Ерофеева Т.И.,
канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», Москва
Впервые в истории Российской Федерации дошкольное образование стало официально признанным уровнем непрерывного общего образования. Процессы стандартизации дошкольного образования — важный поворотный момент в системе образования.
Нормативный статус Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования закреплен приказом министра образования и науки на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Все предшествующие документы: концепции, положения, письма — не имели такого статуса. Он определяет правовое положение участников отношений в сфере образования и подчеркивает обязательность их выполнения.
Как известно, ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей:
— повышение социального статуса дошкольного образования;
— обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
— сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт, с одной стороны, предоставляет свободу дошкольным работникам в создании образовательной программы для своего детского сада, определении объема содержания образования, наполнении ее вариативной части и др.; с другой — вместе с этим определяет и границы ответственности в выполнении разработанной образовательной программы и в создании условий для ее реализации.
В выступлении на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, прошедшем в 2013 г. в Москве, академик РАО, действительный член Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС ДО: становление и развитие личности ребенка. В качестве приоритетной задачи стандарт ставит следующую: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько “приохотить” его к учебе на протяжении всей жизни. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста».
Идеология стандарта — «детоцентризм» (А.Г. Асмолов) идеология развития, поддержание разнообразия дошкольного детства. Следует подчеркнуть, что в современных социокультурных условиях не теряют актуальности идеи Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, выступающие стержнем всей идеологии перестаивающегося образования.
Акценты делаются:
— на приоритеты развития личности, раскрытие ее потенциала;
— поддержание способности ребенка к саморазвитию, самоактуализации, самореализации;
— сохранение разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Интенсивное обновление нормативной базы последних лет ориентирует на реализацию культурологической парадигмы в воспитании ребенка дошкольного возраста. Методологически важным в связи с этим становится то, что в процессе взаимодействия со взрослым ребенок должен располагать необходимыми степенями свободы как в проявлении сложившихся качеств, так и в постижении новых возможностей развития.
«Настоящее учение — это постоянное самообновление, со временем приобретающее все более осмысленный и осознанный характер... Знания — только инструмент всей этой непростой работы. Умение учиться, по большому счету, совпадает с умением мыслить», отмечает В.Т. Кудрявцев [2].
Смысл и значение такого образования состоит не в ускорении развития, а в его обогащении, максимальном использовании всех возможностей детских видов деятельности, в которых ребенок наиболее успешен. Именно дошкольный этап жизни дает эти возможности.
Амплификация — обогащение развития всех видов детской деятельности — теоретическое положение А.В. Запорожца, высказанное в 70-е гг. прошлого столетия, не потеряли актуальности для современного дошкольного образования.
Именно такая трактовка позволит преодолеть чисто прагматический, рецептурный подход к организации педагогической работы в ДОО и увидеть смысл педагогической деятельности в развитии личности дошкольника, становлении ребенка в качестве субъекта образовательного процесса, свободного в выборе деятельности, ее содержания, объема, партнера. Как подчеркивает В.Т. Кудрявцев, наполненная дошкольная жизнь в ее специфических, а не привнесенных из других возрастов формах, становится залогом успехов с самой длительной отдачей.
Необходимо формировать игровое детское сообщество, создающее условия для развития и саморазвития ребенка, которому предоставляется свобода выбора и одновременно возможность управлять своим выбором в соответствии с принятыми нормами жизни в коллективе. По выражению В.Т. Кудрявцева, «она создает глубинную и предельно широкую основу для любого учения» [2].
Впервые во ФГОС ДО подчеркивается, что родители, семья являются участниками образовательных отношений. Обязательным компонентом образовательной программы дошкольного образования должны стать, говорится в Стандарте, характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Родители знакомятся с программой, с ними согласовывают проведение собеседований и обследований детей, изменение индивидуальной образовательной тактики.
Однако педагогическое взаимодействие должно идти не только в одном направлении (от детского сада к родителям), а навстречу этому движению: от родителей к детскому саду.
Это означает, что родители в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО тоже должны предоставлять необходимые условия для гармоничного развития ребенка в семье. Создавать не статичную, а динамичную разнообразную предметно-развивающую среду, обогащенную образовательную атмосферу для познавательного и личностного развития ребенка. Насколько готовы родители к этой серьезной работе? Именно в этом взаимодействие участников образовательных отношений и поможет родителям в решении такого важного вопроса.
Несмотря на то что современные родители в большинстве случаев стремятся к самообразованию, их психолого-педагогическая культура формируется в основном стихийно, под влиянием случайных сведений из средств массовой информации, создавая иллюзию психологической грамотности. В соответствии с ФГОС ДО необходимо создавать установку педагогов на работу с родителями как с единомышленниками, заботиться о построении как психологических, так и технологических условий для осуществления взаимодействия, учитывать запросы различных семей, создавать в детском саду обстановку доверия и сотрудничества.
Результаты образовательной программы представлены в Стандарте как целевые ориентиры. А.Г. Асмолов сказал: «Нет ничего более страшного, чем оценивать ребенка. Ребенка надо ценить, а не оценивать» [1].
Поэтому в Стандарте оцениваются условия, образовательный процесс, который создан для социокультурного разнообразия мира детства. Нужен культурный календарь — педагог должен знать, чем и как живет ребенок, что его заботит. Для этого методики работы с детьми должны принципиально измениться, чтобы обеспечить реализацию комплексного подхода в развитии личности, поддержке субъектной позиции детей в различных видах деятельности.
В соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования устанавливается переходный период до 1 января 2016 г., позволяющий дошкольным образовательным организациям не только подготовить необходимую программно-методическую документацию, но и создать условия для реализации целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим возникает интерес к тому, как ориентированы практические работники в вопросах требований к проектированию условий для организации образовательной деятельности в ДОО.
У педагога дошкольного образования должны быть сформированы представления о современных требованиях к целям, содержанию, результатам, технологиям дошкольного образования. Анализ трудностей при планировании и реализации основных аспектов образовательной работы в соответствии с введением ФГОС ДО, проведенный факультетом дошкольной педагогики и психологии МПГУ, показал:
— «растерянность» методической службы разных уровней;
— неготовность педагогов отказаться от организованных форм образовательной работы, тяготение к учебно-дисциплинарной модели;
— недостаточную подготовленность самих педагогов и/или нежелание воспитателей (особенно с большим стажем работы) принимать перемены и перестаивать свою работу в соответствии с новыми требованиями, преодолевать сложившиеся ранее стереотипы;
— непонимание необходимости перемен;
— растерянность практических работников в связи с отсутствием реестра программ, соответствующих ФГОС ДО;
— опасение возврата к единой примерной программе (хотя в Стандарте говорится о вариативности программ).
Педагоги ожидают неприятие родителями основных положений Стандарта, с их точки зрения, снижающие уровень подготовки детей к школе. Однако во ФГОС ДО прописана ориентировка на развитие мотивационной готовности к обучению, формирование любознательности, ответственности, самостоятельности, коммуникативных навыков, что позволяет ребенку осуществить безболезненный переход на уровень школьного образования.
Вместе с этим новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства.
Во-вторых, закладывается создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процессе.
В-третьих, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
В-четвертых, изменения повлекут за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и результатах.
В-пятых, изменение педагогического взаимодействия в системе «ребенок — взрослые — сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.
Фактически система дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО будет выстраивать свою деятельность с учетом смены образовательной парадигмы, стратегии модернизации образования, перспективных идей вариативного дошкольного образования, инновационных подходов к его содержанию и технологиям, расширению института семейного воспитания.
Литература
1. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — Стандарт развития. Выступления на Всероссийском съезде работников дошкольного образования. М., 2013.
2. Кудрявцев В.Т. Образование: в ожидании неожиданного // Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб. № 1. М., 2014.