Павлова Е.Ю.,
старший воспитатель МДОУ д/с № 210 «Пушинка»,
г. Ярославль
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В постсоветском обществе искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рост агрессивности и жестокости неизбежно провоцирует высокий уровень детской преступности. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Насаждаемая вседозволенность разрушает институт семьи, формирует у детей внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Канули в прошлое идеологически значимые праздники, детские и юношеские общественно-политические организации; культивируется негативная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием и социальным расслоением; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к истории России. Поэтому на современном этапе особенно актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Патриотическое воспитание в детском саду — процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования чувства любви к Родине, привязанности к своей культуре, народу, прошлому. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с уважением, вниманием и интересом относиться к истории и культуре других народов. Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к малой родине — родному краю, городу, в котором живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранить и приумножать богатства своей страны.
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя ряд задач:
— воспитывать любовь и привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
— уважение к людям разных профессий и результатам их труда;
— эстетически нравственные нормы поведения;
— формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
— элементарные знания о правах человека;
— толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
— развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям;
— чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
— расширять представления о родной стране, ее столице, городах;
— знакомить с государственной символикой: гербом, флагом, гимном, историческим прошлым России.
Основные принципы реализации системы работы по патриотическому воспитанию:
— систематичность и последовательность (от близкого к далекому, от малого к великому);
— скоординированная целена¬правленная работа всех участ¬ников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги);
— использование национальных, семейных традиций;
— форм и методов работы с учетом возрастных и индивидуальных характеристик;
— взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач: эстетического и нравственного воспитания (слушание и разучивание стихов, песен о Родине, подвигах, труде людей, природе; развитие творчества через наблюдение за окружающим миром); физического воспитания (развитие силы, смелости, ловкости через спортивные, народные, подвижные игры).
Приобщение детей к труду с общественной мотивацией — желание сделать что-то для друга, воспитателя, группы, детского сада. Взрослые должны следить за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному труду, природе. Помогут в этом специальные беседы, чтение художественной литературы, практическая деятельность (работа на участке, в огороде). Формирование бережного отношения к природе (работа в уголке природы, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) должно сочетаться с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, двор, улицу.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные, которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд, традиции, общественные события. Причем факты и явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Знания обогащают чувства ребенка, он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать родным, друзьям, сверстникам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность, милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в окружении, в котором постоянно живет. И на этой основе в последующем «вырастет» чувство любви к Родине.
Личный пример воспитателя, любящего свою работу, дом, улицу, город и принимающего активное участие в общественной жизни, мировоззрение, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников ведется в нескольких направлениях:
— духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
— воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
— культурно-познавательное (целевые прогулки, посещение кукольных спектаклей, встречи с интересными людьми);
— нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение следующих условий.
— Воспитатель должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. Формы изложения материала — проведение консультаций, открытых занятий, конкурсов на дидактическую игру патриотического содержания в соответствии с разработанным перспективным планом по данному направлению.
Результаты опроса детей с целью выявления знаний об окружающем мире, семье, дет¬ском саде, месте проживания, культурном наследии малой родины показывают, что дети знают мало русских праздников, традиций, примет; не знают истории названий улиц, основания города; как называют жителей нашего города; зачастую не могут объяснить значение изображения на гербе, флаге.
— Создание предметно-развивающей среды достигается оборудованием в детском саду уголка русской избы, где собраны предметы старины и быта крестьян, проведением там тематических занятий, посиделок, празд¬ников, выставок совместного творчества детей и родителей («Город, в котором я живу»). В группах оборудуются специальные зоны: оформленные уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, город); наглядным материалом по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой. На групповых «полочках красоты» представляются предметы народного декоративно-прикладного искусства, промышленные и изготовленные руками воспитателей дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности (конкурс на лучшую разработку дидактической игры по патриотическому воспитанию). Важно использование материала, связанного с темой «Семья» (макет «Мой дом», альбомы, самодельные куклы для пальчиковой гимнастики, «Чудесный сундучок», где находятся предметы для обыгрывания потешек, закличек, пестушек). Совместно с родителями оформляются альбомы с семейными фотографиями, родословные древа. Используются оформленные альбомы с достопримечательностями города, символами страны, города, гербами городов области.
В методическом кабинете оформляется фонд наглядно-иллюстративного материала: картины с государственной символикой, небольшая видеотека (фильмы о городе), дидактические игры и пособия по временам года, профессиям, детская литература патриотического содержания, альбомы «Знакомим с жанровой живописью», «Шедевры мировой живописи», материал по ознакомлению с городом (разрезные картинки с видами, гербарий с растениями области), папка с информацией о русских праздниках, семейные листы с фотографиями.
— Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей — начальное звено патриотического воспитания. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, ее жизнью. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, обозначается характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнавать свою родословную, почитать старшее поколение. Через призму отношений ребенка к его близким мы имеем уникальную возможность прививать самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воспитателю найти правильный подход к ребенку, его внутреннему миру. Совместно с родителями в детском саду проводятся тематические выставки в мини-музее, оформляются альбомы, составляются родословные, создается предметно-развивающая среда, условия для полноценного проживания ребенка в детском саду. Только с привлечением всех участников воспитательно-образовательного процесса можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, а также поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в «Иванов родства не помнящих».
Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.