Матасова И.Л.,
канд. психол. наук, доцент, и.о. заведующего кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы СИПКРО, го Самара
Любому человеку присуще чувство страха. Тревога, беспокойство, страх относятся к разряду эмоциональных проявлений в жизни человека, встречающихся так же часто, как и восхищение, радость, гнев, печаль и удивление. Большинство страхов чаще всего обусловлены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи — обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание, полезен, когда выполняет свои функции. Если же детские страхи болезненно переживаемы или сохраняются как устойчивое эмоциональное состояние длительное время, это служит признаком неблагополучия. Такая ситуация также может говорить о нервной ослабленности ребенка, неконструктивном взаимодействии ребенка и родителей, некомпетентности в отношении знания взрослыми психических и возрастных особенностей детей, присутствии страхов у самих родителей, комплексов и в прошлом конфликт¬ных отношений в семье.
В ноябре 2011 г. было проведено исследование, которое позволило установить ряд интересных фактов, а именно: тип детско-родительских отношений оказывает влияние на характер страхов, формирующихся у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее встречаемые: страхи войны, незнакомых людей и нападения. Наибольшее количество страхов формируется в семьях с типом детско-родительских отношений «симбиоз». Также число страхов больше возрастной нормы появляется в семьях с типом «маленький неудачник».
В ходе исследования также было выявлено, что в определенном типе детско-родительских отношений складываются конкретные страхи.
В дошкольном возрасте целесообразно использовать в качестве средства профилактики арт-терапевтические подходы. Все это позволило разработать программу профилактики дет¬ских страхов, которую можно реализовать в рамках ДОУ с привлечением не только детей, но и родителей. Программа может содержать несколько блоков.
Первый блок. Универсальные упражнения, направленные на профилактику самых «популярных» страхов: темноты, замкнутого пространства, остаться одному, животных и т.д.: «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки» и др. Также могут быть предложены игры.
Лохматый пес
Игра направлена на преодоление внезапного воздействия, боязни животных, неожиданных ситуаций, неуверенности в себе. В нее можно вовлекать детей, начиная с 1 года. Одному из детей предлагается роль «пса». Ребенок усаживается на стул. Остальные дети медленно подходят к нему как можно ближе с определенными словами.
Мы охотимся на льва
Игра направлена на преодоление боязни животных, воды, страха воздействия неожиданных ситуаций, робости и др.
Второй блок. Упражнения, направленные на улучшение коммуникативных возможностей (общение ребенка и взрослого). В этом блоке могут использоваться элементы драмотерапии, совместные подвижные игры с родителями, элементы песочной терапии.
Нить повествования
Игра представляет собой совместную деятельность со взрослыми. Поскольку монолог у детей развит хуже, чем диалоговая речь, они рады включению в контекст игры других участников (например родителей) с целью составления общего рассказа. В этой игре ребенок получает возможность говорить о своих страхах и невысказанных переживаниях, оставаясь в безопасности, не переживая этой ситуации в реальности. Взрослый имеет совершенную свободу для творчества и может изменить сюжет в нужную сторону, давая тем самым косвенную поддержку ребенку, показывая, что верит в его силы. Взрослый в этой ситуации дает понять ребенку, что могут возникнуть ситуации, с которыми ребенок обязательно справится, покажет, на что на самом деле он способен. Правила: берется клубок толстых ниток. Взрослый придумывает начало рассказа, например, о мальчике Саше, который чего-то боялся. После слов «А боялся он... …» клубочек передается ребенку, при этом взрослый оставляет в своей руке конец нитки. Ребенок должен самостоятельно продолжить историю и наделить Сашу какими-то страхами. В большинстве случаев это будут страхи, которые малыш давно пережил или переживает. Когда первый ребенок выскажет несколько фраз в контексте рассказа, клубок передается следующему. Участник, держащий в руках клубок, должен связно продолжить общую историю, разворачивая сюжет в интересном для него ракурсе. Если рассказ затягивается, стоит постараться подвести его к концу. Желательно, чтобы завершение рассказа было счастливым. Если этого сделать не удается, нужно пообещать ребенку продолжить придумывание историй о Саше в следующий раз.
Кинопробы
Универсальная игра, направленная на преодоление многих страхов. Ребенку следует помочь представить, что он — будущий актер и пробует свои силы в качестве киногероя. Сценарист (родитель или воспитатель) знакомит его с сюжетом будущего фильма. Помимо одного ребенка могут принимать участие другие дети и взрослые либо можно воспользоваться куклами или какими-либо игрушками. В выстраивании сюжета ребенку и взрослому придется проявить творческий подход. В основу ситуации должна лечь история, действительно бывшая в жизни ребенка и вызывавшая у него страх. Также это могут быть события, которые не являются реальными для ребенка, но тем не менее он их опасается. Можно придумать много бытовых историй, чтобы смоделировать возможность вместе с ребенком бороться с реальными страхами. С помощью этой игры можно решить проблему, поскольку, исполняя определенную роль в придуманной сценке, ребенок выстраивает определенную стратегию поведения, которую может использовать при необходимости в сложной ситуации. Другими словами, если вдруг он действительно окажется в похожей ситуации, ему проще будет выстраивать линию поведения так, как он уже это однажды делал, несмотря на то что ситуация была игровой.
Третий блок. Адресная профилактика страхов в конкретном типе детско-родительских отношений. В этой ситуации в играх и упражнениях участвуют дети вместе с родителями. При их проведении можно создать микрогруппы с учетом детско-родительского взаимодействия. Это поможет более глубоко проработать детские страхи, складывающиеся в конкретном типе дет¬ско-родительских отношений. Такой подход позволяет отработать, закрепить и усилить достигнутые результаты в направлении как профилактики, так и в преодолении реально существующих страхов.
Проникновение
и выход из круга
Игра помогает устранить страх замкнутого пространства. Круг образуется взрослыми и детьми при помощи сцепленных рук. Все закрывают глаза и говорят, что никто не может проникнуть в их царство-государство незамеченным. Особенно трудна эта задача для смелых и ловких мальчиков и девочек. Играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются незаметно проскользнуть в него через одну из пар. Охрана должна быть начеку и быстро реагировать на «нарушение границы» в ситуации возможного проникновения. Они должны приседать и опускать руки вниз, заслышав любой подозрительный шум, и реагировать на случайное прикосновение. Однако если цель достигнута, и ребенок (или взрослый) оказывается в центре круга, ему необходимо хлопнуть в ладоши. В этом случае все открывают глаза и обнаруживают проникшего в их охраняемое царство. Теперь задача — незаметно покинуть круг, и ребенок, которому удается очутиться вне круга, радостно хлопает в ладоши. Все участвующие в игре опять широко открывают глаза, удивляются и отмечают ловкость и храбрость того, кто решился и справился с такой непростой задачей. После того как роль «нарушителя» примерят на себя все дети и взрослые, игра повторяется. Во второй раз задача усложняется — игра повторяется при движущемся круге.
Существуют и другие игры, направленные на преодоление страха замкнутого пространства: «Сжатие», «Пролезание» (через ряд стульев или столов), «Коридор», «Автобус».
Следующий вид игр — подвижные, к ним относятся футбол, регби. В них играют, как правило, две команды — дети и родители. Функцию ворот выполняют два стула или предмета. Если число играющих достаточно велико, ворота защищают вратари. Если такой возможности нет, ответственность за ворота ложится на всю команду. Отличие регби от футбола в допустимости бросков руками, захватов и неизбежной «кучи малы». Другие атрибуты игры (свисток судьи, штрафные удары, удаление с поля) не столь важны, в отличие от шутливого использования угроз по отношению к сопернику. Угрозы взрослого ребенку могут быть следующего плана: «ну-ка положи», «не трогай», «зачем взял?», «не мешай», «отдай по-хорошему», «не попадайся лучше», «отойди», «я что сказал», «отступай, пока не поздно», «ты почему не слушаешься?» и т.д.; на накопившийся отрицательный эмоциональный заряд родительских угроз можно безболезненно отреагировать в условиях игровой ситуации, причем как со стороны родителей, так и со стороны детей. Футбол и регби эффективны в плане преодоления страхов внезапного воздействия, боли. Также детям могут быть предложены игры, которые развивают ловкость, быстроту, координацию, согласованность действий и попутно устраняют боязнь глубины и высоты.
Кочки
Игра направлена на преодоление боязни глубины и чудовищ, живущих, например, в болоте.
На расстоянии одного шага (ребенка) расставляются стулья, развернутые в разные стороны. Вместе они образуют одну прямую или изгибающуюся змейкой линию. Сами стулья символизируют камни, выступающие из воды. Задача состоит в том, что ребенок должен, продвигаясь по кочкам (стульям), перебраться через болото. Тот, кто оступается, попадает в воду. Тем не менее на этом игра для оступившегося не заканчивается — он должен подняться и продолжать путь, чтобы в конечном итоге достигнуть цели — перейти на другой берег. После успешного прохода в первый раз в следующей серии игры расстояние между стульями увеличивается, чтобы перепрыгнуть с одной кочки на другую. Взрослые и остальные дети в момент прохождения игроком болота стоят по обе стороны стульев и всячески нагнетают, драматизируют ситуацию. Их реплики могут быть следующими: «зря это», «все равно не получится», «обязательно свалишься», «лучше вернуться, пока не поздно» и т.п. Другими словами, родители в этой ситуации выражают открытое недоверие, которое в данном случае стимулирует активность ребенка.
После этого все участники игры встают по обе стороны стульев на четвереньки и пугают игрока. Они могут внезапно вскакивать, махать руками, издавать угрожающие звуки, но не имеют права дотрагиваться до ребенка руками.
В третий раз путь становится еще более трудным — нужно идти не только по стульям, но и там, где они отсутствуют. Для этого следует идти по спинам взрослых. Четвертая попытка вообще осуществляется без стульев — только по спинам. И, наконец, — самый сложный маршрут: нужно преодолеть путь по слегка качающимся спинам взрослых. Тот, кто успешно прошел маршрут, получает приз, похвалу.
Восхождение
Игра направлена на устранение боязни высоты. Самый высокий взрослый встает впереди, а остальные, прислонившись и крепко обхватив друг друга руками, стоят за ним, наклонив голову вбок, так же как при игре «чехарда». В этом случае получается как бы лесенка со ступеньками, по которым взбирается ребенок, пока не очутится на «вершине» — плечах взрослого, стоящего в самом начале. Можно также предложить ребенку встать в полный рост (при поддержке за ноги) и, подняв руки, дотронуться до «неба» — абажура лампы или потолка. При удачном завершении задания все кричат «ура!», и ребенок спрыгивает вниз на руки страхующего взрослого. После этого его качают, как героя, подбрасывая вверх, что окончательно устраняет страх высоты.
В дальнейшем восхождение совершается в более сложных условиях — на пути могут встречаться ущелья (стоящие приседают) или скалы (стоящие поднимаются). Также внезапно может начаться землетрясение (в этом случае взрослые качаются из стороны в сторону). В этой ситуации ребенок должен не растеряться и продолжить путь, несмотря на то что ему придется ползти по спинам, преодолевая опасности.
Таким образом, психологический механизм устранения страха в этом случае заключается в изменении ролей: не боящийся практически ничего в жизни взрослый и ребенок, испытывающий страхи, в условиях игровой ситуации меняются ролями. Дополнительный психологический эффект дает возможность эмоционально отреагировать на состояния, которые зачастую в реальной жизни приходится сдерживать.
Четвертый блок. Игры, направленные на снижение страха войны, привидения в типе «симбиоз», незнакомых людей в типе «маленький неудачник», войны в типе «кооперация», инопланетян в типе «авторитарная гиперсоциализация». Прорабатывая эти страхи, можно использовать песочную терапию, а именно задавать сюжеты, конкретизирующие определенный страх, например «Город привидений». В этом случае ребенку говорится, что они попали в веселый город с привидениями, и дети строят его из песка, изначально воспринимая привидения не как что-то страшное, а как элемент развлечения. Аналогично можно поступить и с другими, наиболее часто встречающимися страхами.
Представленные упражнения могут реализоваться как в рамках общей программы, так и в отдельных профилактических занятиях, но стоит отметить, что комплекс¬ный подход в психологии дает наибольший эффект. Поэтому целесообразнее выстраивать профилактику в системе, а не эпизодически. В комплексную реализацию целесообразно включить информационные тренинговые мероприятия для родителей. Ознакомление с теорией страхов может быть предложено на родительских собраниях, куда можно пригласить таких специалистов, как психолог или психотерапевт, для более глубокой проработки тематики.
В качестве тренинга можно предложить консультацию-практикум «Не бойся, я с тобой, или Кое-что о детских страхах» для родителей детей 3—7 лет.
Цель тренинга: повысить психологическую компетенцию родителей по вопросам профилактики детских страхов в до¬школьном возрасте.
Задачи:
— знакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинами, последствиями;
— отработать на практике приемы снятия страхов;
— стимулировать желание и интерес к сотрудничеству с психологом;
— оптимизировать детско-родительские отношения.
Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи всем его участникам.
Литература
Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей. Тренинг. М., 2005.
Аршавский И.А. Влияние психологических проблем современных семейных взаимоотношений на механизмы развития личности ребенка. СПб., 1995.
Богданова О.С., Петрова В.И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М., 1972.
Гарбузов В.И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. СПб., 1998.
Джайнот Х.Д. Родители и дети (некоторые причины страха у детей). М., 2000.
Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. М., 2005.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2007.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 2000.
Хованская И.А. Взаимосвязь страхов ребенка с особенностями семейных отношений // Сб. тр. Х Междунар. науч.-практ. конф. в г. Самаре «Здоровое поколение — международные ориентиры ХХI века». Самара, 2012.