Осыка Р.Н.,
педагог-психолог КГБОУ «Центр образования “Эврика”», г. Петропавловск-Камчатский
В последнее время в психолого-педагогической практике работы ДОО складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе — психолого-педагогическое сопровождение.
Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в до¬школьном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии, способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальных классах.
В КГБОУ «Центр образования “Эврика”» психолого-педагогическое сопровождение детей начинается с момента поступления ребенка на дошкольное отделение. Все дети младших групп с октября по апрель посещают занятия с психологом по модифицированной программе «Давай поиграем!» (разработанной на основе пособия А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2—4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению») и «Давай поиграем! (авт.-сост. И.А. Пазухина). Программа имеет профилактически-развивающую направленность и состоит из двух частей, каждая из которых имеет свою цель:
— помощь детям в адаптации к условиям ДОО;
— введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений с формированием мотива, коммуникативного намерения и потребности в общении.
Все занятия проходят в игровой форме, непринужденной обстановке. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться между собой, познают мир эмоций и учатся выражать их не только словами, но мимикой и жестами.
Одним из шагов сопровождения образовательного процесса стало использование в нашем учреждении психолого-медико-педагогического консилиума (далее — ПМПк), в состав которого входят: руководитель до¬школьного отделения, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник, педагоги. Консилиумы планируются в начале учебного года и проводятся в соответствии с планом. Ежегодно в октябре проходит заседание ПМПк, на котором обсуждаются вопросы прохождения адаптации детей младшей группы к условиям пребывания в детском саду, выявляются проблемы и оговаривается, какого рода помощь требуется ребенку или группе детей, какую развивающую работу желательно осуществлять.
В средней группе педагог-психолог обследует детей с целью выявления уровня развития познавательных процессов, трудностей в обучении и развитии. Логопед изучает уровень развития связной речи, фонематического слуха, звукопроизношения и лексико-грамматических категорий в соответствии с возраст¬ными нормами. На заседании ПМПк определяются направления работы с детьми, у которых наблюдается отставание в развитии и усвоении программного материала. На данном этапе реализуются профилактические мероприятия, осуществляется консультативная и просветительская работа педагогов и родителей.
Процедура определения психологической готовности ребенка к школе может быть различной. В нашем учреждении первичное обследование проходит с конца сентября — в октябре, когда дети после летнего отдыха уже привыкли к режиму дня и распорядку детского сада. Полученные результаты обсуждаются на заседании ПМПк и позволяют выбрать необходимое направление коррекционно-развивающей работы. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце года (апрель — май) позволяют судить об индивидуальном развитии каждого ребенка.
После диагностики формируются группы детей для коррекционно-развивающей работы в виде специально организованных занятий, цель которых — создание условий для повышения общего уровня психологической готовности к школьному обучению. Занятия проводятся по модифицированным программам «На пороге школы» (разработанной на основе пособий И.Л. Арцишевской «Психологический тренинг для будущих первоклассников», Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной к школе группе») и «Школа внимания» (разработанной на основе пособия Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина).
Большинство детей, посещающих дошкольное отделение «Центра образования “Эврика”», поступают на школьное отделение. В практике нашего учреждения сложились продуктивные формы сотрудничества до¬школьного отделения и начальной школы полного дня по подготовке детей к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия между воспитателями и учителями, как взаимное ознакомление с программой, методами и формами работы, посещение уроков и занятий, тематические беседы о возрастных особенностях развития детей. Наши старшие дошкольники посещают классы, где им предстоит учиться. Учителя проводят уроки для будущих первоклассников. Такие формы работы ориентированы на обеспечение естественного перехода до¬школьника из детского сада в школу.
Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся школы. Дошкольное и школьное отделения организуют различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и учащиеся. Такие встречи развивают любо-знательность, усиливают интерес детей к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, свободного общения, а школьники — проявляют заботу о младших товарищах.
Мероприятия предполагают участие в праздниках, в культурных и спортивных встречах, посещение выставок школьных работ, совместные проекты. Школьное отделение организует показ кукольного театра для детей, концерты, изготовление игрушек и др. Все это способствует снижению тревожности и напряжения у будущих первоклассников, налаживанию контактов во взаимоотношениях с учителем и сверстниками.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия только с ребенком, но требует организации работы с родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Многие папы и мамы, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовыми к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка.
Достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Заботливые родители начинают водить детей на дополнительные занятия, где дети учатся писать, читать, считать. Им сложно понять, что умение читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками.
В КГБОУ «Центр образования “Эврика”» психолого-педагогическое сопровождение родителей начинается не в послед¬ний предшкольный год, а за два-три года перед поступлением ребенка в первый класс. Цель данного процесса — развитие готовности родителей к школьному обучению их детей. В ходе сопровождения мы решаем следующие задачи:
— подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка — школьника;
— повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей;
— способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
Для достижения поставленных задач разработаны и проводятся встречи с родителями, где обсуждается теоретический материал, рассматриваются и решаются проблемные ситуации. В ходе встреч родители знакомятся с результатами обследования детей, им даются индивидуальные и групповые консультации «Как и во что играть с ребенком дома», «Развиваем память и внимание детей», «Учимся мыслить», «Как развить речь ребенка» и др. На встречу с родителями приглашаются учитель-логопед, социальный педагог, врач, учителя, работающие в нашем учреждении, и воспитатели групп продленного дня. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы у любого специалиста.
На одной из встреч «Скоро в школу» мы знакомим родителей с понятием «психологическая и педагогическая готовность к школе», обсуждаем, чем они отличаются и почему так важны. В ходе встречи внимание родителей обращается на важность мотивационной стороны готовности.
На другой встрече «Волевая готовность» мы объясняем, что входит в понятие «волевая готовность», родители приходят к решению, что воля начинает формироваться с детства и это важный компонент готовности к школе. Ребенок, у которого слабо развита волевая составляющая, не может долго и сосредоточенно работать, бросает начатое дело, не закончив его, не может себя организовать.
Дети закончили детский сад, 1 сентября пришли в школу, а психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей продолжается. Обсуждаются такие темы, как: «Адаптация к школе», «Как помочь первокласснику справиться с трудностями?», «Нужна ли помощь родителей в приготовлении уроков» и др.
Главное условие решения поставленных задач психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников и их родителей — совместная работа воспитателей, специалистов дошкольного отделения и начальной школы, а также родителей, их заинтересованность в школьных успехах детей.