Боякова Е.В., канд. пед. наук, старший науч. сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва
Современное общество, в котором высокую значимость имеют информация и знание, не может полноценно существовать без информационно-коммуникационных технологий. Наиболее востребованный и доступный источник — глобальная сеть Интернет.
В документах ЮНЕСКО декларируется необходимость и возможность обучения на протяжении всей жизни, при этом ставятся новые задачи перед образовательными организациями. Профессия педагога обязывает учиться всю жизнь, чтобы не отстать от своих учеников, идти нога в ногу с прогрессом. Умение использовать для самообразования информационные источники свободного доступа — актуальная компетенция современного педагога-дошкольника. Открытая образовательная среда предполагает использование, в том числе, лицензионных электронных ресурсов библиотек (школьных, научных, публичных и др.).
Ставшая расхожей фраза «рукописи не горят» в январе 2015 г. была полностью опровергнута страшным пожаром в библиотеке Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). В огне погибли ценнейшие книги и документы, некоторые, существовавшие в единственном экземпляре и неоцифрованные, — безвозвратно. Страна с болью наблюдала, как языки пламени поглощали артефакты культуры. В полный голос зазвучали слова о сохранении книжного фонда с помощью оцифровки и выделения на это бюджетных ассигнований.
Работа по созданию цифровых копий библиотечных коллекций книг, журналов, газет, нот, изобразительных материалов началась давно. Но наиболее масштабным и амбициозным проектом стало основание в 2014 г. Национальной электронной библиотеки (НЭБ), созданной с целью открытого доступа всем желающим к легальному контенту российских библиотек при формировании единого электронного библиотечного пространства. Оператором НЭБ назначена Российская государственная библиотека.
НЭБ предоставляет свободный, бесплатный доступ к полнотекстовым изданиям 6 федеральных и 30 региональных библиотек с персонального компьютера, планшета, смартфона (http://нэб.рф). Среди крупных участников проекта — Российская государственная библиотека (РГБ), Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ России), Российская государственная детская библиотека (РГДБ), Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГИБЛ). Представлены коллекции книг библиотек гг. Калининграда, Пензы, Владимира, Брянска, Челябинска, Тулы, Твери, Орла, республик Карелии, Ингушетии, Тывы и др. Разработаны специальные полнофункциональные приложения для чтения с мобильных устройств в разных операционных системах.
В концепции НЭБ сказано, что информационная грамотность — важный фактор успеха личности в современном мире, а библиотеки — важнейший институт работы с информацией. К концу 2015 г. в фондах библиотеки насчитывалось 1 667 657 электронных книг и 33 336 226 записей каталогов. В ней можно найти как книжные памятники, так и современные работы. Представлены художественные произведения, научные книги по разным отраслям знания, журналы, газеты. С помощью инструментов НЭБ читатель может работать с текстом, не выходя из дома, или найти ее печатный экземпляр в ближайшей по территориальному расположению библиотеке. Выбрав разные варианты регистрации, пользователь получает определенный набор безвозмездных услуг. Полная регистрация дает возможность читать книги, охраняемые авторским правом. Без регистрации можно знакомиться с произведениями, перешедшими в статус государственного достояния.
На базе РГДБ формируется Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ). Она решает (или частично решает) сразу несколько острых проблем: комплектование муниципальных и сельских библиотек детской литературой; ознакомление читателей с шедеврами детской литературы, находящимися в фондах российских библиотек и неизвестными современному читателю; сохранение особо ценных и ветхих изданий, расширение доступа к наиболее часто запрашиваемым книгам.
Для педагогов детских садов ресурс может быть полезен для поиска необходимой детской литературы при подготовке к занятиям, досугам, выбору произведений для чтения детям при содержательном наполнении части образовательной программы, формируемой образовательной организацией.
База данных НЭДБ (arch.rgdb.ru) состоит из нескольких цифровых коллекций: книги, журналы, диафильмы, газеты. В зависимости от наличия авторских прав, регистрации пользователя и его местонахождения предлагается 9 вариантов доступа: от полного с возможностью скачивания до жестко ограниченного с просмотром только в здании РГДБ. Для чтения с удаленного компьютера представлены около 4000 изданий.
Коллекция постоянно пополняется. Возможна подписка на уведомление о новых поступлениях цифровых книг.
Для удобства пользователя предлагаются разные варианты поиска: по тематике, автору, переводчику, составителю, иллюстратору, редактору, издателю, создателю электронной копии, целевой аудитории, наличию авторских прав, дате выпуска.
Большую электронную библиотеку имеют РГБ (elibrary.rsl.ru) и РНБ (www.nlr.ru/). В них сконцентрированы коллекции универсального собрания книг, полных текстов диссертаций и авторефератов, старопечатных книг и рукописей, нот, карт, научной и учебной литературы, периодических изданий и др. Возможности использования идентичны другим библиотекам. Есть бесплатный и коммерческий доступ.
Используя современные технические средства обучения, можно во время занятия показать детям, как выглядели рукописная книга, старая открытка, фотография, карта, газета, подготовить интересный наглядный материал для родителей, украсить доклад на педсовете или родительском собрании коротким экскурсом в историю вопроса.
Интерес для педагогов представляет сетевая библиотека Научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского (elib.gnpbu.ru). В ней собрана литература, в том числе современная, по всем отраслям психолого-педагогической науки с полным, свободным, бесплатным доступом. Особенность данного собрания — наличие изданий, которых нет ни в одной из существующих электронных библиотек психолого-педагогической отрасли.
В ней можно найти собрание сочинений Л.С. Выготского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, И.П. Павлова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Научное наследие В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.И. Божович, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, М.В. Ломоносова, С.Л. Рубинштейна, Л.Н. Толстого и др. Дошкольное воспитание представлено трудами А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Особая гордость библиотеки — коллекция «Азбуки, буквари и книги для чтения». В электронном доступе находится полный текст редких изданий: «Русско-Славянский букварь» (1866), «Букварь славенороссейских письмен...» Кариона Истомина (1692), «Самоучительная азбука» (1832), «Российский букварь для обучения юношества чтению...» (1801). Буквари XX в. Д.И. Тихомирова (1902), Н.В. Тулупова (1917), В.А. Флёрова (1917), Е.Я. Фортунатовой и Л.К. Шлегер (1903) и др.
Собрание библиотеки полезно для практических работников, студентов всех форм обучения, преподавателей среднего и высшего профессионального образования. Пользование библиотекой удобно, интуитивно понятно. Разработана система подсказок. Навигация предполагает поиск по автору, заглавию, изданию и др. Во время чтения возможен переход на любую страницу, к любому структурному элементу книги, лексический, атрибутивный и комбинированный поиск.
Пользование электронными ресурсами библиотек с технической точки зрения не представляет особых трудностей. Освоив схему работы в одной из них, можно легко ориентироваться в другой.
И еще один важный момент. Регистрируясь в библиотеке, вы соглашаетесь с условиями использования ресурсов. Большинство электронных библиотек предполагает скачивание контента. Но если такое право не предусмотрено, не стоит пытаться его нарушить. Выполнение законов, охраняющих авторские и смежные права, — основа читательской и писательской культуры. Пользуясь в своей практической или научной работе текстами книг электронных или обычных библиотек, цитируя их, ссылайтесь на источник заимствования. Это не принизит вас как автора, а придаст тексту глубину и обоснованность.
В статье рассмотрены лишь наиболее крупные проекты. Открытое информационное пространство создается в библиотеках регионального и муниципального подчинения, приближая книги к читателям, сохраняя наше время и расширяя знания.