Савенкова Л.Г.,
д-р пед. наук, член-корр. Российской академии образования,
профессор, заместитель директора по научной работе
Института художественного образования
Российской академии образования, Москва
Термин «полихудожественное обучение» пришел в педагогику искусства в 1987 г., его автором является Б.П. Юсов. Ученый, основываясь на исследованиях в области естественных наук, истории развития искусства и общества, опираясь на направления художественной педагогики, сформулировал базовые положения полихудожественного подхода, направления комплексного развития детей на основе разных видов искусства из которых наиболее важны два тезиса.
1. «Искусство и все другие виды деятельности не дополнительны по своей роли в жизни человека, а симультанно по своему действию на человека в целом.
2. Средствами искусства можно не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, возникающие в ходе познания и других видов деятельности. Искусство способно целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку других видов деятельности» (Б.П. Юсов).
Исходными предпосылками для полихудожественного обучения выступают следующие:
— искусство отражает окружающий мир и представления человека об этом мире в форме художественного образа, а не в форме понятий и фактов и отнесения их к разным группам;
— из образной природы искусства вытекает значимость главного процесса в художественной деятельности — воображения («во-ображения»);
— продукт во-ображения — творчество, вектор будущего, устремление к новому. Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В.П. Зинченко);
— духовное возвышение ребенка. Воображение должно получать возвышенную духовную пищу. Педагогический смысл духовности: идеальный план действия, бескорыстный, тонкий (не грубый). Это — действие, активность и творчество на благо человечества.
В основе полихудожественного подхода лежат представления:
— о том, что каждый ребенок «изначально предрасположен» к восприятию разных видов искусства, видов художественного творчества, поскольку способен видеть, слышать, чувствовать, осязать, обонять, двигаться, мыслить;
— любой ребенок воспринимает мир в художественных образах, возникающих в его фантазии, воображении на основе известных представлений;
— каждый ребенок способен действовать и творить в любом виде искусства. Кроме того, он без труда рисует и говорит, двигается и поет, играет и воображает и т.д.
Полностью статью читайте в журнале «Управление ДОУ». 2014. №8.