Термин «особые образовательные потребности» — новый для российского образования. Он имеет широкий социальный контекст и отражает перемены в обществе в отношении детей с нарушениями в развитии. В нем озвучиваются гуманность и ответственность общества по отношению к таким детям, переориентируя взгляды с отклонения от нормы на удовлетворение особых потребностей. Важным для дальнейшего распространения термина «особые образовательные потребности» является его употребление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в определении понятия «инклюзивное образование». Закон дает понимание специальных условий, необходимых для детей с особыми образовательными потребностями: адаптированные образовательные программы, специальные методы воспитания и обучения, учебники и дидактические пособия, технические средства коллективного и индивидуального обучения и др. Закрепляет возможность образования детей с ОВЗ как совместно с другими детьми, так и в специальных группах, классах или организациях.
Инклюзивное образование вызывает трудности у педагогов массовых образовательных организаций. Происходит это прежде всего от дефицита специальных знаний и практических умений для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, недостатков менеджмента со стороны муниципальных управлений образованием и администрации детских садов и школ. Изучение успешного опыта, овладение новыми компетенциями под руководством квалифицированных специалистов, личные успехи дают педагогам уверенность в своих силах и утверждают во взглядах на инклюзивное образование как на всеобщее благо и ценностное завоевание современного развитого общества.
В этом номере журнала вы познакомитесь с современными моделями организации ранней помощи детям с ОВЗ и включения воспитанников домов-интернатов в образовательные организации. Интересным опытом работы с детьми с особыми образовательными потребностями поделились учреждения социальной защиты — Центры содействия семейному воспитанию.
Редакция журнала благодарит О.В. Стукалову, А.К. Фадину, Благотворительный фонд «Образ жизни» и «фонд Владимира Смирнова» за помощь в подготовке номера.
Выписывайте и читайте журнал, пишите о своих проблемах и творческих достижениях по адресу:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Для журнала “Управление ДОУ”».
Главный редактор журнала Е.В. Боякова