Селивонюк И.И.,
заведующий;
Сотникова О.И.,
старший воспитатель;
Башманова Л.П.,
учитель-логопед;
Тимонова Л.А.,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 41 «Семицветик»,
г. Старый Оскол Белгородской обл.
Введение ФГОС ДО позволяет обеспечить для каждого ребенка равенство возможностей в получении дошкольного образования. Самоценность данного этапа предусматривает учет индивидуальной траектории развития дошкольника, поэтому к моменту его поступления в школу уровень подготовленности также индивидуален: кто-то готов на 100%, а кому-то требуется дополнительное время или поддержка и помощь взрослого.
Как же помочь будущему первокласснику уверенно войти в школьную жизнь? Переход ребенка из детского сада в школу — большой стресс для его неустойчивой психики: он попадает в совершенно неизведанную обстановку, с новыми непривычными правилами и условиями, меняется не только режим, но и вид деятельности — вместо игровой — учебная. Нет привычно опекающего воспитателя, появляются самостоятельность и ответственность за себя, свое поведение. В жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания, боґльшая часть которых связана с поведенческими проявлениями — «не шалить», «не бегать», «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально выработанные нормы и правила. Все это и составляет содержание произвольности поведения первоклассника.
На основании ежегодно проводимого в дошкольном образовательном учреждении психодиагностического обследования готовности детей подготовительных групп к школьному обучению наблюдается наиболее высокий уровень в интеллектуальной готовности, который составляет 87—89%. Дошкольники имеют достаточный уровень развития наблюдательности, воображения, наглядно-образного мышления, дифференцированности восприятия, памяти, тонкой моторики.
Однако в речевой подготовленности отмечается несовершенность грамматического строя речи, наблюдаются бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушение последовательности изложения, отсутствие художественно-стилистических элементов. Встречаются единичные нарушения структуры предложения. Присутствуют и дефекты в звукопроизношении.
Сформированную мотивационную готовность, т.е. новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне, имеют 69% детей.
Наиболее низкие показатели готовности старших дошкольников к школьному обучению наблюдаются в социальной сфере, т.е. у воспитанников не сформированы качества личности, позволяющие общаться с одноклассниками и учителями, успешно адаптироваться к новым социальным условиям.
Преемственность между детским садом и школой предполагает обеспечение мягкого, плавного перехода дошкольника из одной среды в другую. Полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка не нарушится только в том случае, если он заранее познакомится со школой, общественной жизнью учеников, приобретет старших товарищей и друзей.
Процесс преемственности носит двусторонний характер, требует согласованных усилий как со стороны ДОО, так и со стороны школы.
Именно с этой целью на базе детского сада совместно со школой в 2013/14 уч. г. организован центр «Содружество» по социальной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Чем же занимаются дети в центре? Пока еще играют, но не в куклы и машинки, а в специально подготовленные «умные» игры. В процессе игры у будущих дошкольников корректируется речь, развиваются логическое мышление, память, воображение.
Программа составлена совместно педагогами детского сада и школы на основе известных методик: Т.В. Ананьевой «Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» [1], Г.В. Чиркиной «Программы дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» [2] и содержит в себе три основных блока: логопедический, психологический, педагогический, в каждом из которых стоят свои определенная цель и задачи. Педагогический блок имеет подчиненное значение, потому что составлен по заданию учителя-логопеда или педагога-психолога (см. приложение). Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной к школе группы.
Деятельность центра организована следующим образом: в течение 3,5 мес., начиная с 1 октября, один раз в неделю с подгруппой детей в игровой форме занимаются учитель-логопед, затем воспитатель по заданию учителя-логопеда или педагога-психолога; психолого-коррекционные игры организует педагог-психолог. Длительность одного занятия — 25 мин, в общей сложности дошкольники заняты 1,5 ч. Затем в течение 3,5 мес. к работе подключаются учителя и специалисты школы, сначала они занимаются в стенах детского сада, после этого занятия организуются в школе.
Воспитанники детского сада активно, с увлечением выполняют сложные поисковые и совместные задания, четко следуют указаниям учителя. Продуктивность учебной деятельности неукоснительно растет. В каждом ребенке появляются уверенность и желание учиться в школе.
Деятельность центра позволяет обеспечить постепенный, плавный переход дошкольников из привычной обстановки детского сада в новые условия школы. При этом сопровождение, игровая деятельность с воспитателями незаметно для ребенка приобретает новый смысл с педагогами школы. На завершающем этапе курса дети «подтягиваются» до уровня успешного выпускника детского сада.
Современное состояние сетевого взаимодействия способствует реализации совершенно несложного в исполнении проекта, главное — желание педагогов детского сада и школы создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Приложение
Календарно-тематический план
Тема |
Количество |
1 |
2 |
Психологическое сопровождение |
|
Знакомьтесь — это Я! |
1 |
Знакомство. |
— // — |
Хорошее настроение. |
1 |
Наши чувства. |
— // — |
Я и мое имя |
— // — |
Я — сам и Я — другие |
— // — |
Мой друг. |
— // — |
Мое настроение. |
— // — |
Радость. |
— // — |
Я фантазер |
— // — |
То, что я чувствую |
— // — |
Веселое настроение. |
— // — |
Злость. |
— // — |
Грусть. |
— // — |
Мои эмоции |
— // — |
То, что меня окружает |
— // — |
Школьные правила. |
— // — |
Развиваем воображение. |
— // — |
Ознакомление с алфавитом |
— // — |
Мои любимые занятия |
— // — |
Обида. |
— // — |
Автопортрет. |
— // — |
Четвертый лишний |
— // — |
Мы все разные, мы все удивительные |
— // — |
Какой я хороший. |
— // — |
Что у нас разного и что у нас общего |
— // — |
Давайте жить дружно! |
— // — |
Что мы знаем друг о друге?. |
— // — |
Дружба |
— // — |
Смотрите, что я умею! |
— // — |
Что я умею. |
— // — |
Букет первоклассника |
— // — |
Логопедическое сопровождение |
|
Наша речь. Правила речи. Виды речи |
1 |
Звуки. Их артикуляция |
— // — |
Гласные и согласные. Их артикуляция |
— // — |
Узнавание гласных звуков в начале и середине слова |
— // — |
Вычленение согласных в слове |
— // — |
Звуковой анализ слова |
— // — |
Временные понятия: утро, вечер, вчера, сегодня |
— // — |
Временные представления о человеческом возрасте. Работа по картине «Семья» |
— // — |
Пространственные понятия. Схема тела и направлений |
— // — |
Слова, обозначающие: |
|
— признаки предмета; |
— // — |
— действия предмета |
— // — |
Образование слов при помощи: |
|
— суффиксов |
— // — |
Предложения, связь слов в предложении |
— // — |
Составление предложений: |
|
— опорным картинкам; |
— // — |
— заданному слову; |
— // — |
— опорным словам |
— // — |
Последовательный пересказ: |
|
— по картине; |
— // — |
— серии сюжетных картинок |
— // — |
Рассказ-описание. Описание предметов по картинкам |
2 |
Итого |
24 |
Литература
1. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. СПб., 2011.
2. Чиркина Г.В. Программы дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. М., 2009.