Мареев А.В.,
инструктор по физкультуре;
Мареева Л.В.,
учитель-логопед МБДОУ д/с № 5 «Родничок»,
г. Луховицы Московской обл.
В наши дни необычайно развита информационная культура. Создание, обработка и передача информации становятся одними из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности, как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе образовании.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором [2].
Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные, для детей с различными нарушениями развития.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но эффективность их использования зависит от качества применяемых средств и умения грамотно и рационально их использовать в образовательном процессе. В ходе работы над проектом обучающиеся (педагоги) знакомятся с широким спектром возможностей применения ИКТ в совместной деятельности с детьми [9].
Основная задача в свете современных требований образования состоит не только в том, чтобы создать условия для практического овладения языком каждого воспитанника, но и выбрать такие инновационные методы коррекции, которые позволили бы активизировать познавательную и речевую деятельность воспитанника в процессе логопедического воздействия на него [7].
Введение информационных технологий в контекст отечественной традиции предполагает, что использование их уникальных возможностей во всех областях специального и общего дошкольного образования будет подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.
Традиционно развитие речи у детей с речевыми нарушениями осуществляется в разных видах деятельности: игровой, художественной, коммуникативной и познавательной, повседневной жизни ребенка. Введение информационных технологий в коррекционно-образовательный процесс дает более устойчивый развивающий эффект при обучении детей родному языку.
Система развития коммуникативной области с использованием компьютерных технологий предполагает комплексный подход. В целях ее методического и технического обеспечения создается попытка в разработке особой образовательной технологии, которая направлена на решение в интервалах одного вида деятельности разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге развитие связной речи в целом.
Внедрение компьютера и связанных с ним технологий в специальное обучение позволит индивидуализировать коррекционный процесс, учесть образовательные потребности каждого ребенка, что в конечном счете поспособствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
Специфика коррекционного обучения заключается в том, что основными средствами воздействия на ребенка являются различные виды деятельности: говорение, аудирование, визуализация, чтение и письмо. Все компьютерные программы, используемые в коррекционной работе с детьми, в разной мере соответствуют этим требованиям и используются в качестве ассистирующей технологии логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной речи.
Простота в установке и управлении делает доступными интерактивные программы во время образовательной деятельности любому ребенку. Работа с компьютером вызывают у детей повышенный интерес и желание заниматься. Использование информационных технологий представляет собой следующие возможности в этом направлении:
- хранение, пополнение и систематизация демонстрационного материала в больших количествах;
- возможность показа скрытых для наблюдателя процессов развития живой и неживой природы (ускоренное прорастание семени растения, смена времен года, изменения в живой природе в зависимости от части суток), развитие социальных ситуаций;
- возможность проектирования различных моделей развития окружающей действительности;
- демонстрацию видео- и аудиоинформации, подобранной и дозированной в соответствии с индивидуальными учебными возможностями детей;
- возможность закрепления полученных знаний в процессе выполнения специально разработанных продуктивных упражнений;
- создание дополнительной мотивационной основы обучения, длительной эмоциональной заинтересованности процессом обучения, что позволяет качественно изменить направленность личностной активности и приводит к более глубокому и полному освоению предлагаемого материала [4].
Использование информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе позволяет расширить арсенал средств педагога, помогает «достраивать» условия обучения, необходимые для решения развивающих и коррекционных задач, которые не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.
Компьютерные игры — новый вид деятельности для дошкольников, в частности детей с особыми образовательными потребностями. Ведь развитие речевых навыков у данной категории детей характеризуется стойкими нарушениями всех компонентов развития речи, отставанием в формировании познавательных процессов. Все это отражается на эмоционально-волевых качествах личности ребенка.
Использование компьютера в коррекционно-образовательном и воспитательном процессах требует тщательной подготовки и организации, последовательности и систематичности, построения взаимоотношений между взрослым и ребенком. Все виды деятельности в коррекционной работе с детьми имеют тематическую направленность и предусматривают развитие и коррекцию всех сторон устной речи ребенка: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения [10].
Все виды деятельности с использованием компьютера проходят в игровой форме с учетом поэтапного усложнения всех видов работ с данной категорией детей. Этот вид деятельности в детском саду организуется два раза в неделю.
Данное направление работы можно разделить на части. Первая — основная — предполагает ознакомление с новым материалом и практическую проработку знаний, даваемую детям традиционным способом. Вторая часть направлена на практическую отработку полученных знаний с использованием компьютера (7—15 мин). Курс тесно связан с учебными и коррекционно-развивающими программами, которые реализуются в процессе совместной деятельности логопеда и воспитанников.
В отличие от других игр и видов деятельности дети получают возможность:
- увидеть продукт своего воображения и своей игры;
- восстановить процесс и динамику своей игры;
- управлять процессом игры и проявлять свои потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут быть реализованы;
- реализовать принцип самоконтроля (возможность чувствовать себя свободно, не бояться неверных ответов) [5].
Игровая деятельность с применением компьютера очень интересна детям. Систематическое и последовательное использование мультимедийных обучающих программ в процессе логопедического взаимодействия с детьми позволяет значительно сократить время на коррекцию, формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, использование компьютера в совместной деятельности логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует не только успешной коррекции и развитию речевых процессов, но и формированию новых психических качеств (абстрактный тип мышления, переориентировка с конечного результата деятельности на способ ее выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане). Ребенок развивается и в личностной сфере. Указанные формы взаимодействия позволяют логопедам активно внедрять в практическую деятельность инновационные технологии [3].
Фрагменты организации игровой деятельности детей за компьютерами
Каждый ребенок получает индивидуальное задание. В процессе игры на компьютере дети выполняют два-три задания, работая в разных игровых программах. Отрабатываются навыки звукопроизношения, обогащения словаря, грамматические категории (словообразование, словоизменение), связная речь.
Игра «Посчитай»
Цель: отработка навыка словоизменения.
Задача: согласовывать количественное числительное с существительным.
* * *
Дети помогают мальчику Пете посчитать домашних птиц, которые гуляют у него во дворе. Они пересчитывают птиц (петухов, кур, индюков, гусей и уток, их птенцов) и называют правильный ответ. Проверить себя они могут, нажав на кнопку, которая находиться внизу картинки. Таким образом, дети не только учатся считать, согласовывать существительное с числительным, но и закрепляют названия домашних птиц, их птенцов, а также учатся выстраивать свой ответ фразой, согласуя слова в предложении в роде, числе и падеже [6].
Игра «Звуки [в] — [в`]»
Цель: обучение слухопроизносительной дифференциации звуков в словах и предложениях.
Задачи:
- формировать умение дифференцировать звуки с опорой на акустические признаки;
- учить находить звук в слове согласно заданной позиции.
* * *
Перед детьми серия картинок, которые они должны четко проговорить, выделить голосом изучаемый звук. Затем надо выполнить ряд заданий: какие картинки находятся слева, какие справа. «Рассели слова по домикам» — дифференциация звуков в словах по мягкости — твердости. «Четвертый лишний» — убрать картинку, не имеющую звуков [в] — [в`]. Работая в данной последовательности, дети учатся не только находить звуки в словах, дифференцировать их, но и развивают фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа слов, слуховое внимание, словесно-логическое мышление [8].
Игра «Составление описательного рассказа»
Цель: составление описательного рассказа о зайце по индивидуальным картинкам и плану.
Задачи:
- развивать умения выделять существенные признаки и основные части;
- формировать обобщенные представления о правилах построения описательного рассказа о предмете;
- овладевать языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
* * *
Детям предлагается ряд заданий, которые способствуют формированию навыка описательного рассказа, такие как «Отгадай загадку» — узнать животное, о котором пойдет речь. Дети узнают предмет с опорой на теневое изображение животного.
«Чей, чья, чье, чьи» — закрепление образования притяжательных прилагательных и употребления их в ответах на вопросы. Дети называют, какая часть тела спрятана за деревом (заячий хвост и т.д.) Составление описательного рассказа о зайце по аналогии с планом описания и опорой на схемы последовательности рассказа. План рассказа: «Кто это? Где живет? Чем питается? Кто детеныши? Кто враги? Внешний вид, размер, строение, окрас, повадки» [1].
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более эффективным, модернизировать объекты познания и продуктивную деятельность детей как с отклонениями, так и с нормой развития речи.