности и самостоятельности детей.
Масленникова Н.Г. Первоапрельская физкультура
Праздник Первое апреля не внесен ни в один календарь знаменательных дат, но с большим успехом отмечается в России, Германии, Франции и даже на Востоке. Отличается только название: в одних странах его называют Днем смеха, в других — Днем дурака.
В детском саду «Дюймовочка», пгт Приобье, в рамках «Дня смеха, юмора и веселья» вся образовательная деятельность проходит под девизом «Улыбок много не бывает!». Весь день дети шутят, рисуют рожицы клоунов, сочиняют небылицы, поют любимые песни, соревнуются в надувании мыльных пузырей, устраивают юмористический показ мод, танцуют. Все педагоги готовят для своих воспитанников настоящий праздник смеха!
Занятие по физкультуре в этот день проходит тоже необычно!
Байрак Я.В. К вопросу о ГТО в дошкольной организации
Вопросы по укреплению и сохранению здоровья детей рассматриваются многими учеными. Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова считают, что дошкольный возраст — решающий период в формировании фундамента физического и психического здоровья. Это один из ответственных этапов жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья: умственного, нравственного и физического развития, формируется личность человека. В это время ребенок интенсивно растет и развивается, движение становится его основной потребностью. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Вести из регионов
Духина Д.С. Опыт реализации регионального компонента в физической культуре ДОО Краснодарского края
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития нравственно-патриотических чувств. ФГОС ДО рассматривает внедрение регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основа в воспитании у дошкольников гражданских чувств — накопление социального опыта жизни в своей стране. На нас, педагогов дошкольного образования, возложена важная миссия — воспитать подрастающее поколение патриотами своей страны, научить их любить Родину и гордиться ею.
Прежде всего необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой родины — того места, где они родились и живут. В нашем случае это Кубань.
Если ребенок знает историю своей станицы и края, интересуется их новостями, хочет стать частью происходящих в них событий, он вырастет настоящим патриотом не только малой родины, но и большой великой страны под названием Россия.
Современные требования к организации образовательного процесса в ДОО, с учетом региональных особенностей, вызывают необходимость создания педагогами детских садов дополнительных образовательных программ, помогающих им и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Кружки, секции
Церковная О.Е. План работы спортивной секции по обучению игре в бадминтон «Веселый воланчик»
Задачи:
знакомить детей с особенностями игры в бадминтон и полета волана (неравномерностью, изменчивостью направления полета, зависимостью от силы удара);
учить действиям с воланом и ракеткой (стоя на месте, подбивать волан, поворачивая ракетку одной и другой стороной; бить по волану, подвешенному на веревочке; бить по волану, перебрасывая его через сетку);
учить ударять по волану ракеткой справа, слева, сверху, посылать его в цель; правильно держать ракетку; перебрасывать волан ракеткой на сторону партнера без сетки, через сетку; свободно передвигаться по площадке с целью не пропустить волан;
развивать глазомер, ловкость, умение ориентироваться в пространстве;
воспитывать интерес и любовь к игре.
Книжная полка
Это интересно
Несколько фактов о развитии дошкольника: костно-мышечная система
Костно-мышечная система у дошкольников развивается неравномерно.
У детей 3—4 лет вес за год в среднем увеличивается на 1,5—2 кг, а рост — на 4—6 см. На пятом году жизни вес увеличивается на 1—1,5 кг, а рост — на 2—4 см, крепнет организм. В течение шестого года ребенок прибавляет в весе 3 кг, а в росте — 6—8 см. Пропорции тела заметно изменяются, выносливость организма повышается.
Средние данные роста (см), веса (кг), окружности грудной клетки (см)
Мальчики:
3 года — рост — 92,7, вес — 14,6, окружность грудной клетки — 52,6.
4 года — рост — 99,3, вес — 16,1, окружность грудной клетки — 53,9.
5 лет — рост — 106,5, вес — 18,1, окружность грудной клетки — 55,5.
6 лет — рост — 112,8, вес — 20,2, окружность грудной клетки — 57,6.
Девочки:
3 года — рост — 91,6, вес — 14,1, окружность грудной клетки — 52,0.
4 года — рост — 98,4, вес — 15,8, окружность грудной клетки — 53,2.
5 лет — рост — 105,4, вес — 17,7, окружность грудной клетки — 54,7.
6 лет — рост — 112,5, вес — 19,9, окружность грудной клетки — 56,6.
Развитие скелета у дошкольников еще не завершено, кости мягкие и податливые, в них преобладает хрящевая ткань, что способствует дальнейшему росту. Окостенение конечностей у детей до 7 лет происходит интенсивно, только с 5—6 лет начинается сращивание костей таза.
Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон, этому способствуют физические упражнения. Сначала у детей развиваются мышцы ног и таза, а с 6—7 лет — мышцы рук.
Нужно помнить, что из-за слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости мышц дети до 7 лет не способны к длительному их напряжению.
Источник: www.zdorovejka.ru
Несколько фактов о развитии дошкольника: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная системы
Нервная система
К 5—6 годам в головном мозге ребенка созревание нервных клеток заканчивается, его мозг по весу и внешнему виду приближается к головному мозгу взрослого человека. Однако нервная система детей еще легко возбудима и требует осторожного отношения. От длительных и непосильных нагрузок у ребенка развивается чрезмерное утомление.
Жизненный опыт ребенка расширяется, он глубже интересуется окружающим, чаще задает вопросы и охотно слушает объяснения взрослых. Увеличивается словарный запас, речь ребенка улучшается. И хотя дети 3—7 лет очень восприимчивы, но полученные навыки не сразу закрепляются и легко нарушаются. В дошкольном возрасте процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения.
Сердечно-сосудистая система
В отличие от взрослых кровеносные сосуды детей значительно шире, кровь циркулирует по ним свободно, скорость кровообращения выше, что позволяет легко удовлетворять повышенную потребность в снабжении кровью тканей детского организма. У детей 3—7 лет среднее артериальное давление составляет 73—76 мм рт. ст. Пульс зависит от возраста ребенка: чем меньше возраст, тем выше частота сердечных сокращений. В 3—4 года пульс равен 100—110 уд./мин, в 5—6 лет — 90—100. При физической нагрузке сердечная мышца ребенка быстро утомляется и легко нарушается ритм ее сокращений, но при смене деятельности сердце быстро успокаивается.
Дыхательная система
До 7 лет легочная ткань еще не полностью развита. Легочные и носовые ходы узкие, это затрудняет поступление воздуха в легкие. Диафрагма стоит высоко и во время дыхания ограничивает колебания грудной клетки. Дыхание ребенка более поверхностно, чем у взрослых. За счет частоты дыхания удовлетворяется высокая потребность организма в кислороде. Однако поверхностное дыхание ухудшает вентиляцию легких и вызывает небольшой застой воздуха в них. Поэтому физическими упражнениями важно заниматься преимущественно на свежем воздухе, также следует научить ребенка правильному дыханию. Во время бега и прыжков дыхание должно быть глубоким.
Источник: www.zdorovejka.ru
Несколько фактов о развитии дошкольников: движения
Движения детей 3—4 лет значительно отличаются от движений 5—6-летних. При ходьбе и беге у младших дошкольников нет четкости движений, они теряют равновесие и часто падают, темп движений неравномерный, при беге — шаг мелкий, семенящий. Многие дети при беге опираются на всю ступню и плохо отталкиваются от земли. В 3—4 года дети еще не могут прыгать в высоту через препятствия, даже на 5—10 см от пола, не умеют прыгать на одной ноге.
Дети младшего дошкольного возраста играют с мячом охотно, но их глазомер развит слабо, движения недостаточно согласованны, поэтому им трудно попадать мячом в цель, ловить мяч и далеко его забрасывать.
От однообразных движений младшие дошкольники быстро устают, отвлекаются, их внимание неустойчиво.
Более координированными движения становятся к 4—5 годам. Дошкольникам становятся доступны различные прыжки, они перепрыгивают через небольшие препятствия, лучше бросают и ловят мяч. Но им еще трудно бросать мяч на дальность и попадать в цель, поскольку глазомер и мышцы развиты недостаточно.
В 6 лет дети легко и ритмично бегают, прыгают в длину и высоту, на одной ноге.
Источник: www.zdorovejka.ru
Вести из Сети
Как подписаться
Анонс
Приобрести печатную версию журнала в интернет-магазине
Возможно срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.
Для того чтобы просматривать электронную версию журнала, Вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.
Ознакомиться с предложениями Вы можете на странице "Электронные подписки"