Материал опубликован в журнале “Управление ДОУ” № 2/2012.
Зверева О.Л., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»;
Ерохина И.А., заведующий ГОУ д/с № 37, Москва
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свои Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
На основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей мы выявили факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения. Мы поставили цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.
Нами был разработан алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, состоящий из трех блоков.
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривал актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагал анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — использовались опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Рассмотрим результаты проведенной работы коллективом педагогов нашего ДОУ с родителями в соответствии с алгоритмом.
Для изучения отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей, выявления их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков мы использовали опросные методы, наблюдение, диагностику, «Телефон доверия». В помощь родителям издавались информационные листовки, например: «Досуг в семье», «Знакомим детей с малой родиной» и др.
Изучение проблемы патриотического воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания». Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания.
В анкетировании приняли участие 30 родителей в возрасте от 23 до 30 лет, которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?».
Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием родители понимают любовь к Родине, стремление увеличить ее богатства и процветание; 15 опрошенных решают задачи патриотического воспитания в условиях семьи, 12 респондентов отметили, что патриотическое воспитание — прерогатива ДОУ. В целом родители удовлетворены патриотическим воспитанием своих детей в ДОУ.
Были выявлены предложения родителей по улучшению патриотического воспитания в детском саду: проведение тематических вечеров по истории России, ознакомление с традициями и обычаями семей, посещение исторических музейных экспозиций.
Анкетирование педагогов показало, что в ДОУ решались задачи патриотического воспитания в разных формах обучения. На занятиях детям читали народные сказки, беседовали о маме, на прогулках проводилось наблюдение, использовалась проектная деятельность (проект «Родной дом»), организовывались викторины, досуги, отмечались народные праздники.
В течение двух лет в годовом плане ДОУ ставилась задача по взаимодействию с родителями в разных аспектах. Годовая задача формулировалась следующим образом: «Совершенствование совместной работы ДОУ и семьи по правовому воспитанию дошкольников. Формировать у детей личную позицию человека-гражданина». Проводились тематический контроль, семинар, консультации, мастер-класс и как итог педсовет.
Годовая задача 2011/12 уч. г. звучит так: «Формирование родительской компетентности. Сопровождение семьи от поступления ребенка в детский сад до выпуска в школу как условие формирования родительской компетентности». Тематический контроль «Методика проведения родительских собраний и других нетрадиционных форм взаимодействия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» обнаружил у педагогов дефицит знаний в области российской культуры и традиций. Воспитатели не всегда умели поставить конкретные задачи патриотического воспитания и выбрать соответствующие им содержание и методы. В то же время в ДОУ широко распространены совместные досуги с родителями, познавательные нетрадиционные формы общения в разных областях воспитания дошкольников.
Для педагогов был разработан и проведен цикл консультаций, который подробно освещал содержание патриотического воспитания: «Педагоги и родители — творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия», «Содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания», «Использование дидактических и народных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». Рассмотренные вопросы позволили педагогам найти пути для установления тесного взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания.
Были проведены заседания педагогических советов по вопросам приобщения детей к истокам русской народной культуры. В соответствии с решением педсовета была организована «Неделя открытых дверей» для родителей с целью их вовлечения в педагогический процесс ДОУ. Для обогащения опыта родителей специалисты ДОУ ежемесячно выпускают информационный листок. Положительно воспринят опыт проведения конкурса «На лучшее родительское собрание», который решено сделать традиционным.
Опираясь на классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями Т.В. Кротовой, были разработаны досуговые, информационно-аналитические, наглядные формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Акцент во взаимодействии с родителями ставился на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. В детском саду были организованы и проведены досуг «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.
Сценарии праздников и развлечений разрабатывались совместно с родителями. Подготавливая семейные праздники, мы определили их цели и задачи, провели консультации для родителей, составили план мероприятия, распределили роли для взрослых, изготовили пригласительные билеты, атрибуты и пособия, подготовили отдельные номера, составили памятки для родителей и детей.
Например, на «Семейных посиделках» акцент ставился на совместную деятельность родителей и детей. Подготовлены плакаты «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Во время подготовки к празднику «А ну-ка, бабушки!» все родители и бабушки творчески подошли к выполнению задания. Придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы из бабушкиного сундучка, угощения, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех». Дети, родители, бабушки и дедушки участвовали в играх, танцах, конкурсах, они пели, читали стихи, танцевали.
Традицией ДОУ стало празднование «Дня рождения детей» с привлечением родителей, которые заранее готовили рассказ о ребенке, приносили его фотографии, старались представить интересные факты из жизни семьи. Создавалась атмосфера общности интересов взрослых и детей.
Для родителей проводились праздники, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа. Дети рассказывали о своих далеких предках. Родители подключались к рассказам об истории своей фамилии. Было представлено много интересных реликвий: старинные вазы, патефон, рушники, подсвечники, старинные деньги.
Для родителей и других членов семьи проводились семинары-практикумы, родительские гостиные, например, «Я и моя семья в роли семейных летописцев», тематическая неделя «Азбука семейных ценностей».
В детском саду применялся метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовила материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполнилось познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Например, были разработаны проекты: «Расскажи другу о Москве», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья». Эти проекты приняли участие в Московском городском конкурсе детско-родительских проектов «Солнечный зайчик», а проект «Мои друзья» занял 1-е место.
К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес родителей вызвали рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Изготовлены папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Были оформлены семейные и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
Педагогами ДОУ под руководством заведующего были разработаны рекомендации для родителей «Растим патриота», в которых говорилось о необходимости воспитания у детей любви к родному дому, улице, детскому саду, а также рекомендации о том, как знакомить детей с достопримечательностями района, города, как посещать с детьми музеи и выставки. С детьми и родителями проводились совместные экскурсии «Любимые уголки нашего города», «Славное прошлое». Дети обогащались новыми впечатлениями о природе, насекомых, изготавливали поделки из природного материалы, оформляли выставки совместного творчества с родителями: «Во поле березонька стояла», «Чудеса детей из ненужных вещей», «Природа и фантазия». У детей воспитывалось трудолюбие, аккуратность, творчество. Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами.
Совместно с родителями в ДОУ был создан клуб «Счастливая семья». Заседания клуба посвящены знакомству с семьями детей, традициями русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными обрядами и обычаями. Заседания клуба были посвящены темам: «Мой город», «Моя страна», «Традиции моего народа», «Народные ремесла». Благодаря работе клуба наладилась связь с семьей, родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса. В рамках клуба был проведен цикл бесед за круглым столом, где родители могли свободно высказать свое мнение, делились опытом семейного воспитания.
За время работы клуба в детском саду был организован мини-музей «Моя малая родина». Музей — механизм сбережения и трансляции достижений культуры, он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность связи человека с миром в их богатстве и многообразии. В музее ребенок погружался в историческое прошлое родного края, изучал природные богатства, окружающий мир. Работа по созданию мини-музеев сплотила коллектив воспитателей, родителей и детей.
После проведения всех мероприятий проводилась тематическая проверка, показавшая, что в результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию произошли следующие изменения:
— повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять разнообразные формы и методы патриотического воспитания: экскурсии, беседы, чтение литературы, фольклор, труд в природе и др.;
— обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на патриотическое воспитание;
— произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;
— создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
— возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.
Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Участие родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.