Региональный опыт повышения профессиональной компетентности педагогов


Гриднева Л.А., канд. пед. наук, старший методист отдела дошкольного и начального образования Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров,
г. Петропавловск-Камчатский

В последнее десятилетие обеспечение благополучного защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование впервые представлено как уровень общего образования.
Задачи, направленные на обес­печение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Решение поставленных задач, результативность введения ФГОС ДО всецело зависят от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной необходимыми ресурсами. Для эффективного введения Стандарта необходимо уделить особое внимание подготовке кадров, повышению профессиональной компетентности педагога на уровне образовательной организации, муниципалитета, региона.

Одно из важных условий повышения профессиональной компетентности педагога — системная методическая работа, организованная в детском саду. Цель методической службы ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО — оказание действенной помощи педагогическому коллективу в построении (моделировании) педагогического процесса, повышении теоретического уровня и профессиональной компетентности педагогов.

Педагогическое мастерство формируется и совершенствуется в разнообразных формах методической работы: педагогические советы, семинары-практикумы, открытые занятия, консультации, мастер-классы и др. Общеизвестно, что ведущую роль в системе внутреннего (корпоративного) повышения квалификации играет самообразование педагогов, а ответственность ложится на руководителя организации, в компетенцию которого входит обеспечение современной методической подготовки педагогов.

Учитывая ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников дошкольного образования к введению Стандарта, большую роль в повышении профессиональной компетентности педагогов призваны играть муниципальные методические службы. Именно на их базе следует организовать работу в межкурсовой период, возможно, с приглашением представителей ведущих научных школ, учреждений дополнительного профессионального образования страны. Такая работа проводится в форме методических семинаров, конференций, выявления и обобщения опыта. К сожалению, в ряде муниципальных образований отсутствует систематическое квалифицированное методическое сопровождение. Деятельность муниципальных методических служб нередко переориентирована с содержательной стороны на организационно-инспекторскую, методические службы обладают скромной материальной базой.

В сложившихся условиях воз­можность повышения профессиональной компетентности, получения методической, информационной поддержки в межкурсовой период мы видим в развитии сетевого педагогического взаимодействия.

За два неполных года на региональном уровне Институт повышения квалификации провел значительную работу по организационно-методическому, информационно-методическому, научно-методическому сопровождению введения Стандарта дошкольного образования. Основные формы работы, направленные на развитие компетентности педагогов, — курсовая подготовка, проблемно-ориентированные семинары, групповые и индивидуальные консультации, авторские семинары ведущих ученых и практиков, педагогические мастерские, мастер-классы, круглые столы и др.

Только за минувший учебный год различными формами повышения квалификации охвачены более шестисот педагогических работников дошкольного образования. Разработано 11 дополнительных профессиональных программ, проведено 27 курсовых мероприятий в рамках государственной программы «Развитие образования в Камчатском крае на 2014—2020 годы» и государственного задания института повышения квалификации.

Всего за два года 1378 руководящих и педагогических работников повысили квалификацию, что составляет 69,2% от общего количества педагогов дошкольного образования Края.

Учитывая задачи, стоящие перед профессиональным педагогическим сообществом, Институт внес изменения в организацию курсовой подготовки (введен предкурсовой модуль), а также в структуру и содержание дополнительных профессиональных программ. В программах предусмотрено, что профессиональные компетенции педагогов должны выстраиваться на основе функционального анализа их деятельности в условиях введения Стандарта; проектирования педагогического процесса с учетом контингента детей с различными образовательными потребностя­ми: одаренных, детей с ОВЗ, детей, чье развитие соответствует возрастной норме. Большое внимание уделяется обсуждению современных образовательных технологий, используемых в работе с детьми по освоению содержания образовательных областей, проблем выстраивания партнерских отношений образовательной организации и семьи.

Обновленное содержание программ повышения квалификации нацелено на разработку основной образовательной программы, выполнение условий ее реализации, что обеспечит преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Перед педагогами сегодня стоит непростая задача — создавать условия для образования и развития воспитанников в соответствии с требованиями Стандарта, но не забывать о поддержке индивидуальности и развитии самоценной личности каждого ребенка.

Акцент в обучении слушателей сделан на развитие воспитанников через игру, свободный диалог, содержательное общение со сверстниками и детьми другого возраста, воспитателями.

Дополнительные профессиональные программы направлены на повышение профессиональной компетентности руководителей и их заместителей, педагогов-психологов, воспитателей, инструкторов по физкультуре, музыкальных руководителей.

В соответствии с современными требованиями к информационной компетентности педагогических работников ДОО в 2014/15 уч. г. более семисот педагогов прошли обучение по дифференцированным программам: от базового курса до организации проектной деятельности в очной и заочной формах, с применением дистанционных образовательных технологий, на базе Института, сети межшкольных центров методической и технической поддержки использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Системно-деятельностный под­ход служит методологической основой стандартов всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Его реализация в рамках курсовой подготовки предполагает использование интерактивных форм работы со слушателями в аудитории и на базе региональных стажерских площадок.

Шестой год успешно реализуется профессиональное взаимодействие Института и ДОО — стажерских площадок. Такое сотрудничество позволяет решать задачи внедрения инноваций в практику работы организаций, педагогов, создает благоприятные условия для профессионального взаимодействия и роста мастерства работников дошкольного образования Камчатского края.

С какой целью ведется такая большая методическая работа? Конечно же, для подготовки специалиста дошкольного образования, который будет знать и применять в практической деятельности:

  • современные теоретические представления о развитии детей в различных видах общения и деятельности;
  • особенности организации обра­зовательной среды как компонента социальной ситуации развития;
  • основные принципы и технологии организации образовательного процесса;
  • принципы построения конст­руктивных взаимоотношений со всеми участниками образовательных отношений.

Лучший опыт педагогов Камчатского края представлен во всероссийских изданиях: «Управление ДОУ», «Воспитатель ДОУ», «Медицинский работник ДОУ», «Цветной мир: изобразительное творчество в детском саду, начальной школе и семье», «Инструктор по физической культуре», «Музыкальная палитра», опубликован в региональном научно-методическом журнале «Камчатский педагогический вестник».

Нормативные правовые документы, методические рекомендации, первый опыт внедрения Стандарта размещены на сайте Института в разделе «ФГОС ДО», в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Детский сад будущего: “нестандартный” педагог в мире стандартов».

Сложившаяся система повышения квалификации в целом обеспечивает готовность педагогов к введению Стандарта. Работа по повышению профессиональной компетентности педагогов будет продолжена в 2015/16 уч. г. Институт запланировал проведение десяти курсов повышения квалификации и обучение шестисот двенадцати работников дошкольного образования в очной и заочной формах обучения с применением дистанционных технологий, научно-методических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов.

Мы надеемся на активное совместное участие методических служб ДОО, муниципалитетов в повышении профессиональной компетентности педагогов Камчатского края в условиях введения ФГОС ДО.

Прочитано 2927 раз
Оцените материал
(0 голосов)
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Личный кабинет

Контакты

Адреса:
Редакция: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-70-33
Отдел продаж: г. Москва, проезд Лазоревый, 3 (ст. м. Ботанический сад)
Тел: (495) 656-75-05
Менеджер по подписке Email: demidova@tc-sfera.ru
Тех. поддержка Email: site@tc-sfera.ru

Прием платежей ИП Цветков

ОГРН/ИНН приема платежей:

306770000449372 / 771610367679

ОГРН/ИНН ТЦ СФЕРА:

1037739720204 / 7726044868